«Планета»
— Олег Александрович, на сайте «Планеты» указано, что компания является «поставщиком товаров для офиса номер один». На чем основывается данное заявление?
— Это подтверждают данные маркетинговых исследований, которые мы проводим. Они показывают, что мы уверенно держим свою долю по выручке на региональном рынке — 50–60%. Сейчас мы занимаем 35-е место по этому показателю в России, но поставили амбициозную цель за 3-5 лет войти в десятку крупнейших компаний на нашем рынке. Это не просто какое-то наше желание — таковы общие тенденции последних лет: крупные компании становятся крупнее за счет мелких благодаря возможностям привлекать бо’льшие финансовые и лучшие интеллектуальные ресурсы. И чтобы остаться на рынке, нам нужно расти.
— За счет чего будет достигаться эта цель?
— За счет увеличения числа категорий товаров. Часто клиенты знают нас как поставщика канцтоваров, но мы уходим от этого стереотипа, предлагая комплексные поставки для офиса под ключ. Это демонстрационное оборудование, офисная мебель, банковская техника и многое другое. Крупным клиентам, как правило, нужно все и сразу, и мы можем им это дать благодаря хорошему сервису.
Также развиваем розничную сеть — помимо магазинов «Канцелярим», известных в Вологде и других городах области, в следующем году открываем гипермаркет «Офисариум» в Ярославле. Далее планируем открыть представительства в Костроме, Рыбинске. Будем осваивать соседние регионы уже с новым брендом.
— Для вас, как руководителя группы компаний, какое направление представляется ключевым — розничное или все-таки работа с корпоративными клиентами?
— Мы любим всех клиентов одинаково. Какого-то явного фокуса на определенном направлении нет. Для розничных покупателей мы развиваем сеть магазинов самообслуживания, работаем над ассортиментом товаров для школы и творчества.
А с крупными клиентами, которым нужны товары для офиса, работают сразу два специалиста: торговый представитель и персональный менеджер. Зная потребности клиента, мы выбираем подходящий формат работы.
— Александр Петрович, вопрос вам. Вы отвечаете за розничное направление. Известно, что перед началом учебного года всегда возникает ажиотажный спрос. Вы к этому готовитесь?
— Конечно. В октябре уже будем совершать закупки к следующему учебному году. К сожалению, наши соотечественники имеют привычку откладывать важные покупки на потом и перед началом учебного года бегают по магазинам в поисках нужных товаров. Бывает, что нужного не находят. Но мы стараемся эту ситуацию предвидеть и закупаем все необходимое.
Еще одна негативная тенденция, которая нас печалит, — повальная экономия, доходящая до абсурда. Мы стараемся убедить наших клиентов, что обычная школьная тонкая тетрадка за 90 копеек (когда ее средняя цена по рынку — 5 рублей) не может быть хорошей по определению — серая и тонкая бумага, на которой плохо пишут ручки… Надо ли так экономить на детях?
Для тех, кто хочет сэкономить, у нас регулярно проводятся акции и конкурсы. Но мы не снижаем планку качества.
— Часто ли к вам обращаются за помощью? Участвуете ли вы в социальных проектах?
— Запросы оказать благотворительную помощь поступают постоянно. Конечно, мы не можем откликнуться на все просьбы, но периодически помогаем. Например, часто привозим нашу продукцию в детские дома. На ежемесячной основе оказываем поддержку фонду «Берег надежды», который реализует проекты для детей с ограниченными возможностями…
У нас есть своя программа «Учитель». Мы видим социальную значимость того дела, которым занимаются педагоги, и даем им возможность покупать канцелярские товары в наших магазинах со значительной скидкой. Совместно с управлением образования также проводим для учителей начальной школы семинары — рассказываем о тех новинках, которые появляются на рынке. Они должны быть в курсе новых продуктов и технологий для творчества, знать, что удобнее и безопаснее для детей.
— Олег Александрович, а какой в вашей 20-летней истории был самый необычный или сложный заказ от клиентов-организаций?
— Таких было немало. Одному банку нужны были дозиметры для измерения радиации на купюрах, и мы такие нашли. Руководитель завода заказал кожаный костюм для мотогонок. А правительство области заказало у нас газон. Как оказалось, постелить его — не такое простое дело, там целая технология.
Но самым сложным, наверное, было укомплектовать за три дня отряд бойцов правоохранительных органов из 800 человек. Они отправлялись в командировку в Дагестан в буквально пустое помещение, поэтому им нужно было все: постельное белье, форма, микроволновки, чайники, одноразовая посуда. Стаканчики нужны были определенного цвета — синего, — из розовых они пить не хотели… В общем, сделали им своеобразный выездной офис под ключ в кратчайшие сроки.
— Еще одно направление в деятельности вашей группы компаний — «Современная школа». Расскажите о нем.
— В 2016 году вышел приказ Минобрнауки, обязывающий образовательные учреждения внедрять цифровые и информационные технологии в процесс обучения. Но в штате школ часто нет соответствующих специалистов. У нас такие специалисты есть, мы разрабатываем проект оснащения, подбираем оборудование в соответствии с потребностями школы, имеющимся бюджетом и нормативной базой. Мы также устанавливаем и настраиваем закупленное оборудование и обучаем работе с ним. Это могут быть интерактивные доски, планшеты, электронные лаборатории, мебель для классов и актовых залов, турникеты, пандусы… В общем, мы проектируем и реализуем комплексные решения любой сложности. Это весьма специфический сегмент, как и создание офиса под ключ.
Вот один из показательных примеров работы по этому направлению. В прошлом году для кадетской школы «Корабелы Прионежья» мы полностью оборудовали мобильные цифровые классы и лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, смонтировали интерактивные доски и панели, установили необходимое ПО.
— Олег Александрович, для того, чтобы реализовывать столь сложные проекты, действительно нужна команда высококвалифицированных специалистов. Какое внимание вы уделяете обучению персонала?
— За годы работы у нас появились собственные отработанные технологии, которые мы используем в работе с новыми сотрудниками. К тому же сами постоянно учимся и потом внедряем новое в практику внутри компании. Отдел по работе с персоналом регулярно проводит аттестации сотрудников. Также мы используем такой метод, как наставничество — когда более опытные работники учат и помогают начинающим. Приглашаем различных тренеров и коучей, как правило, тех, с кем уже работали и о которых слышали положительные отзывы.
Например, не так давно совместно с бизнес-консультантом Максимом Горбачевым и кадровым агентством «Центр-Профи» мы провели стратегическую сессию для руководителей компании, выработали общие решения по достижению нашей цели, ответили на вопросы, куда мы идем и как мы туда придем. На мой взгляд, вопросы стратегии не менее важны, чем вопросы тактики. Когда корабль построен и все ритмично выполняют свои обязанности, важно определиться куда плыть.
— Как вы считаете, насколько западные технологии менеджмента применимы на российской почве?
— Как западные, так и восточные технологии тяжело «натягиваются» на отечественные реалии — ментальность никто не отменял. Но, думаю, мы все-таки движемся в сторону прогресса, идет постепенный обмен лучшими практиками, и каждый руководитель, если он занимается самообразованием, берет для себя понемногу из разных источников. У нас в стране сложилась своя школа: Тарасов, Пригожин, Довгань — это люди с широчайшим кругозором, предприниматели-практики, изучившие опыт работы многих других компаний. Можно ориентироваться на них, выбирая те методики, которые сработают именно в этом городе, именно в этой рыночной ситуации. Это не просто, но другого варианта нет, если хочешь оставаться успешным.
— В завершение вопрос к вам обоим. Какова роль современных интернет-технологий в развитии компании, на ваш взгляд?
— Чтобы быть в ногу со временем, осуществлять связь с клиентами и сотрудниками, мы запустили свой YouTube-канал «Офисариум». Для нас это пока эксперимент, мы еще ищем путь, как его развивать. Но уже сейчас там много интересного: обзоры товаров, интервью с лидерами рынка и просто с известными людьми. Например, есть беседа с Натальей Поклонской.
В следующем году запускаем новую, уже третью по счету, версию нашего интернет-магазина. Это довольно масштабный проект по созданию магазина полного цикла.
Ну, и внутри компании проводим плановую автоматизацию, используем современные инструменты: «1С: 8», «Битрикс24» и т.д.
— Многие руководители недооценивают роль ИТ в бизнесе, предпочитая работать по старинке…
— Если компания не вкладывается в ИТ, она неизбежно начнет проигрывать. Современный мир стремительно меняется, и то, что было еще вчера актуально, сегодня не работает. Поэтому мы и проводим поступательный процесс автоматизации различных аспектов бизнеса, обучаем сотрудников. Да и к тому же это просто интересно.
Олег Соколов и Александр Кнауб работают вместе уже более двух десятков лет. Известно, что далеко не все предприниматели — лидеры по природе — могут уживаться друг с другом, ведь у каждого свое видение развития бизнеса. Поэтому мы поинтересовались, в чем секрет столь продолжительного бизнес-партнерства.
Олег Соколов считает, что главное — разделять взгляды на жизнь: «У нас общие ценности. А куда и как плыть — уже и не так важно». Александр Кнауб развил эту мысль: «Для меня важны три вещи: взаимопонимание, доверие, движение к общей цели. Это дает синергию, когда, условно, один плюс один дает больше, чем два».
Оставить комментарий: