Проездной для каждого
За полгода существования программы «Электронная Вологда» в городе существенно изменилось отношение к транспортной системе. Нововведения вызывают разные отклики, но в любом случае обратная связь есть, и, судя по всему, вологжане готовы присоединиться к новой системе. О том, на каком этапе находится развитие программы «Электронная Вологда» и каково будущее информационных технологий на городском транспорте мы поговорили с руководителем МУ «ПАТП-1» Алексеем КАРУЛИНЫМ.
— Алексей Васильевич, система «Электронная Вологда» наверняка появилась не просто так. Какие экономические причины стояли за запуском новой системы?
— Причин несколько. Первая и, пожалуй, самая главная, связана с неукомплектованностью кадрами и, в первую очередь, со штатом кондукторов. Он на 70 % состоит из пенсионеров, их средний возраст 56–57 лет. Как видим, молодежь совсем не идет в эту профессию, хотя у нас всегда имеются вакансии. Труд кондуктора хоть и неквалифицированный, но очень тяжелый, поэтому мы стараемся платить достойно. Второй фактор, который побудил нас к изменению формы оплаты проезда, — это вступление в городскую дисконтную программу «Забота». Как вы знаете, держателям карты мы предоставили скидку на проезд — для них он стоит 10 рублей. Последствия изменений свалились на плечи кондукторов: надо было носить вторую катушку, проверять документы, быть очень внимательными. Все это отнимало время и снижало эффективность работы. Кроме того, мы продавали однодневные проездные и часто не могли предугадать уровень продаж: то у кондуктора к концу дня оставалась целая пачка проездных билетов, то наоборот, люди покупали их очень активно и проездных не хватало. Как видим, прежняя система не позволяла расширить возможности гибкого регулирования. И четвертая причина, которая повела за собой внедрение «Электронной Вологды», — это постоянные подделки проездных документов: как месячных, так и однодневных.
— Так вы пришли к тому, что нужно менять систему оплаты проезда?
— Этой темой я занимаюсь с 2007 года. Мы обратились к опыту городов как в России, так и за рубежом. В разных городах я стараюсь пользоваться общественным транспортом и часто встречаюсь с руководителями предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. Когда я интересовался, как организована работа кондукторов, на меня нередко смотрели удивленными глазами: какие кондукторы? Везде стоят терминалы, турникеты, компостеры. Мы остановились на опыте Ростова и Липецка, где в автобусах стоят специальные билетные терминалы.
— И при этом оставили кондукторов…
— Мы и не ставили такой цели — избавиться от кондукторов. Нашей целью было получить возможность использовать автобус без кондуктора там, где имеется низкий пассажиропоток. И теперь у нас нет простоя автобусов из‑за отсутствия кондукторов — машины на линию выходят по графику.
— Правда, что всю эту систему вы поручили тестировать пенсионерам?
— Да, в тестировании участвовали сто пенсионеров, которые получили карты «Забота», на каждой было зачислено по 200 рублей. Пассажиры в течение двух недель опробовали систему, проверяя, удобно это или неудобно. Были и критические замечания, но в целом пожилые люди оценили эту систему, особенно возможность бесплатной пересадки.
— Если пенсионеры смогли разобраться, то и у всех остальных пассажиров должно получиться, вы так думали?
— Да, но в реальности оказалось не совсем так.
— В социальных сетях и блогах люди нередко жалуются, что где‑то зажевало билет, где‑то сняли деньги с карточки. Как вы настраиваете внешнюю коммуникацию, что предпринимаете?
— Во-первых, у нас работает Интернет-сайт e-vologda.com и страничка в социальной сети «ВКонтакте». Там мы не только публикуем новости, но и отвечаем на вопросы, разъясняем сложные моменты. Во-вторых, в кинотеатре «Ленком» работает информационно-справочный центр, куда можно позвонить по телефону или прийти лично. Если в начале проекта было много замечаний, то сейчас их единицы. Со своей стороны мы ежедневно работаем над улучшением и контролем системы. Если есть замечания, значит, люди пользуются.
— Вы говорите, что «Электронная Вологда» дает широкие возможности по гибкому регулированию тарифов. Помимо скидок для владельцев карты «Забота», что еще сделано в этом направлении?
— Одно из самых удобных нововведений — оплата через электронный кошелек с возможностью бесплатной пересадки в течение 30 минут. В России наше ПАТП — первое, которое предоставило своим пассажирам такую возможность. К примеру, в Москве это появилось только в апреле этого года.
— «Электронная Вологда» рассчитана, в первую очередь, на вологжан. А какие возможности вы предлагаете гостям города?
— К следующему туристическому сезону мы запустим специальную «карту гостя», с помощью которой посетители города смогут без ограничений ездить на нашем транспорте в течение 24 или 48 часов, а также со скидкой посещать музеи и достопримечательности — все уже включено в ее стоимость.
— Расскажите о возможности интеграции программы «Электронная Вологда» в другие информационные системы.
— Прежде всего, это интеграция с универсальной электронной картой (УЭК). Вы, наверное, слышали об этой карте, которая одновременно служит и паспортом, и медицинским полисом, и СНИЛСом, и платежным средством, и проездным. Сейчас главное, чтобы Правительство Вологодской области определило, чье транспортное приложение будет записано на эту карту. Пока «Электронная Вологда» — единственная в области система по безналичной оплате проезда на транспорте, совместимая с УЭК. Месяц назад я протестировал свою личную карту УЭК и удостоверился, что это реально работает.
— Онлайн-платежи сейчас весьма популярны, будете развивать это направление?
— Для нас это одно из перспективных направлений. Правда, сама система «Электронная Вологда» работает в оффлайн-режиме, и чтобы записать информацию на карту о проведении платежа, нужно будет воспользоваться специальным устройством — актуализатором, они появятся в городе к концу года. Также со «Сбербанком» мы договорились об интеграции «Электронной Вологды» в их платежные терминалы, ожидаем, что этот сервис вскоре заработает.
— Но помимо «Сбербанка» вы реализуете еще и совместные программы с банком «Северный кредит», верно?
— Да, именно при продержке этого банка мы и смогли запустить всю систему электронных билетов. Теперь же «Северный кредит» выпускает банковские карты с транспортным приложением — клиент может ездить сегодня, а платить завтра.
— При этом никаких процентов банк не начисляет?
— Без процентов, тариф не изменяется. И все остальные преимущества сохраняются. То есть одной и той же картой человек рассчитывается и в магазине, и в автобусе.
— Каким еще образом «Электронная Вологда» остается в трендах высоких технологий?
— Мы хотим запустить уникальный для нашего города проект по использованию для оплаты транспортных услуг смартфонов с NFC (технология Near field communication в буквальном переводе означает «коммуникацию ближнего поля» — прим. ред.). Пассажир просто прикладывает такой телефон к терминалу и с его счета списываются деньги за поездку. Эту систему мы опробуем уже в ближайшее время.
— Можно сейчас подвести некоторые итоги работы «Электронной Вологды»?
— Днем начала активной работы этой системы мы считаем 1 апреля, и с того времени мы уже перевезли 1,5 миллиона человек. Каждый месяц наблюдается прирост покупателей на 5–6 %, то есть людям действительно это интересно.
— Окупился проект?
— Срок окупаемости — три года, но экономический эффект уже виден. С 1 апреля мы сэкономили 8,5 миллионов рублей, и для нас это уже достаточно хорошие средства. Если каждый год у нас было падение пассажиропотока в летний период, то в этом году наоборот — рост. «Электронная Вологда» значительно расширила наши возможности.
Лично у меня очень много идей по развитию проекта, и я не боюсь, что нас будут ругать за недочеты, ведь мы развиваемся. Я как руководитель предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками, уверен, что с помощью «Электронной Вологды» мы сможем сделать транспортную сеть города более совершенной. Наша главная цель, чтобы городской общественный транспорт работал как часы, и чтобы горожане были уверены в том, что автобус придет вовремя. В наших силах сделать возможным свободное перемещение по городу с минимальными затратами времени и средств.
Поделиться материалом:
TweetМало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте
Почему сегодня я - донор
09.Дек.13 13:56 - Василиса
В блог автораСнег для Олимпиады
09.Дек.13 13:44 - Андрей Танцов
В блог автора
Интервью Позгалева
09.Дек.13 13:41 - Иван Беляев
В блог автора
Толерантность по-русски, или что делал внук хана Кучума в Вологде
06.Дек.13 12:05 - Александр Быков
В блог автора
Куда деваются журналисты?
06.Дек.13 12:02 - Павел Шабанов
В блог автора
Нулевой маршрут автобуса
06.Дек.13 12:00 - web-medium
В блог автора
Приглашаю на массовые катания на «Локомотив»
05.Дек.13 12:07 - Евгений Шулепов, глава Вологды
В блог автора
Венгерский пенго с советской надчеканкой
05.Дек.13 12:03 - Александр Быков
В блог автораНовые плавсредства на водоёмах северо-запада
05.Дек.13 11:05 - Андрей Коков
В блог автора
Спасём дом Шахова в Вологде!
04.Дек.13 12:49 - Ольга
В блог автора
Оставить комментарий: