автор: Борис Шабашов Фото: Пресс-служба УВД Вологодской области дата: 09.11.2013 + 0 -

Виталий Федотов: "Общество имеет ту полицию, которую заслуживает!"

День сотрудника органов внутренних дел в нашей стране отмечается 10 ноября. Накануне профессионального праздника журнал «Бизнес и Власть» встретился с «главным полицейским» Вологодской области генерал-майором полиции Виталием Федотовым. Несмотря на праздничный повод, состоялся серьезный разговор, в ходе которого были затронуты самые разные вопросы, касающиеся деятельности современной полиции.

О вологодской преступности

—  До того как три года назад заступить на должность начальника областного УВД, вы долгое время поработали начальником УМВД Мурманской области. Существуют ли, на ваш взгляд, какие?либо отличия в работе полиции именно на территории нашего региона?

—   Преступность и вообще правонарушения — это явление социальное. Понятно, что оно испытывает влияние и со стороны экономики, и со стороны географии. Для Мурманской области ключевым является фактор наличия границы с Финляндией и Норвегией. Там более высокая культура поведения, уровень правовой культуры, нежели в Вологде. Там ниже уровень бытового пьянства, соответственно, меньше преступлений против личности, краж, что в большей степени характерно для нашего региона. В то же время в Мурманске более высокий уровень коррупционных преступлений, крупных хищений, организованной преступности, особенно в сфере экономики — присутствие таких крупных организаций, как «Норильский Никель», «Русгидро», накладывает свой отпечаток, как положительный, так и отрицательный.

В целом преступность обладает своеобразием во всех регионах. Однако культурный уклад России эти различия в какой?то степени сглаживает.

—  Виталий Петрович, а можно точно сказать, на каком месте Вологодская область по уровню преступности?

—   Мы не выделяемся по уровню преступности на общем фоне. Тенденция к снижению числа зарегистрированных преступлений заметна как по России в целом, так и в Вологодской области. Да, по ряду показателей мы опережаем другие регионы. У нас высокий уровень преступности несовершеннолетних, высокий уровень преступлений, совершенных лицами, ранее судимыми. Беспокоит радикализация молодежи, такие явления, как экстремизм, терроризм. В этом году уже было 3 эпизода террористической преступной деятельности.

Мы понимаем, что высокие показатели по этим категориям не могут объясняться только особенностями Вологодской области, и реагируем.

За последние три года во всех сферах, где граждане чаще всего сталкиваются с противоправными действиями — улица, общественные места, места проживания, — нам удается снижать уровень правонарушений. Уже можно говорить о некотором снижении темпов роста преступности несовершеннолетних — за последние 10 месяцев на 1,7?%. Анализируем ситуацию, совместно с органами муниципальной власти, Правительством области принимаем меры, выделяем наиболее эффективные.

Акцент делаем на профилактических мерах, на неотвратимости наказания, скорейшем выявлении тех подростков, которые совершают противоправные деяния, на недопущении серийности, длительности совершения правонарушений. Это очень важное направление нашей работы, ведь если мы победим подростковую преступность, переломим ситуацию, то сможем рассчитывать и на снижение «взрослой» преступности в будущем.

В целом же должен сказать, что в последние годы количество тяжких преступлений снижается, удается удержать от вовлечения в преступную деятельность других слоев населения. Это заслуга не только правоохранительных органов. Меняется социальная обстановка, растет благосостояние граждан.

—  Насколько сильно на криминогенную обстановку влияют негативные тенденции в экономике, проблемы с бюджетом? Можно ли прогнозировать ее обострение?

—   Основание для таких прогнозов есть. Однако социальная сфера реагирует на экономическую конъюнктуру замедленно, ведь речь идет о поведении и психике людей. Но если экономический спад будет длительным, то, конечно, нужно будет принимать сдерживающие меры.

О налоговых проверках

—  С чем связано увеличение в последнее время проверок, осуществляемых УВД совместно с налоговыми органами в отношении различных предприятий? Нет ли здесь давления на малый бизнес и угрозы ухудшения инвестиционного климата?

—   Государство, проведя несколько лет назад либерализацию в сфере налогообложения, столкнулось с большой проблемой: уклонение от уплаты налогов, причем системное. Люди, которые идут на такое нарушение, понимают, что серьезной ответственности за это не понесут. Если гражданин не заплатил налоги, он вызывается на комиссию, там ему озвучивается сумма долга, он ее оплачивает и освобождается от уголовной ответственности. Но это же не соответствует мировой практике! Ведь речь идет не о физическом лице, а о предпринимателе. Он эксплуатирует трудовые ресурсы, экономические ресурсы общества, поэтому для поддержания его благосостояния он обязан платить налоги.

Я считаю, что это именно та преступная деятельность, которая дискредитирует государство. Вносится дисбаланс в экономику: получается, что добросовестный предприниматель, который хочет работать, не нарушая закон, оказывается в проигрыше. Такие мошенники, неплательщики налогов причиняют большой вред не только бюджету, но и предпринимательству, развитию малого и среднего бизнеса.

Конечно, для субъектов экономической деятельности должна быть обеспечена и позитивная мотивация по уплате налогов. Но проводимые проверки не должны истолковываться как давление на бизнес.

К сожалению, сейчас складывается неблаговидная картина: жилье граждане сдают без договоров, есть примеры «резиновых» квартир, где за деньги людей (в основном граждан ближнего зарубежья) прописывают фиктивно, ведется незаконная юридическая деятельность, осуществляется возврат НДС и так далее. Эти негативные явления известны, меры по их искоренению находятся под личным контролем губернатора области. Речь идет о том, чтобы в условиях финансового кризиса бюджет продолжал пополняться; тогда область сможет выполнить свои обязательства перед населением.

Сегодня заявления о том, что либерализация зашла слишком далеко, что допущен перекос, есть и на федеральном уровне. По инициативе МВД в Госдуму внесен законопроект о возврате к практике правоохранительных органов выявлять подобные налоговые преступления и передавать следствию для возбуждения уголовного дела. На данный момент органы внутренних дел лишены такой возможности, и дело может быть возбуждено только с подачи налоговой. Это существенное ограничение возможностей правоохранительных органов резко и в негативную сторону отразилось на количестве уголовных дел, на количестве преступлений, пресекаемых в этой сфере, на возможности возврата в бюджет сумм, укрываемых от системы налогообложения.

Подчеркну: налоговые проверки на территории области проводятся в рамках закона и согласованы с прокуратурой. В настоящее время на базе налоговой инспекции создана рабочая группа, где мы обсуждаем конкретные материалы, нарабатываем опыт. Эффект от нашей деятельности неплохой, проверки граждан и юридических лиц будут проводиться и далее. 

О диалоге со СМИ

- Почему, когда в СМИ заходит речь о громких преступлениях, скандальных разоблачениях органы внутренних дел оказываются как бы в тени, а основными поставщиками новостей становятся Следственный комитет, ФСБ и прокуратура?

-  МВД является крупной правоохранительной структурой и оказывает помощь в борьбе с правонарушительством ФСБ, ФСКН, другим спецслужбам, налоговой инспекции, судебным приставам. Нет сферы жизнедеятельности, где бы не участвовали сотрудники органов внутренних дел. Потому что основная наша задача — безопасность граждан.

При этом есть соответствующие законы, регулирующие нашу деятельность, и каждое ведомство доносит информацию до общества через СМИ только в рамках своей компетенции.

Оперативные службы и полиция выявляют преступления, но при возбуждении уголовного дела вступает в силу ограничение по доступу к информации. Вся информация по конкретному делу распространяется только с согласия следователя, который его ведет. А мы, как субъекты профилактики, должны доносить информацию до населения с примерами серийных, тяжких преступлений. Предотвращая, таким образом, совершение новых преступлений. Это нормальное явление, каждый должен заниматься своим делом.

- Когда к тому или иному расследованию или факту преступления приковано пристальное общественное внимание, это мешает вашей работе?

- И мешает, и приносит пользу. Как я уже говорил, недопустимо разглашать персональные данные, следственную тайну. Но в общем негативный результат от распространяемой информации меньше, чем позитивный. Как можно бороться с преступностью в обществе не опираясь на него? Наша работа заключается в защите одного гражданина от другого, и мы должны опираться здесь на здоровую часть общества, разъяснять последствия правонарушений.

О реформе полиции

—  Недавно, выступая перед Советом Федерации, министр внутренних дел Владимир Колокольцев признался, что реформа МВД, начатая в 2011 году, не оправдала ожиданий общества. Почему так произошло?

—   В начале любой реформы ставятся идеальные цели, и то, что они не достигнуты в кратчайший срок, многих разочаровывает. Между тем, само по себе реформирование требует смены сознания как тех, кто занят в реформируемой сфере, так и общественного сознания в целом. Этого пока, конечно, не произошло.

К тому же, поскольку любая реформа растянута во времени, ее промежуточные результаты носят как позитивный, так и негативный характер. Пример — судебная реформа, которая в нашей стране идет более 20 лет, и корректировки принятых ранее решений продолжаются по сей день.

—  Что существенного сделано в рамках реформы на территории Вологодской области?

—   По области было сокращено две с лишним тысячи штатных единиц. Я считаю, это правильное решение. Чем ближе социальный и культурный уровень нашего населения к европейскому, тем ближе к европейским нормам и штатная численность полиции. Люди начинают осознавать, что общественная безопасность — это задача не только правоохранительных органов, но и самих граждан. Население постепенно понимает, что надо самим реагировать, принимать участие в профилактике, сообщать о совершаемых правонарушениях в органы внутренних дел.

Кстати, ужесточается ответственность сотрудников за ненадлежащее реагирование на заявления граждан. К сожалению, факты нерегистрации заявлений пока системны, но их число сокращается в разы. Если в 2011 году таких фактов было более 1200, то в этом — чуть больше 200. Учитывая, что в сутки поступает около 1000 обращений, это неплохой результат. И он говорит не только о мерах, предпринимаемых со стороны руководства УВД, но и об успехах реформирования.

—  Сейчас в стране сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, Россия — одна из лидеров по числу полицейских на душу населения, а с другой — в районах, в сельских поселениях сотрудников полиции катастрофически не хватает…

—   В вопросе звучит скрытая проблема: почему бы не сократить управленческий аппарат, а не простых участковых? На самом деле именно эта задача и выполнялась: так, обеспечивающие подразделения сокращены более чем на 30?%, а подразделения, работающие непосредственно с населением, менее чем на 20?%.

Не сокращать их совсем мы не могли — 80?% личного состава работают «на земле». К тому же сократить весь управленческий аппарат и перевести его «на землю» тоже невозможно: органы внутренних дел востребованы во всех сферах жизнедеятельности, работают со всеми ведомствами и сталкиваются с огромным давлением бумажной работы. Сказывается российская чрезмерная любовь к совещаниям и бумагам.

Мною принимаются меры по сокращению управленческого аппарата на уровне областного УВД. С большим трудом два десятка штатных единиц были сокращены и переданы «на землю». В практику работы всего управления введено участие сотрудников в контрольных мероприятиях, рейдах. В этом задействовано более ста человек. Насколько это возможно, принимаем меры по сокращению документооборота.

—  С количеством разобрались, поговорим о качестве. Как обстоят дела с квалификацией кадрового состава, служебной дисциплиной? Какие здесь есть проблемы и как они решаются?

—   На сегодняшний день мы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие достаточного количества водительского состава, а это наша тыловая служба. В связи с тем, что не все сотрудники законопослушны, мы вынуждены сокращать количество транспортных средств, которыми управляют непосредственно сотрудники полиции, и привлекать «внешний» водительский состав. Будем резервировать для этого часть транспортных средств.

Вообще, нарушения среди сотрудников — острая проблема. Приходится применять жесткие меры. Второе грубое нарушение является предметом рассмотрения на спецкомиссии УВД, где решается вопрос о дальнейшей службе нарушителя. Впрочем, и за однократное нарушение (например, за установленный факт управления автомобилем в состоянии опьянения) человек может быть уволен.

Динамика такова, что количество уволенных сотрудников возрастает, но и количество дисциплинарных нарушений при этом снижается. Последнее является одним из позитивных результатов реформирования.

Конечно, столь строгие меры приводят порой к некомплекту в отдельных подразделениях. Но, на мой взгляд, лучше пусть увеличится некомплект, но при этом улучшится качество выполняемых обязанностей.

Кроме того, жесткий отбор проходят и те, кто идет к нам на службу. Кандидаты проходят проверку физической подготовки, уровня грамотности (образование должно быть не ниже среднего специального, желательно высшее), они проходят психологические испытания, проверяется законопослушность их родственников и т.?д. Благодаря различным ограничениям из десять кандидатов мы можем взять четырх человек. Если после всех испытаний сотрудник показывает низкие результаты, мы проводим с ним определенную работу, предлагаем сменить профиль деятельности. Если это не приводит к повышению показателей качества работы — расстаемся с таким сотрудником.

При этом в определенной степени мы зависим от уровня правовой культуры и законопослушности, который есть в обществе. В какой?то мере, пусть и отдаленно, он отражается и на деятельности полиции. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что общество имеет ту полицию, которую заслуживает.


 

 Эта публикация основана на материале «Виталий Федотов: Общество имеет ту полицию, которую заслуживает», опубликованном в журнале «Бизнес и Власть» № 5 (октябрь-ноябрь) 2013 г. 

 

    Похожие материалы

    Для формирования машиностроительного кластера в Вологде созданы все необходимые условия
    Управление общественными финансами
    Академия страха
    Испытание временем
    Засучить рукава: подводим итоги 2016 года, заглядывая в будущее
    автор: Борис Шабашов Фото: Пресс-служба УВД Вологодской области дата: 09.11.2013 + 0 -

    Оставить комментарий: