«Профессиональные жалобщики»
Вологодское управление Федеральной антимонопольной службы РФ предупреждает предпринимателей о появлении постоянных «профессиональных жалобщиков». 7% жалоб на порядок закупок по гос- и муниципальным контрактам, поступивших в УФАС с начала 2017 года, были направлены именно постоянными жалобщиками.
- Начиная с конца 2016 года, мы наблюдаем тенденцию к появлению организаций, которые, не принимая участие в закупках и не претендуя на заключение контрактов, обжалуют действия заказчиков на положения документации о проведении закупки, - сообщает и.о. начальника отдела контроля органов власти и закупок Вологодского УФАС Юлия Васянович. – В последнее время это явление приобрело массовый характер. Такая ситуация наблюдается не только в вологодском антимонопольном органе, но и в целом по стране: очень большое количество жалоб с похожими доводами поступает от одних и тех же организаций.
Как правило, постоянные жалобщики выбирают крупные закупки с большой начальной (максимальной) ценой контракта (сфера ремонта дорог, сфера строительства) и подают жалобу на документацию о проведении закупки.
Так, в первом полугодии 2017 года вологодским антимонопольщикам поступило семь жалоб от ООО «Перспектива» (г.Самара). В некоторых из них объектами закупки являлись: ремонт уличного покрытия в Великом Устюге с ценой контракта 22,5 млн руб. (заказчик - администрация Великого Устюга), ремонт дорог в Череповце с ценой контракта почти 330 млн руб. (заказчик - департамент ЖКХ мэрии Череповца) и выполнение строительно-монтажных работ с ценой контракта почти 73 млн руб. (заказчик – «Управление капитального строительства и ремонтов» Череповца).
Пять жалоб только за первый квартал года подало ООО «Стройинвест», зарегистрированное в Уфе. Столько же жалоб за этот же период направило в Вологодское УФАС ООО «Профит-плюс», зарегистрированное в Сочи.
Доводы у подобных жалоб очень объемные, их очень много, и они касаются всей закупки: требований к извещению, требований к описанию объекта, требований к участникам, к составлению проекта контракта. Еще одна их особенность: подаются они, как правило, в последний момент – за день, а то и за несколько часов до истечения срока подачи заявок на участие в закупке. При этом в подавляющем большинстве такие жалобы признаются необоснованными.
- Согласно статье 105 закона 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц имеют право обжаловать закупку, - отметила Юлия Васянович. - В связи с этим у контролирующего органа нет оснований для возврата такой жалобы, хотя на момент ее рассмотрения подача заявок может быть окончена, и уже могут появиться протоколы рассмотрения заявок.
Несмотря на необоснованность большинства жалоб, они могут привести к негативным последствиям
для заказчика. Так, появление жалобы в ходе проведения закупки всегда затягивает ее сроки. Заказчику приходится продлевать срок заключения контракта, в результате могут сдвинуться сроки исполнения работ. Это, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на закупочной деятельности заказчика и эффективности закупки. Например, продление срока исполнения работ ставит под сомнение всю целесообразность проведения закупки – в случае проведения закупки «впритык» к моменту начала работ по исполнению контракта.
В связи с этим вологодские антимонопольщики рекомендуют заказчикам более тщательно подходить к подготовке документации закупки, а также просматривать практику рассмотрения подобных жалоб антимонопольными органами. Наличие даже формальных нарушений в конкурсной документации не всегда несет негативные последствия для участника закупки, но всегда является сигналом заказчику о необходимости обратить внимание на «узкие» места в документации.
Фото: pravo.kormed.ru и idpo12.ru
Оставить комментарий: