Нравится ли вологжанам архитектурный облик столицы?
При подготовке номера, темой которого является архитектура, члены редакции задались вопросом: «А как наши читатели относятся к тому, что видят вокруг себя?» Мы спросили у них буквально следующее: «Можно ли Вологду назвать полноценной культурной столицей Русского Севера? Что Вам нравится во внешнем облике города, а что нет?» И вот что наши читатели ответили…
Игорь Степанов, Председатель Вологодской городской Думы
Не ошибусь, если скажу, что не только мне, но и каждому вологжанину, любящему свой город хотелось бы верить, что проект «Вологда – культурная столица русского Севера» - это не только красивое и звучное название, но и реально выполнимая общегородская программа по развитию областного центра, как старинного русского города с огромными культурными традициями.
Но для этого не только Администрации города, депутатам Вологодской городской Думы и самим вологжанам предстоит многое сделать. Ведь понятие «культурная столица» подразумевает не только наличие исторических памятников, достопримечательностей, учреждений культуры и количество проводимых концертов и фестивалей, но и обустроенные туристические маршруты, чем, к сожалению, город пока «похвастаться» не может.
Да, направления этой работы определены поэтапно в Стратегии развития туризма на территории муниципального образования «город Вологда» на период до 2020 года «Вологда – Культурная столица Русского Севера» и утверждены 30 октября 2009 года решением Вологодской городской Думы. В этом документе как раз и осуществлен анализ нынешнего состояния туристической сферы города и определены его слабые и сильные стороны.
Близость к обеим российским столица, хорошее транспортное обеспечение позволяет любителям истории, старины, природы, всем кому нравится Вологодчина, кто интересуется ее настоящим и прошлым приехать к нам. И мы будем рады этим туристам.
Но давайте подумаем, готовы ли мы радушно принимать своих гостей? Зимой у нас было бело, пушисто и красиво от снега. Наступила долгожданная весна и, что мы видим. Горы вытаявшего мусора и не только где-то в закоулках, а и в самом центре и рядом с историческими памятниками, под теми же баннерами с видами города и надписью «Вологда –культурная столица Русского Севера». Конечно, это печально и не делает чести вологжанам. К проблемным вопросам заданной темы отнесу и недостаточную широту предлагаемых туристических услуг, малочисленность хороших гостиниц и точек общепита. Наконец, у нас днем с огнем не отыщешь общественные туалеты. А завершить хочу на оптимистической ноте. Давайте стремиться, чтобы Вологда приобрела новый имидж, как перспективная территория для туристов. Призываю к этому вологжан, тех, кому дорог и любим наш город, чтобы каждый внес хотя бы маленькую частицу своей души в ее благоустройство.
Илья Самарин, начальник Департамента градостроительства г. Вологды
Можно ли назвать Вологду полноценной культурной столицей Русского Севера? Естественно. И мы не только можем Вологду так называть, мы должны ее так называть. Наш город имеет богатую и интересную историю, он ценен не только памятниками архитектуры, но и интеллигентными, умными людьми. Будь-то преподавательский состав наших вузов, будь-то представители местного чиновничьего аппарата. Также в городе находится большое количество учреждений не просто районного и областного, но и федерального значения и уровня. И я думаю, что вполне логично, что город должен называться «культурной столицей Русского севера». Ведь, как говорится, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Поэтому я считаю, что мы должны стремиться к максимально положительному результату. Естественно, есть над чем работать, но, я полагаю, что благодаря нашим стараниям, благодаря работе департаменту культуры и всех жителей Вологды, мы сможем оправдать высокое звание.
Нравится наше деревянное зодчество, нравится наши церкви и храмы. А по поводу минусов… Я думаю, что благодаря упорной работе, вскоре мы придем к чистым, ухоженным, красивым улицам. Мы придем к тому, что постепенно и поэтапно будут отреставрированы памятники архитектуры, которых на территории города Вологды достаточно много. И уже в этом году, например, руководством поставлена задача восстановить десять таких памятников архитектуры. Поэтому, я надеюсь, что в скором времени, с помощью нашей работе, таких минусов станет гораздо меньше.
Людмила Коротаева, генеральный директор Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Мне видится в нашей стране несправедливо недооцененной роль и возможности культуры по регенерации городов. Говоря об инновационной экономике, как альтернативе сырьевой, не стоит уповать только на нанотехнологии и пр. Это дорогостоящие проекты, которые точечно продвигает правительство в отдельных регионах. А вот инновационность в понимании и развитии своих территорий через культуру доступна всем.
Но давайте понимать культуру шире привычных рамок советской монополии. Какие процессы происходят вокруг нас сегодня? С одной стороны, призывы к сохранению национального культурного наследия на деле оборачиваются попытками консервации жизненного уклада, несущего в себе многие проблемы и беды современного общества – социальную пассивность, коррупцию, нигилизм.
На фоне бесконечных мероприятий и дефицита живых культурных событий молодежь в большей степени склонна обращаться к интернациональным культурным продуктам – кино, музыке, моде отчасти литературе и изобразительному искусству. Россия, обладающая большим творческим потенциалом, в определенной степени остановилась в «производстве собственных смыслов», отвечающих мировоззрению людей, живущих на этой территории. Быть может, потому культура пока не осознается обществом и государством как нечто принципиально важное и ключевое?
В тоже время художники, частные галереи, негосударственные театры, клубы, журналы, умные, творческие люди во многом формируют «культурную карту» современности, становятся реальными, а не номинальными смыслопорождающими общественными институтами, и такие примеры есть в Вологде.
В Москве уже появились первые, повторяющие британские модели развития творческих индустрий центры. Минимум пять таких центров можно определить «кластерами»: Центр дизайна «ARTPLAY», Культурный центр «АртСтрелка», Центр современного искусства «Винзавод», проект «FaбRика», бывший газгольдерный завод «Арма». Так же, как в Англии, они были связаны с новым освоением городских пространств – бывших фабрик, промышленных зон, гаражей и т.п. Производства из этих помещений ушли, и инициативные люди стали искать способы использования их для удовлетворения потребностей жителей мегаполиса.
Для расширения круга позитивных российских примеров пока очень не хватает региональных сюжетов. Но они не за горами. В планах они уже существуют, хотя и не всегда находят поддержку. Уже много лет в Петрозаводске говорят о площадях тракторного завода в центре города, которые могли бы стать центром культурных инноваций. В Новосибирске и Екатеринбурге также думают о создании подобных творческих центров. Интересен опыт региональных отделений Государственного Центра Современного искусства, которые не только реализуют художественные проекты, но и осваивают новые площадки. Это здание «Арсенала» в Нижнем Новгороде, башня и часть помещений казармы Кронпринц в Калининграде, это целый исторический город – Кронштадт, который Санкт-Петербургский филиал ГЦСИ выбрал в качестве художественной резиденции. А в Вологде? Давно назрела необходимость музея современного искусства, а строятся одни торговые центры…
Это значит, что тема культуры и творчества как ресурса регионального развития надеюсь, станет не только темой статей или лекций, в основе которых лежат зарубежные и московские примеры, но и частью жизни областных российских городов. Возможно, для кого-то из сферы бизнеса инвестиции в создание творческого кластера станут новым открытием нашего города, в котором, оказывается, живет и работает много творческих людей…
Когда декларируем лозунг «Вологда - культурная столица Русского Севера», то нужно отдавать себе отчет, что мы лишь сохраняем и преумножаем прекрасное, уникальное наследие, которое удалось представить в нынешнее время – это музеи, библиотеки, архивы. Сильные традиции в Вологде в театре и филармонии. Но одной из главных составляющих понятия «культура», является отношение жителей города, к самому городу – как месту проживания, т.е. конкретному дому, улице. И в этом направлении у нас больше утрат, чем достижений.
Для многих Вологда ассоциируется как город с древней историей, памятниками, город спокойный, с чувством собственного достоинства, и для того чтобы создать адекватный и привлекательный образ города, нужно иметь его в голове. А если нет ясности, с чем идет работа и какая, то как же быть с созданием пресловутого «бренда»? Какой он в городе? Грустный пример этой проблемы наш город. Не нужно особой наблюдательности, чтобы отметить пока существующую дикость культурного брендинга. Реклама пива, торговых марок – что угодно, но не культурных ценностей. Почему во многих городах России в исторической зоне запрещены «растяжки» на улицах, уродующие перспективу, на домах – исторических и архитектурных памятниках – установка рекламных щитов, почему фасады, приведенные в порядок ко Дню города, уже заклеены объявлениями и афишами?! На них четко обозначены кто проводит данное мероприятие и где, но ситуация не меняется.
Пресловутый «базар» на ящиках и коробках на Кремлевской площади – позор для нас. Безусловно, должно быть торговля сувенирами не только в магазинах, но и пешеходных зонах. Думаю, что разработать легкие, изящные конструкции в одной стилистике и представить их для торговли – для этого больших затрат не нужно. Крайне необходим информационный киоск в центре города с перечнем всех услуг для приезжих, простая и удобная система навигации по посещению памятников истории и культуры, стоянка для туристических автобусов в центре города и многое другое.
Следует отметить, что последнее время сделаны определенные шаги по приведению внешнего облика нашего города в порядок: это обустройство набережной, реконструкция памятника 800-летию города, появились красивые газоны, цветники, урны. Но еще и очень многое предстоит сделать. Мне кажется, что у городских властей достаточно и правового и административного ресурса для того чтобы из лозунга «Вологда - культурная столица Русского севера» превратиться в действительность.
Геннадий Соболев, Художественный руководитель Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина, заслуженный артист России
Бренд «Вологда - культурная столица Русского Севера», появившийся не так давно как пиаровский ход в программе одного из претендентов на пост главы города, приятно ложится на душу обывателя. Действительно, богатая история города, его мощная духовная аура, самобытность архитектуры, красота и величие множества церковных храмов, замечательных памятников деревянного зодчества - все это неповторимый облик нашего города и мы, вологжане, этим вправе гордиться, удивлять и радовать многочисленных гостей, приезжающих к нам.
Мы гордимся Вологодским Кремлем, величием Софийского Собора и Спасо-Прилуцкого монастыря. Яркими культурными событиями российского и международного масштаба стали театральные фестивали «Голоса истории», музыкальные фестивали и конкурсы им. В.А.Гаврилина, прекрасные праздники поэзии Н.Рубцова, многочисленные художественные выставки, значимые музейные экспозиции и проекты, такие как открытие в ближайшее время в Вологде первого в мире музея кружева. Все эти масштабные события и явления в полной мере подтверждают заявленный «столичный бренд».
Но есть многое, что никак не вяжется с этим многообязывающим и весьма смелым утверждением. Мы не можем похвастаться по-настоящему развитой инфраструктурой, достойным уровнем городского коммунального хозяйства. Мы являемся свидетелями появления все новых и новых остовов разрушенных, полусгоревших деревянных домов, хаотично внедряющихся в старые кварталы города, нарушая их гармонию; разнообразные особняки, офисы, административные постройки. Как мало в городе уютных, зеленых скверов и парков, многофункциональных спортивных площадок и стадионов. Остается все той же сточной канавой речка Золотуха, проходящая через центр города и взывающая к ее очищению и благоустройству. Ждет своего возрождения и рачительного хозяина парк 800-летия Вологды.
В областной столице нет современного концертного зала! Это нонсенс! Ну, и не дай Бог гостям города заглянуть во дворы городских жилых кварталов - разруха, убогость дорог и тротуаров, серое однообразие детских площадок, их скудное озеленение и благоустройство мало вяжется с красивыми и броскими эмблемами «Вологда - культурная столица Русского Севера».