Реестр недобросовестных поставщиков: работает ли механизм?
Вот уже полтора года Вологодское управление ФАС ведет Реестр недобросовестных поставщиков. За это время в него внесены 43 организации и индивидуальных предпринимателя.
Что это за инструмент и насколько он эффективен в сфере контроля госзакупок? Интервью нашему изданию дал начальник отдела контроля государственных закупок Вологодского управления Федеральной антимонопольной службы РФ Сергей Осипов.
- Сергей Владимирович, что такое Реестр недобросовестных поставщиков и как в него попадают предприятия и частные предприниматели?
- РНП – это общероссийский список предпринимателей и организаций, которые нечестно повели себя с государственными и муниципальными заказчиками. Попадают в этот список, во-первых, те, кто выиграли конкурсы, аукционы или запросы котировок, а контракт заключать отказались и, во-вторых, те, кто плохо исполнили условия контракта или совсем не исполнили. Вторые включаются в Реестр по решению суда.
- Чем невыгодно бизнесу включение в Реестр недобросовестных поставщиков?
- Включение в него на два года лишает организацию или предпринимателя права участвовать в торгах на заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг и поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Причем организация и ИП может не единожды включаться в Реестр недобросовестных поставщиков. Если поведение недобросовестного исполнителя не меняется, то в Реестре он остается надолго. Хочу сказать, что Реестр недобросовестных поставщиков общефедеральный инструмент, поскольку поставщики и заказчики взаимодействуют не только в рамках своего региона. То, что Реестр недобросовестных поставщиков публичен и доступен каждому, играет важную роль. Названия предприятий и фамилии бизнесменов можно увидеть, набрав в любой поисковой системе Интернета слова «Реестр недобросовестных поставщиков». Есть он и на сайтах www.fas.gov.ru, www.zakupki.gov.ru.
- Зачем организации или предпринимателю участвовать в торгах или запросе котировок, прилагать усилия и, когда желанная победа в руках, уклоняться от заключения контракта?
- Причины отказа от заключения контракта могут быть разными: подрядчик, исполнитель или поставщик не рассчитал свои силы в трудовых, финансовых ресурсах или еще каких-то. Либо изменилась, например, цена товара и перестала устраивать потенциального поставщика. Имеет место и сговор с целью не допустить победы в аукционе какого-либо претендента. Все ситуации с «холостыми» торгами неприятны и не нужны, так как крадется время, и обе стороны раздражают бесплодные усилия. Считается, что угроза попасть в Реестр недобросовестных поставщиков стимулирует к более тщательному обдумыванию своих действий наших бизнесменов.
- Есть ли недостатки у Реестра?
- Да. Дело в том, что одно физическое или юридическое лицо может выступать учредителем нескольких хозяйствующих субъектов или фирм. Это позволяет ему после внесения в Реестр одной фирмы, добиваться размещения государственного или муниципального заказа от лица другой фирмы. Поэтому очевидно, что внесение изменений в законодательство назрело. Наряду с включением в Реестр недобросовестных поставщиков фирмы-нарушительницы включать и самого учредителя. Простота перерегистрации фирмы без особого ущерба для ее узнаваемости облегчает путь недобросовестным поставщикам снова участвовать в размещении государственного или муниципального заказа. Мы на комиссиях в антимонопольной службе при рассмотрении жалоб от участников очередного аукциона или конкурса встречаем тех же «героев»-основателей фирмы, включенной в Реестр недобросовестных поставщиков, но предприятие уже носит название, например, не «Старт», а «Старт-финиш».
- С Реестром ФАС работает полтора года и практика, вероятно, не так обширна, но уже достаточно материала для выводов. Какие случаи самые распространенные?
- Иногда заказчики скрывают информацию об участниках размещения заказов, которые уклоняются от заключения контрактов. Почему так происходит? Причины разные. Во-первых, слабое знание законодательства заказчиками. Заказчик обязан знать, что за такие факты может последовать и административная и уголовная ответственность. Уголовная, если найдут и докажут состав коррупционного преступления. Во- вторых, личные мотивы, хотя таковые должны быть совершенно исключены. Я не хочу говорить о коррупции. Это надо еще доказать. Но вывод о сговоре обычно напрашивается. Если бы информация об уклоняющемся победителе не скрывалась, то он занял бы место среди себе подобных недобросовестных поставщиков в Реестре. Эффективность торгов должна постепенно повышаться.
Частенько в нашей практике встречаются случаи, когда потенциальные исполнители работ изначально планируют обман заказчика. Например, при проведении запроса котировок заказчик не имеет права требовать лицензию на определенные виды деятельности. Будущий подрядчик, не имея лицензии, участвует в запросе котировок, выигрывает и перепродает с уже урезанной сметой работу субподрядчику, имеющему лицензию. Сумма сметы меньше, и качество работ, выполненных с малобюджетными затратами, существенно страдает. К этим же работам, скорей всего, придется вернуться, и опять потратить государственные деньги. В марте 2009 года Вологодским УФАС рассмотрена подобная жалоба. Деревянные перекрытия мансардного этажа школы по противопожарным требованиям необходимо было обработать негорючим составом. Сумма сметы 360 тысяч рублей. Победитель запроса котировок оставил себе 300 тысяч, субподрядчику на выполнение работ выделил оставшиеся 60. Можно представить себе отношение к делу и результат за деньги в 6 раз меньшие, чем необходимо. Дело в том, что за такое «мошенничество» никто не несет ответственности. Реестр не угрожает!
- Меняется ли роль Реестра недобросовестных поставщиков с изменением экономической ситуации?
- Думаю, да. В последнее время она заметно усилилась. Мы чаще стали убеждаться в том, что Реестр становится реальным инструментом влияния на поведение субъектов бизнес-сообщества. Видим, что пересматриваются взгляды на ведение бизнеса: с одной стороны, учтенный опыт усиливает правовые позиции деловых людей, но, с другой стороны, и нарушения мошенников становятся изощреннее. Можно отметить, что с конца весны участились факты обращения представителей бизнеса в суды с заявлениями об исключении из Реестра недобросовестных поставщиков. Мотивы, конечно, различные. Наиболее яркое обоснование – невозможность ведения бизнеса в сложной экономической ситуации сегодняшнего дня. Оказалось, что значительно вырастает недоверие заказчиков и коллег к бизнесмену после включения его предприятия в РНП. Сейчас, во время кризиса, по меньшей мере, не пренебрегают угрозой включения в Реестр.
Показателен пример ООО «Вологодский центр птицеводства». Выиграв конкурс на поставку своей продукции для объектов, которые курирует Департамент труда и социального развития Правительства Вологодской области, «ВЦП» вдруг отказался от заключения контракта. Детские дома, социально-реабилитационные центры и другие учреждения области подобного профиля оказались на некоторое время в сложных условиях. Естественно, общество было включено в Реестр недобросовестных поставщиков. И на первых порах это как будто не волновало руководство предприятия. Но, спустя несколько месяцев, ООО «Вологодский центр птицеводства» стало ходатайствовать об исключении с «всероссийской доски позора». Вологодский Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления об исключении из Реестра недобросовестных поставщиков.
Значит, Реестр недобросовестных поставщиков не так уж безобиден и действенен как инструмент.
Оставить комментарий: