Расширить и углубить
Объем экспорта товаров вологодских производителей может вырасти на 10% по итогам 2021 года. Такие цифры в рамках оптимистичного сценария заложены в программу социально-экономического развития Вологодской области на 2019-2021 годы. При этом дискуссия о том, какие отрасли стоит стимулировать, чтобы усилить экспорт, развивается все сильнее.
Ноябрь 2018 года был отмечен сразу двумя интересными мероприятиями, проходившими в Вологде два дня подряд. 15 ноября прошла конференция, на которой был презентован проект «Made in Russia». Его в 2017 году запустил Российский экспортный центр для продвижения отечественного производителя на внешних рынках. Уже тогда на всех уровнях было понимание, что главная проблема российских производителей — это слабая информированность об их товарах за пределами страны. «Made in Russia» выступает своеобразным гарантом качества, по сути, единым брендом, по которому зарубежные потребители могут отличать наши товары на магазинных полках. Процесс сертификации для участия в нем прошли пока две вологодские компании — «Вологодское мороженое» и фабрика «Снежинка».
16 ноября состоялся III Международный совет по кооперации. Его главным иностранным гостем стал вице-президент ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини. По его мнению, необходимо направить усилия по решению ряда общих вопросов поддержки предпринимательства. Другое его предложение — усилить работу по локализации иностранного производства в нашей стране. При этом представители органов власти Вологодской области отметили трудности с логистикой товаров из-за больших расстояний внутри России. Глава Вологодского района Сергей Жестянников подчеркнул, что есть проблемы с вывозом товаров даже из Вологодской области, а не только за пределы страны. Заместитель губернатора Виталий Тушинов считает, что расстояния и логистика — это основной сдерживающий фактор развития экспортного потенциала.
«Промышленности Вологодской области, безусловно, есть куда расти, у продукции нашего региона большой экспортный потенциал. С учетом того, какое внимание сейчас руководство страны уделяет развитию экспорта, я уверен, что у работы наших предпринимателей в этом направлении большое будущее. Но нужно думать над развитием мер поддержки, без помощи со стороны государства решающего рывка только усилиями предпринимателей не сделать», — подчеркивает председатель Вологодского отделения организации «ОПОРА РОССИИ» Алексей Логанцов.
По мнению профессионального сообщества, отраслевым органам власти есть в каком направлении усиливать работу. «Необходимо на уровне региона разработать предложения для национальной программы в сфере развития международной кооперации и экспорта, которую правительство РФ разрабатывает в связи с «майским» указом президента 2018 года. Период этой разработки пройдет очень быстро, и хотелось бы увидеть позицию департамента экономического развития в этом вопросе. Нужно четко понимать, что именно мы будем развивать и какие ресурсы для этого использовать», — считает член общественного совета при департаменте экономического развития области Юлия Балашова.
Председатель Вологодской областной Федерации профсоюзов Валерий Калясин обеспокоен тем, что в связи с развитием технологий и внедрением «цифровой экономики» число рабочих мест на предприятиях крупного бизнеса сокращается и «в силу этих объективных факторов нам не всегда удается на больших предприятиях сохранить рабочие места членов профсоюзов. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы они имели возможность найти достойную работу в малом и среднем бизнесе». Он убежден, что без государственной поддержки МСП обеспечить высокий технологический уровень конкурентоспособного производства сложно: «Необходимые меры поддержки этого сектора экономики хорошо известны: это развитие инфраструктуры и льготное налогообложение. Небольшим предприятиям переработки также поможет развитие логистики и рынков сбыта. Реализацию этих мер нужно активизировать, и они принесут реальный результат».
Тем не менее вологодский экспорт существует. За первое полугодие вологжане продали за рубеж товаров на 2,4 трлн долл., прирост к аналогичному периоду 2017 года составил 16%. Правда, заслуга в этом не малого бизнеса, а в первую очередь крупнейших промышленных предприятий, входящих в холдинги «Северсталь» и «Апатит» (бывш. «ФосАгро»). Вместе взятые, они обеспечивают 87% экспорта Вологодской области.
На третьем месте — лесопромышленный комплекс, состоящий из большого числа предприятий и предпринимателей, сильно отличающихся по объему выручки. Как признаются представители компаний, часть продукции уходит за рубеж через перекупщиков, и конечного покупателя отследить почти невозможно.
Экспортные поставки «Северстали» более прозрачны. В 2017 году в Азербайджан и Казахстан она поставила арматурные пряди, которые усиливают жесткость железобетонных конструкций и придают лучшее сопротивление динамическим нагрузкам. Пряди предназначаются для строительства нового международного морского торгового порта в Баку и моста через реку Урал. Азербайджанский порт открыт в мае, а казахстанский мост — в ноябре 2018 года. Кстати, мост стал важным объектом на автодороге из Туркменистана в Россию.
Кроме того, «Северсталь» отгружает металл финской компании Arctech Helsinki Shipyard, которая принадлежит российской «Объединенной судостроительной корпорации». В 2017 году череповецкие металлурги поставили 8 330 тонн металлопроката для строительства ледокола. О каком именно судне идет речь, компания не сообщает. Однако, можно предположить, что это мог быть ледокол «Евгений Примаков», который сошел со стапелей в январе 2018 года (по другой версии это газоконденсатный ледокол «Юрий Кучиев», выпущенный в июле 2018 года).
Более близкий российскому потребителю продукт — это автомобили производства GM Uzbekistan. Компания использует череповецкий металл для производства силовых деталей кузова модельного ряда Chevrolet. «Благодаря ферриту нам удалось добиться определенного уровня пластичности металла, что обеспечивает его качественную штамповку. А включения мартенсита придают прокату высокую прочность», — цитирует пресс-служба компании слова менеджера технической поддержки клиентов дивизиона «Северсталь Российская сталь» Максима Пьянзина.
Среди последних поставок «Северстали», к примеру, отгрузка в 2018 году металлопроката с полиуретановым покрытием «Стальной кашемир» на Кубу. Продукция предназначена для строительства локомотивного депо. Ведутся переговоры о поставках металла и для других инфраструктурных проектов «острова свободы». При этом в холдинге подчеркивают, что его основным рынком остается Россия.
«Апатит», напротив, в большей степени зависит от собственного экспорта в более чем сто стран мира. К примеру, один из основных рынков компании — Латинская Америка. В конце ноября химики открыли представительство в Аргентине, рассчитывая увеличить долю присутствия на рынке этой страны до 30%. Основной блок поставок туда — это фосфорные удобрения, как и в соседнюю Бразилию. Обе страны ассоциируются с выращиванием кофе, лимонов и сои. В другую страну континента, Эквадор, поставляют также и карбамидные удобрения.
В Узбекистане на череповецких удобрениях выращивают хлопок и дыни, в США — арахис, в Малайзии — сахарный тростник, в Испании — апельсины, в Италии — оливки, виноград и твердые сорта пшеницы, из которой делают макароны. «Стоит добавить, что выбранный нами перечень — только те культуры, которые символизируют определенную страну. Сам по себе спектр культур, где наши удобрения применяются в различных странах, в разы шире», — рассказал журналу «Бизнес и Власть» представитель «Апатита».
Оставить комментарий: