автор: Татьяна Кормановская дата: 30.10.2017 + +1 -

«Пирамиды прибыли». Часть первая

Чем обусловлено финансовое благополучие отдельной страны, региона, компании, бизнеса и даже человека на современном этапе?

В небольшом цикле статей представлю для вас обзор мнений различных специалистов на этот вопрос.

Сегодня мы узнаем точку зрения известного российского экономиста Михаила Делягина[i] на то, какие производители будут оказывать самое сильное влияние на мировую экономику. Экономист утверждает, что рыночная власть производителя и его эффективность существенно возрастают при производстве сложных уникальных товаров, имеющих наибольшую долю добавленной стоимости.

Крайне важно то, что уникальность товаров обеспечивается не только их реальными потребительскими качествами, но и такими нематериальными составляющими, как дизайн, торговая марка, репутация и бренд производителя. Неосязаемые составляющие для современного потребителя становятся важнее физических свойств товара, поскольку обеспечивают ему определенные эмоции, представления о себе, о своем статусе и т.д.

Степень сложности и уникальности товаров непосредственно зависит от характера используемых производителями технологий. Возрастание рыночной силы и благополучия производителя благодаря эффективности используемых им технологий можно представить в виде так называемой «технологической пирамиды» (См. Рис. 1).

 

Рисунок 1. Мировая технологическая пирамида

Конкурентная эффективность используемых производителем технологий возрастает по мере движения от основания пирамиды к ее вершине. Такое движение сопровождается нарастанием доли добавленной стоимости и стоимости бренда в цене товара, начиная с однородных «биржевых» товаров (нефть, лес и т.п.) через сложные товары и к уникальным товарам. Высокая степень переработки и техническая сложность уникальных товаров позволяют максимально разнообразить реальные и заведомо избыточные потребительские качества этих товаров, что вкупе с воздействием на эмоции покупателя через неосязаемые составляющие дает производителю очень большую рыночную власть над ним.

Еще более сильную рыночную власть и конкурентные преимущества производителю дает создание и тиражирование самих технологий, а также разработка и продажа «ноу-хау». Владельцы передовых и IT технологий через право интеллектуальной собственности все в большей степени ставят их пользователей в положение дилеров или лицензиатов.

Наконец, самыми влиятельными субъектами современной мировой экономики являются разработчики и создатели новых технологических принципов, которые воплощаются в производственно пригодные «ноу-хау». «Это преимущество так велико и обеспечивает такие прибыли, что позволяет говорить о получении своего рода ренты, аналогичной горной, сельскохозяйственной, интеллектуальной и т.д.» - пишет М. Делягин.

Таким образом, чем меньше в цене товара добавленной стоимости и чем меньше в ней доля бренда и прочих неосязаемых составляющих, тем быстрее такой товар обесценивается. Рынки таких товаров являются наименее стабильными, а ориентация компаний и особенно стран на их производство служит для них фактором стратегического риска. Использование же более сложных технологий само по себе преобразовывает общество, улучшает его управление и повышает его конкурентоспособность.

Михаил Делягин утверждает, что «…технологическая пирамида, задающая иерархию технологий, создает основу международного разделения труда и основу международной иерархии экономической и политической влиятельности различных стран. Распределение стран по уровням технологической пирамиды носит устоявшийся характер. Каждая национальная экономика, как правило, привязана преимущественно к одному из уровней технологической пирамиды и к господствующим в ней технологиям».

От конкурентоспособности страны мы перейдем на уровень бизнеса и в следующей статье поговорим о том, какие конкурентные преимущества бизнесу может принести клиентоцентричный маркетинг.

Продолжение следует…



[i] Михаил Делягин. Мировой кризис: Общая Теория Глобализации. Москва, 2003

    Похожие материалы

    «Пирамиды прибыли». Часть третья
    «Пирамиды прибыли». Часть вторая
    Добавленная стоимость и конкурентоспособность компании
    Эффективность генерации добавленной стоимости
    Можно ли примирить лебедя, рака и щуку?
    автор: Татьяна Кормановская дата: 30.10.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: