автор: Павел Сивожелезов дата: 27.03.2017 + +1 -

О масштабировании компании и составлении финансового плана

Как вы считаете, какой фактор и почему является самым важным при масштабировании компании?

В процессе неумелого масштабирования немало компаний, что называется, «завалилось на бок», словно неопытный мотоциклист, пытающийся быстро заехать на горку. В погоне за ростом продаж, опьяненные успехом и открывающимися возможностями, владельцы бизнеса часто идут на значительный рост расходов. Они связаны с наймом дополнительного персонала, открытием новых магазинов, филиалов, запуском новых продуктов и т.п. Но в период масштабирования эти расходы нередко никого не беспокоят, ведь продажи растут, и в скором будущем ожидаются большие прибыли. Но спустя пару лет, как правило, выясняется, что одно прибыльное направление (филиал, магазин, продукт и т.п.) кормит несколько убыточных.

Поэтому самое важное – это планировать рост прибыли, а не рост продаж. А затем следить за тем, соответствует ли она плану, и быстро избавляться от тех направлений, которые «не выстрелили», либо кардинально их изменять. Это самый важный фактор.

Второй по значимости – это отсутствие «течи в корабле, отправляющемся в дальний путь». Масштабируя бизнес, вы масштабируете не только свои сильные, но и слабые места. Если у вас в компании слабый менеджмент, неэффективная оргструктура, бизнес-процессы или система оплаты труда, не очень качественный продукт, плохо выстроенный сервис или невысокая клиентоориентированность, то на большем масштабе это принесет многократно большие проблемы, вы уже не сможете покрывать эти пробелы за счет собственного вмешательства, как раньше. Поэтому сначала стоит заняться устранением «течи», а потом уже отправляться в плавание.

Масштабируя бизнес, вы масштабируете не только свои сильные, но и слабые места  

P.S. У каждого из типов масштабирования (франшиза, филиалы, дистрибьюторы, новые товары, расширение отдела продаж и пр.) есть свои риски. Опишите вашу ситуацию подробнее, и я дам более точные рекомендации.


Стоит ли нанимать специалистов для составления финансового плана, либо поручить это подразделению внутри фирмы?

У любой компании, помимо обязательного для налоговой бухгалтерского баланса, для эффективного управления должны быть: отчет о прибылях и убытках (на основании него принимаются решения, связанные с управлением продажами, повышением прибыли, маркетингом и пр.), отчет о движении денежных средств (позволяет предотвращать кассовые разрывы), бюджет (он же финансовый план). Вообще, «взросление» любой компании начинается с составления бюджета. Если он есть, дальше открывается огромный простор возможностей для тонких настроек: можно фокусироваться, оптимизировать, делегировать, сравнивать с показателями отрасли, ставить реалистичные и просчитанные планы и много чего еще.

Бюджетирование, когда вы делаете его в первый раз, состоит из следующих этапов:

1) Определение статей бюджета вашей компании

2) Определение ответственных за каждую из статей и бюджетного процесса

3) Заполнение статей и утверждение бюджета.

Для третьего этапа вам уже никто не нужен, а вот первые два кто-то должен помочь один раз пройти. А теперь подумайте, можете ли вы поручить эти два этапа кому-либо из сотрудников компании? Есть ли кто-то, обладающий нужной квалификацией? Если такого человека нет, у вас есть два варианта. Первый – нанять финансового менеджера. За первые два месяца он справится с двумя этапами (если он имел такой опыт), но чем он будет заниматься потом? Другой вариант – привлечь на эти же два месяца консультанта. Это будет чуть дороже, но он имеет большой опыт именно первых двух этапов, в фирме не расширяется штат, через два месяца вы с ним спокойно прощаетесь.

P.S. Если вам не удастся найти подходящего консультанта в вашем городе, обращайтесь, мы занимаемся и такими краткосрочными проектами.

Всегда готов дать подробные рекомендации. Для этого пишите на почту [email protected]

    Похожие материалы

    Основные ошибки в нематериальной мотивации сотрудников
    Как нанять генерального директора?
    Отдохнувший — значит более продуктивный
    Что умеет менеджер по продажам в секторе b2b и как мотивировать сотрудников?
    автор: Павел Сивожелезов дата: 27.03.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: