Лишь за отдельную плату
Нередко медицинские услуги, полагающиеся нам в рамках обязательного медицинского страхования, по разным причинам оказываются недоступны — то нет мест в больнице, то сломан аппарат для исследований, то отсутствуют реактивы для сдачи анализов. И тогда доктора предлагают провести необходимое лечение или процедуру за деньги. Стоит ли поспешно соглашаться на коммерческие предложения медиков, тем более если ситуация не требует немедленного разрешения?
Молодая мама (назовем ее Л.), которая восемь месяцев назад родила ребенка, почувствовала боли внизу живота и обратилась к урологу местной ЦРБ. Тот назначил ей анализы и по их результатам выписал направление на госпитализацию в стационар.
Стационар оказался ведомственным, однако по договоренности с районной больницей, где нет отделения урологии, он принимал жителей райцентра на лечение. Причем в отделении были и платные, и бесплатные «койки». Когда Л. пришла на прием к заведующему, он предложил ей платное место поскольку бесплатных мест на тот момент не было. Стоимость лечения со всеми удобствами обошлась бы молодой семье в 5 тысяч рублей, что ей оказалось не по карману. Тогда ей предложили плату скромнее — 3 тысячи рублей за пятидневку. Однако и от нее молодая мама была вынуждена отказаться и сказала, что не претендует на госпитализацию и вполне может пройти лечение в дневном стационаре. Для нее это даже лучше, потому что ей нужно кормить малыша. Но Л. сказали, что такая форма в больнице не предусмотрена, а если у нее нет времени и возможностей, она может полечиться амбулаторно в районной поликлинике. Однако расписывая преимущества платного лечения, заведующий отделением упоминал, что пациенты при необходимости могут покидать пределы
клиники. Получается, за деньги отлучаться можно, а бесплатно — нет?!
После беседы с заведующим урологическим отделением Л. пошла к начальнику лечебной части, но ничего нового от него не услышала. Выходит, кормящая мать не может получить необходимую медицинскую помощь своевременно лишь потому, что для этого нет бесплатных условий?
Что ж, посмотрим на ситуацию с правовой точки зрения. Пациентке требуется медицинская помощь, которую каждый гражданин вправе получить в рамках обязательного медицинского страхования. Но пациентка и врач не смогли договориться по поводу условий оказания этой помощи. Бесплатных мест в отделении нет, а заплатить за лечение семья не может. Пациентка согласна лечиться в условиях дневного стационара, однако отлучки для «бесплатных» пациентов в данном лечебном заведении не предусмотрены. Этим правом могут пользоваться только те, кто заплатил деньги.
Как же поступить? Для начала нужно выяснить ситуацию до конца. Право на получение информации закреплено за пациентом ст. 30 Закона РФ «Об охране здоровья граждан» и ст. 10, 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Поэтому, если у вас появились вопросы по поводу способов лечения и его условий, обратитесь за разъяснениями к должностному лицу лечебного учреждения. И лучше в письменной форме.
Пока Л. будет ждать ответа, она может еще раз посоветоваться с врачом поликлиники и решить, как срочно ей необходима медицинская помощь. Может быть, имеет смысл подождать, пока в ведомственной больнице освободятся бесплатные места и подумать, где еще она может пройти курс лечения. Если же все дороги так или иначе ведут ее в ЦРБ, а взаимопонимания с ее руководством она так и не найдет, нужно обратиться к руководителю местного отдела здравоохранения или в отдел претензий (защиты прав пациентов) страховой компании, чьим полисом она пользуется. Согласно ст. 2.9 Закона РФ «Об обращениях граждан» ответ ей должны дать в течение месяца. Причем в письменной форме.
Оставить комментарий: