Мой дом – это…
Возможно, под влиянием западной моды, возможно, в попытке забыть советское прошлое с типовой застройкой и угнетающим отсутствием выбора, а возможно, пытаясь выразить свой внутренний мир, жители нашей страны все чаще обращаются к специалистам для индивидуализации собственного жилища. Уже никого не удивить частным загородным домом, построенным по уникальным чертежам, или полной перепланировкой квартиры с затейливым интерьером.
Как за последние годы изменились требования вологжан к обустройству своего жилища? И как взаимодействуют между собой дизайнеры, проектировщики и строители, стараясь удовлетворить потребности своих заказчиков? Мы обратились к нескольким уважаемым представителям профессионального сообщества, чтобы разобраться в этих непростых отношениях.
Культура заказа
«Наблюдая за изменением потребностей и вкусов, начиная с 90-х годов, могу сказать, что общий уровень требований к услугам дизайнеров возрос, – говорит Владислав Кряжев, руководитель студии интерьера «Контур». – Это обусловлено впечатлениями от путешествий, большим количеством информации из интернета, журналов по интерьерам, телевизионных программ, появлением новых технологий и материалов на российском рынке. Конечно, все люди разные и желания их различны, но общий тренд таков: сегодня для людей в первую очередь важны комфорт и удобство – исчезает потребность удивлять кого-либо своим жильем». По словам дизайнера, на смену показному богатству и китчу приходит европейский утилитаризм со свойственной ему практичностью и целесообразностью. «По-видимому, жилье перестает быть главным показателем статуса, - говорит он. – Появилось новое поколение заказчиков. Это молодые люди со своим особенным отношением к миру, которым очень важно, чтобы интерьер отвечал их внутренней гармонии, был деликатен и эстетичен».
Мария Шамарина, руководитель и главный архитектор проекта Научно-производственного объединения Абрис» придерживается сходной позиции. Она рассказывает, что частным лицам, как правило, интересны проекты индивидуальных жилых домов, перепланировки квартир, проекты интерьеров помещений. Большинство таких заказчиков – это «средний класс», достаточно консервативный в вопросах стиля. «Безусловно, среди них есть люди, готовые принять необычные идеи. И на каждую идею существуют свои критерии оценки со стороны заказчиков, которые влияют на их воплощение: финансовые, стилистические, амбициозные и так далее. В конечном итоге, знакомые всем телевизионные передачи об интерьере квартир и архитектуре загородных домов медленно, но верно формируют в сознании стремление существовать в эстетической среде, пусть даже эта среда сформирована маркой ИКЕА».
Вот только стремление к индивидуальности очень часто ограничено. Ограничивается оно не только финансовыми возможностями заказчиков, но и тем спектром материалов и технологий, который доступен сегодня в дизайнерском и сторительном сегменте рынка. На сегодняшний момент, как замечает директор Строительной консалтинговой компании «Стройальянс» Александр Балашов, рынок переполнен китайской продукцией. «Мировые бренды не способны конкурировать с ней по цене, - говорит он. – В этом кроется определенная загвоздка: нет оптимального соотношения цены и качества материала. Брендовая западная продукция доставляется только по заказу, а это влияет и на сроки, и на конечную стоимость».
Сроки действительно оказывают очень сильный эффект на заказчика. Мария Шамарина поясняет: «Заказчики не готовы к продолжительным срокам проектных и дизайнерских работ, поэтому в каждом конкретном случае выделяются глобальные вопросы требующие решения – выбор оптимальной конструктивной схемы здания, строительных материалов, инженерных систем и так далее. Дизайнерские услуги при этом отходят на второй план. Но тенденции в подходе, например в столице и крупных городах уже изменились, значит, до регионов тоже скоро дойдет необходимость комплексного подхода».
Вопросы кадров
Но реализация проекта не ограничивается одной только культурой заказа, так же немаловажен уровень исполнителей-подрядчиков. И пусть проектирование интерьера сегодня – востребованный и привлекательный вид деятельности, уровень специалистов здесь очень разный.
Руководитель НПО «Арбис» замечает: «Наверное, главным вузом страны по обучению дизайнеров является Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, где готовят специалистов от дизайна транспорта до дизайна текстиля. Так же существует много других вузов, обучающих дизайну. Широкое распространение имеют так называемые «курсы дизайна». Как следствие, наличие фирм, предлагащих услуги проектирования и дизайна, не обладающих достаточно квалифицированными кадрами».
Владислав Кряжев считает, что в нашей стране ошибочно смешивают два понятия: «дизайнер» и «декоратор». «Дизайнер-архитектор, в отличие от дизайнера-декоратора, должен обладать специальными знаниями о требованиях архитектурного проектирования, устройстве инженерных систем и многом другом. Дизайн интерьера – это специализация, которой обучают в архитектурных и художественных вузах. Декорирование же – деятельность, связанная с художественным оформлением интерьера. Декоратор развивает и дополняет готовое архитектурное решение – цветом, материалами, светильниками, мебелью и т.п. Будучи преподавателем кафедры архитектуры и градостроительства ВоГТУ (дисциплина «Дизайн интерьера»), Владислав Кряжев делится своей оценкой количества профессиональных дизайнеров в нашем регионе: «пробуют себя в этом деле многие, но занимаются этим систематически, получая удовлетворение от своего дела, лишь единицы».
Является ли при этом известное имя дизайнера гарантией качества его услуг? Тут у специалистов нет однозначного ответа. «С одной стороны, имя на пустом месте не создается, то есть за плечами у человека «с именем» должен быть достаточный профессиональный опыт, позитивные отзывы о его работе, - говорит Владислав Олегович. – С другой стороны, имя можно раскрутить, сделать из него бренд, а потом его активно использовать. За рубежом немало примеров, когда дизайнерская фирма целенаправленно объединяет творчество рядовых сотрудников под одним именем-брендом. Примеры осмысленного построения собственного бренда встречаются и среди вологодских дизайнеров. Но говорить, что имя – это 100% гарантия успешной реализации проекта, не стоит».
Возможным решением проблемы качества профессиональной подготовки кадров могли бы стать СРО – саморегулируемые организации, но Александр Балашов развеивает это мнение: «Саморегулируемые организации – это как союзы профессиональных деятелей. Словно какой-нибудь клуб специалистов: есть общение, профессиональное развитие, но не больше». По его словам, они не гарантируют высокий профессиональный уровень, равно как и их допуски, которые были введены вместо лицензий, не являются гарантией профессионализма проеткных организации. Получение того или иного допуска превращается в формальное предоставление документов, основным же является вопрос оплаты. По мнению Марии Шамариной, логично было бы заменить аттестацию фирм на аттестацию специалистов с обязательным повышением их квалификации раз в пять лет по разным дисциплинам.
Профессиональные отношения: от дружеских до диктаторских
Однако компании с невысоким профессиональным уровнем никогда не задерживаются на рынке надолго. Это объясняется ихнеспособностью конкурировать с более опытными организациями. Опыт же вырабатывается со временем и заключается в методиках производства конечного продукта и умении находить общий язык между участниками реализации проекта. Для этого нужно скоординировать участие трех сторон: заказчика, исполнителя и авторов проекта, к числу которых относятся дизайнеры и архитекторы.
Отношения между ними складываются самые разные: от диктаторских до дружеских. «Каждый настаивает на своем, - делится Александр Балашов, - проектировщик думает о том, чтобы все это соответствовало нормам, дизайнер хочет, чтобы была видна рука мастера, чтобы его индивидуальность сохранилась в проекте, подрядчик стремится к низкой себестоимости при должном качестве используемых материалов, а заказчик хочет все сразу, но при этом его очень волнуют сроки выполнения проекта».
По ходу беседы руководитель «НПО Абрис» раскрывает некоторые секреты профессионального взаимодействия: «Зачастую в работе над объектами малоэтажного жилищного строительства в зонах регулирования застройки (жилые дома до 3-х этажей с мансардой), архитектор и конструктор на стадии проектирования решают концепцию будущего интерьера квартир. Особенно это касается квартир в мансардных этажах, которые нравятся далеко не всем и могут долго продаваться. В этом вопросе решение кровли, размещение окон, необычное решение санузлов, может придать плюсы квартире. Одним из выгодных решений является наличие антресоли (второго уровня) в пространстве квартиры... В дальнейшем на таких объектах дизайнеру работать проще и интереснее, так как внутреннее пространство многоступенчатое и разнообразное». Мария Шамарина приводит характерные примеры средовой жилой застройки в Вологде, разработанные ее организацией: дом по ул. Бурмагиных, 16; дома по Парковому переулку; комплекс домов по ул. Комсомольской; дома по ул. Маяковского, Гоголя, Благовещенской, Воровского и т.д. Для всех этих объектов характерным является наличие мансардного этажа, квартир-студий в разных уровнях.
Противоположность этим объектам составляют здания так называемого массового строительства – многоэтажные жилые дома, небольшие офисные здания. К сожалению, при проектировании таких зданий услугами дизайнеров пользуются единицы. «В Вологде больше распространено жилье с продольными и поперечными несущими стенами из кирпича, в таком варианте у дизайнера много ограничивающих факторов, – говорит Мария Шамарина. – Дизайнер, который придет разрабатывать интерьер в подобном жилье, будет по большей части декоратором, так как несущие стены с вентиляционными каналами и стояки перемещать без ущерба для всего объектанельзя».
В этом контексте возникает еще один вопрос: с кем лучше работать заказчику и дизайнеру – с маленькой бригадой или солидной подрядной организацией? Здесь также нет однозначного ответа. Если организация с опытом, у нее стабильный коллектив, то ее потенциал выше. Но количество сотрудников играет не столь важную роль по сравнению с глубиной проработки документации, уровнем ее детализации:«Заниматься отделкой по эскизам – не профессионально. Если работник кладет плитку, чтобы получилось «похоже на картинку» – никакой авторский надзор не поможет предотвратить халтуру», - говорит Владислав Кряжев.
Помочь заказчику избежать многих сложностей в создании интерьера, считает специалист, поможет консультация с дизайнером еще на этапе архитектурной планировки. Вообще, чем раньше начнется совместное творчество заказчика и проектировщика, тем интересней, креативней и функциональней будет исполнен интерьер.
Оставить комментарий: