автор: Ирина Демидова дата: 05.03.2013 + +6 -

Машиностроительный полигон – уникальный образовательный эксперимент

Год назад в Череповце стартовал проект в сфере профессионального образования «Экспериментальный машиностроительный полигон», участниками которого стали мэрия города, два промышленных предприятия: ОАО «ЧЛМЗ» и ООО «ССМ-Тяжмаш», а так же несколько образовательных учреждений. Одним из инициаторов проекта стал генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир БОГЛАЕВ.

- Владимир Николаевич, сейчас действуют несколько механизмов подготовки кадров для промышленности. Это и классическое профессиональное образование, и создаваемый для шефства над профильными учебными заведениями институт «Базовых предприятий». Что побудило вас, Дмитрия Колесова и Владимира Лысова инициировать от имени Ассоциации машиностроительных предприятий создание «Экспериментального машиностроительного полигона»?

- К сожалению, уровень качества подготовки практически по всем специальностям упал до критического уровня. Приходящие на собеседование дипломированные молодые специалисты показывают чудеса неграмотности и путаются и даже в простых понятиях. Металлурги не могут обозначить разницу между сталью и чугуном, электрики не знают закона Ома, механики не могут расшифровать аббревиатуру ШВП, а бухгалтеры не знакомы с планом счетов. И при таком положении дел официальная отчётность не даёт никаких сигналов тревоги! Собираются заявки, формируются планы, финансируются программы, кто-то отчитывается об их выполнении. Внешне выглядит всё пристойно, и не сразу становятся видны перекосы в структуре подготовки кадров для народного хозяйства страны, неэффективность потраченных средств, снижение кадрового потенциала в промышленности и армия обрекаемой на не востребованность молодёжи.

Попытки перевести советскую систему профподготовки на рельсы капитализма проваливаются, ещё больше усугубляя реальное положение в сфере образования. Нежелание мириться с таким трендом и заставило нас объединиться в попытке разорвать порочный круг: «снижение конкурентоспособности территории - снижение конкурентоспособности предприятий - снижение индивидуальной конкурентоспособности – снижение кадрового потенциала территории – снижение инвестиционной привлекательности – снижение конкурентоспособности территории».

Упомянутый вами Закон «О базовых предприятиях» не решает эту проблему. Он направлен не на решение стратегических задач, стоящих перед страной, а лишь помогает закрыть потребность в трудовых ресурсах на очень крупных и успешных предприятиях. Это яркий пример того как генералы готовятся к прошедшей войне.

- Владимир Николаевич, так какие цели планируется достичь в результате реализации этого проекта?

- Вряд ли кто будет оспаривать тезис, что без наращивания кадрового потенциала экономику территории не поднять и достойного уровня жизни населению не обеспечить. С другой стороны, высокая конкурентоспособность на рынках сбыта должна обеспечиваться конкурентоспособными по жизни специалистами. Проект ЭМП должен был помочь решить эту задачу с помощью соответствующей организации взаимодействия между четырьмя заинтересованными группами: администрацией территории, образовательными учреждениями, работающим на территории бизнесом и учащимися – настоящими и потенциальными.

В традиционной системе производственная практика проходит после проведения курса теоретических занятий. Эта схема сегодня не приводит к повышению уровня подготовки специалистов – большинство студентов проходят практику в таких случаях формально, да и встроить набежавших практикантов в реальный производственный процесс невозможно.

Наша задача – создание в рамках ЭМП совместных программ обучения, учитывающих интересы учебных заведений, работодателей и учащихся. Было предложено широко внедрять элементы подготовки специалистов рабочих профессий, принятые в Германии – стране, которая является лидером промышленного развития в Еврозоне. Там учащиеся из пяти учебных дней в неделю четыре проводят на рабочих местах на территории производственных предприятий и только один день – в аудитории. При этом студенты по окончанию курса обучения имеют возможность получить удостоверения по некоторым смежным специальностям, опыт которых они приобрели на производстве.

Именно в направлении непрерывного обучения при постепенном погружении в производственный процесс в рамках ЭМП и планируется работа ОАО «ЧЛМЗ».

- Проект реализуется на промышленных площадках двух успешных предприятий, входящих в пятёрку крупнейших машиностроительных заводов области - ЧЛМЗ и «ССМ-Тяжмаш». Есть ли различия в подходах к процессу подготовки студентов в зависимости от базы?

- Проект не случайно назван экспериментальным. Как лучше сделать и куда развиваться – это вопросы, ответы на которые ещё надо найти. Поэтому мы изначально заложили различные принципы в подготовке учащихся на наших двух площадках.

Если на ООО «ССМ-Тяжмаш» действует принцип жёсткого конкурсного отбора от попадания в сам проект до трудоустройства на предприятие (и прошедшие его ребята – это «высшая лига»), то у нас был сделан упор на свободный доступ и творческое соучастие студентов в производственных и организационных процессах на предприятии. Литейно-механический завод по своей сути – это технопарк и бизнес-инкубатор «в одном флаконе». Невероятное количество технологий и широкий спектр потребителей, постоянное обновление продуктовой линейки. Всё это превратило завод в конвейер инноваций и творческого решения любых (без преувеличения) технических и управленческих задач. Ребятам, которые смогут пройти подготовку на такой площадке, во взрослую жизнь будет вступать значительно проще, так как у нас не только помогут освоить специальность и стать хорошим специалистом, но и научат решать многие жизненные проблемы.

- Ну что ж, планы грандиозные. А что удалось сделать из задуманного за год?

- В проекте «Экспериментальный машиностроительный полигон» приняли участие почти 260 студентов из 6 профессиональных учебных заведений. Основной поток прошёл обучение на Череповецкий литейно-механический завод – всего 220 человек. 

Не могу не сказать добрых слов в адрес директора Череповецкого
технологического техникума Ирины Кузнецовой. Именно она повлияла на моё решение активно включиться в процесс и пойти навстречу проблеме. Для меня Ирина Васильевна остаётся основным носителем инициативы и энтузиазма со стороны образовательных учреждений. Она подходит к эксперименту неформально, творчески, искренне переживая за будущее своих выпускников. Может быть, именно по этой причине построить еженедельный график обучения и работы удалось только с ее учебным заведением. Два раза в неделю на протяжении всего учебного года студенты Череповецкого технологического техникума проходили практику на нашем предприятии.

Взаимодействие с Череповецким металлургическим колледжем носило иной характер. Оно велось в рамках измененного графика непрерывной практики. Учащиеся осваивали теоретические и практические навыки работы с программами объемного моделирования, «1С: Предприятие» и др. Учитывая, что данное направление является прорывным в сфере освоения информационных и инженерных технологий, для реализации этого проекта на нашем предприятии были оборудованы специализированные компьютерные классы. Сегодня некоторые из ребят, которые прошли данный курс, легко заткнут за пояс выпускников профильных вузов.

- А что пошло не так, как хотелось? Неужели первый год эксперимента завершился идеально?

- Самым негативным моментом стал тот факт, что уникальный для страны эксперимент держится на плаву только за счёт энтузиазма нескольких человек и никак не встраивается в действующую систему подготовки кадров.

- Вы собираетесь расширять или сворачивать своё участие в этом проекте?

- Я не вижу перспектив в отношениях с учебными заведениями, которые настроены на взаимодействие с ОАО «ЧЛМЗ» в рамках классической производственной практики - это не способствует достижению инновационных целей проекта с чётко выраженной социальной и гражданской направленностью. Только перенимая и развивая передовой опыт зарубежных стран можно повысить уровень подготовки специалистов и запустить экономический рост. Будучи уверенным, что ОАО «ЧЛМЗ» является наиболее благоприятной площадкой для обкатки инновационных решений в производстве, технологиях, науке и образовании, я постараюсь разогнать проект до той скорости, которая не позволит ему увязнуть в бюрократической трясине на пути к достижению намеченных целей.

 

Похожие материалы

Все на субботник!
Законодательные ориентиры
Прощание с иллюзией
Бюджетное новолетие
автор: Ирина Демидова дата: 05.03.2013 + +6 -

Оставить комментарий: