Местная власть как никто знает, кого следует поддержать, а кого наказать
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Вологодской области Степан ТКАЧУК в августе этого года был переназначен на очередной срок, его кандидатура была поддержана шестью авторитетными бизнес-объединениями региона. Мы попросили рассказать Степана Николаевича об основных проблемах, с которыми к нему приходят наши предприниматели, и как работает сегодня сам институт бизнес-омбудсмена.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей — относительно новый государственный правозащитный институт, сформированный в нашей стране на федеральном и региональном уровнях по предложению предпринимательского сообщества. Он выполняет роль своеобразного индикатора, выявляя имеющиеся проблемы.
Ключевые направления нашей деятельности: работа с индивидуальными жалобами, работа с системными препятствиями, мешающими развитию предпринимательства в регионе; корректировка правоприменительной практики; совершенствование нормативных правовых актов.
Отмечу, что служба уполномоченного имеет определенный авторитет и доверие у предпринимательского сообщества, подтвердила свою полезность для бизнеса и умело дополняет уже устоявшиеся традиционные правоохранительные и иные структуры поддержки и защиты бизнеса. В органах власти никто не может сейчас просто так игнорировать обращения уполномоченного.
Но нужно учитывать, что полнота и эффективная реализация наших задач и полномочий напрямую зависит от квалифицированного кадрового обеспечения. В условиях постоянно меняющегося законодательства необходимы дополнительные ресурсы для анализа правоприменительной практики, выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства. Есть острая необходимость в привлечении в штат уполномоченного высококвалифицированных специалистов и экспертов в области права и экономики, опытных юристов. Также, полагаю, необходимо внести изменения в федеральное законодательство и расширить процессуальные права уполномоченных при судебной защите прав предпринимателей до уровня адвоката.
Значительно уменьшилось количество обращений предпринимателей по поводу неоплаты выполненных государственных и муниципальных контрактов, жалоб на неправомерную оценку качества сточных вод, жалоб в связи с внедрением системы «Платон», жалоб на отказы в выдаче разрешений на строительство или ввода в эксплуатацию помещений, на списание денежных средств со счетов предпринимателей при осуществлении исполнительного производства.
Но появляется много новых по своей тематике обращений. Так, например, появились дела по обжалованию требований по возврату средств субсидий и грантов, начисления и взыскания недоимки по налогам, сборам и пеням. На первом месте в прошлом году — обращения по налоговой проблематике. По-прежнему остаются актуальными вопросы, связанные с правоотношениями в сфере контрольно-проверочных мероприятий, нестационарной торговли, банковской сфере, сферах кадастра, земельных отношений и имущественных прав.
Жаловались предприниматели также на необоснованные запросы по предоставлению излишних документов, внедрению контрольно-кассовой техники в сельских поселениях. Есть претензии по поводу административного давления должностных лиц при проведении административных расследований в рамках контрольно-надзорных мероприятий. В последнее время предприниматели в жалобах указывают на безосновательные внеплановые документарные проверки областного управления госавтодорнадзора.
В результате деловых встреч, личных приемов, по итогам рассмотрения писем и обращений предпринимателей можно выделить пять основных проблем в развитии бизнеса:
- Высокие тарифы на услуги естественных монополий, которые ведут к росту общего уровня издержек производства.
- Засилье федеральных сетей в сфере торговли, транспорта, аптечного обслуживания вытесняет местных предпринимателей.
- Рост налога на имущество (высокая ставка) исходя из кадастровой стоимости.
- Высокий уровень налоговой и неналоговой нагрузки. Блокирование счетов предприятий.
- Излишняя отчетность и избыточность в ней информации, постоянные изменения в правилах и формах отчетности; часто изменяющиеся обязательные требования, содержащиеся в законодательстве.
Оценка показателей ведения бизнеса, к сожалению, изменяется в негативную сторону. Все больше предпринимателей оценивают положение дел как «плохое» (речь идет об оценке динамики потребительского спроса и объема прибыли предприятий — прим. ред.).
Нашей службой рассмотрено более 1,5 тыс. обращений предпринимателей, в т.ч. 471 письменная жалоба предпринимателей о нарушении их прав и более 877 устных обращений. В каждом случае даны разъяснения по существу и правовые консультации по разрешению проблем. Более чем третья часть обращений привела к положительному результату — права предпринимателей полностью или частично восстановлены.
Мы ежегодно замеряем бизнес-климат на муниципальном уровне. Недавно проведенные опросы показали, что подавляющая часть анкетируемых считает, что органы исполнительной власти и местного самоуправления в целом качественно выполняют требования Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Но по моим наблюдениям местные власти предпринимают недостаточные меры по, с одной стороны, стимулированию тех, кто добросовестно работает, а с другой — по привлечению к ответственности тех, кто уходит в нелегальное поле. Ведь представители местной власти как никто другой знают, кого поддержать, а кого наказать. Сейчас ситуация складывается такая, что вроде бы все знают, что делать, даже программы поддержки бизнеса почти во всех районах есть, но многие из них формальны, усечены, лишены конкретики.
Конечно, не стоит забывать, что уровень деловой активности на территории региона зависит от многих факторов, но одни из главных — это заинтересованность местных руководителей, доходность граждан, активность самих предпринимателей. На местах нужен живой, конструктивный диалог, учитывающий потребности и власти, и общества, и, конечно, бизнеса.
Наши опросы показывают, что большинством респондентов не зафиксированы нарушения в сфере проведения проверок органами власти. Большая часть нарушений касается проведения проверок, не включенных в ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сегодня произошла своеобразная замена — применяются различные рейды, административные расследования и иные внеплановые проверочные мероприятия.
При этом внедрение риск-ориентированного подхода бизнесмены почувствовали уже и в настоящее время. За год реформы госконтроля число плановых проверок снизилось на 44%, а 60% подконтрольных субъектов не будут включены в план проверок в дальнейшем. Но сейчас в целом по России на 450 тыс. плановых проверок приходится миллион внеплановых.
Несмотря на масштабную работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности (в частности, внедрения реестра проверок, чек-листов, открытых публичных слушаний правоприменительной практики, возможность замены штрафов на предупреждение), за последние годы в части ликвидации избыточных, устаревших и дублирующихся требований существенно продвинуться так и не удалось. Это является основным фактором риска при переходе на риск-ориентированный подход и может свести на нет все положительные результаты реформы.
Во многих сферах контрольно-надзорной деятельности необходим не просто аудит обязательных требований, а принципиальное изменение модели ее осуществления. Хотелось бы, чтобы наши предприниматели проявляли инициативу и предлагали конкретные меры в этом плане — органы власти должны их услышать.
Уровень деловой активности в районах области зависит от многих факторов, но один из главных — это заинтересованность местных руководителей. Нужен живой, конструктивный диалог власти и бизнеса.
Оставить комментарий: