Система стимулирования сбыта
Эта маркетинговая коммуникация имеет следующие особенности:
Ярко выраженный сбытовой характер.
Значительно поднимает сбыт в короткое время и на короткое время — на время акции. Затем сбыт резко встает на доакционный показатель. «В период проведения конкурсов среди покупателей объемы продаж некоторых видов товаров возрастают в 2,8 раза» — статья Е. Смирновой «Ловушка для покупателя» в журнале «Эксперт-Урал».
Имеет интерактивный характер — дает возможность общаться продавцу и покупателю лицом к лицу. В разных сферах — В2В и В2С — стимулирование сбыта строится на разных покупателей, но имеет сходный инструментарий. Инструментов система стимулирования сбыта имеет два набора — для обслуживания двух разных ситуаций:
- Нехватка клиентов в принципе. И тогда надо привлекать внимание к самому себе как продавцу.
- Клиентов достаточно, но определенный вид товара не пользуется спросом. Внимание, следовательно, надо привлекать к этому самому товару или группе товаров.
Инструменты ССС по объемности можем классифицировать как приемы и акции. Акции — это мероприятия, в рамках которых возможно использование более мелких единицы — приемов. Как, например, в Дне Открытых Дверей мы можем использовать лотерею, подводить итоги конкурса, показывать товар в действии, проводить дегустацию, а также некоторые обучающие мероприятия. Акция всегда происходит в физическом пространстве (чаще всего на нашей территории), а прием может быть и в виртуальном.
Акция — это замечательное средство пригласить людей «в гости». Поскольку в гости мы ходим только к хорошим знакомым, мы и мотивируем посетителя записать фирму в свои «хорошие знакомые». И даже если сейчас он не станет клиентом, у него будет к нам «накатанная дорожка». И при первой необходимости в нашем товаре он вспомнит именно о нас.
Типология инструментов привлечения внимания к продавцу (обслуживание ситуации 1 — нехватка клиентов в принципе):
Прием «скидки». Использование этого приема для привлечения внимания к продавцу подразумевает скидывание цен на весь ассортимент — иначе, если скидка будет на один вид товара, внимание будет обращено именно к нему. Главное, о чем надо помнить, используя этот прием — скидка должна быть объяснена (чтоб понятно было, чего ты такой добрый). Хорошо воспринимаются следующие виды скидок:
Праздничная. Пример: До 8 марта скидка на мягкую мебель 8 процентов!
Сезонная. Пример: Русский мех по весенним ценам!
Игровая скидка. Примеры:
— В феврале всем Валентинам — скидка 14%! (магазин «Алло, матрас!»)
— Заключите договор в морозы и получите на стандартное окно стоимостью 5.900 с дополнительной скидкой: От 0 до -15С -5% скидка От -16 до -40С — 10% скидка Ниже 40С — специальная цена (окна Полипласт)
Временная (диагностирующая отсутствие покупателей в указанное время). Пример: Ночью дешевле! (дубленки)
Остаточные. Пример: 40% скидка на товарные остатки обоев, линолеума и отделочной плитки.\
Оптовые. Пример: Оптовикам — скидка до 15%!
Юбилейные. Пример: Нам — 5 лет! Юбилейная скидка 5%!
По личностному признаку (пола, возраста, профессии:) Пример: Новоселам — скидка! (кухонная мебель)
Есть одно обязательное условие при эксплуатации этого приема: кампания скидок должна быть четко определена по сроку — иначе эффект «размажется» по времени. И еще: это хорошее средство ускорения результата.
Акция «выставка-продажа». Это возможность позвать людей «в гости» и одновременно хороший полигон для приемов. Пример: Ижевская трикотажная фабрика «Сактон» за 2 дня выездной выставки-продажи в Перми делает месячный план продаж.
- Акция «выставка». На своих площадях устраиваем мероприятие, показывая товар и, главное, себя. Программа обычно предусматривает использование приемов.
- Акция «фестиваль товаров». Практически аналогична выставке — продаже, но имеет праздничный окрас или посвящена товарам определенного производителя (Фестиваль Каталонской кухни, например) или определенной товарной категории (пивной фестиваль, например).
- Акция «шоу, праздник». Имеет характер массового праздника на заданную и выгодную продавцу тему. Дает возможность развернуть приемы в действии. Примеры:
- Прием «образовательные мероприятия». Это обеспечение потребителя информацией о товаре или показ, как товаром пользоваться в форме школы, семинара, консультации: Хороший предлог «позвать в гости». Прием «Привлечение знаменитости». Под знаменитостью будем понимать не только человека, но и фильм, картину, раритет, куклу: — все, что привлекает внимание за счет своей известности. Хороший повод, позвав посмотреть на знаменитость, показать себя.
- Прием «подарки и сюрпризы». Это прямой «подкуп» потенциального клиента. Обычна схема «каждому покупателю — подарок». Примеры:
Каждому клиенту — бутылка французского вина! (реклама турагентства «Izumrud») - Прием «шоковое воздействие». Это когда у вас происходит нечто необычное, чего у других нет. Информация об этом распространяется очень быстро и без вашего на то участия — молвой. Любопытные заглядывают к вам, становясь посетителями. Например, в Москве открылся мужской косметический кабинет «МаксСимыч», где всех обслуживают девушки топлесс. (Фоторепортаж из журнала Playboy)
- Прием «конкурс». Очень похож на лотерею, только здесь понятно, по каким параметрам выбирают победителя.
- Прием «Расширение сервисных услуг». Правильный, и, следовательно, эффективный, сервис — это знание проблем клиента, связанных с вашим товаром, и решение их. Логично предположить, что если у человека есть эта проблема, и другие проходят мимо нее, а вы уделяете решаете ее бесплатно или по минимальной стоимости, этот клиент — ваш. Примеры:
Бесплатно: замеры, заполнение стеклопакета аргоном (реклама фирмы, продающей окна из ПВХ).
Врач приедет к вам на дачу! (реклама медицинской компании «Семейный доктор»)
Типология инструментов привлечения внимания к товару или группе товаров. (обслуживание ситуации 2 — определенный вид товара не пользуется спросом):
- Акция презентация. Дает возможность комплексного использования приемов: сэмплинга (см. далее), шоу, лотереи, выставки-продажи:
- Прием «Конкурс с использованием нашего товара».
- Прием «сэмплинг». По-русски — «пробование». Очень распространенный и универсальный прием. Потому что «пробование» — это примерка товара на себя. «Примерка» продуктов питания — это дегустация, «примерка» мебели — это моделирование интерьера в компьютере, то же и с прическами. «Примерка» машины — это тест-драйв. К сэмплингу отнесем и раздачу и помещение в журналах образцов и пробников. Прием часто входит в акции составляющей частью. Особенно популярны дегустации (хотя и в чистом виде они тоже часто используются). Еще примеры:
- Прием «товар как лотерейный билет». Этот прием плавно перетекает в акцию «розыгрыш призов». Пример:
Банк TransFirst стимулировал своих клиентов к использованию банкоматов Moneymaker. Кампания была организована так: номера для розыгрыша приза появились на каждой квитанции банкомата. В результате банкоматами было выполнено ошеломляющее количество операций — 2, 5 млн. (С.Рэпп, Т.Коллинз. «Новый максимаркетинг»). - Прием «обмен старого на новый с доплатой». Причем это «старое» могло быть куплено где угодно — и не у вас совсем. Прием служит хорошим конкурентным аргументом в вашу пользу и стимулом обращения к вам.
- Шоковое воздействие. Особенность та же, что и в привлечении внимания к продавцу. Пример: «Следуйте за человеком с мигающим красным фонариком. Он ходит по магазину из секции в секцию. Там, где он остановится, вас ждет выгодная операция. Будьте в этом уверены.» Эта реклама лозаннского универмага «Инновасьон» была опубликована во многих газетах. И вот я следую за человеком с мигающим красным фонариком. Не один я. Нас много. Человек с фонариком не торопится, он медленно прохаживается по этажам и отделам магазина. Наконец останавливается в отделе дамского белья. И немедленно динамики разносят новость: «В отделе дамского белья на 2-м этаже в течение 15 минут цены на товары будут снижены на 50%. Спешите выгодно купить! В вашем распоряжении только 15 минут!» Раздумья отброшены в сторону. Колебания тоже. Люди покупают. А динамики снова гремят: «Осталось 10 минут! Не пропустите свой шанс! Покупайте!» Люди спешат, лихорадочно отсчитывают деньги. Осталось 5 минут! Народ прибывает. Осталось 25 секунд, 15 секунд, 5 секунд… Финиш И снова человек с фонариком чинно прогуливается по магазину. (Эдуард Розенталь «Власть иллюзии»).
- Формирование подарков. Французский опыт: в продовольственных супермаркетах хорошо продается сыр и вино. Фрукты люди берут не так охотно. Но вот набор, состоящий из вина, сыра и фруктов с названием «Завтрак аристократа» уходит очень быстро. Видимо, надо не очень ходовой товар может идти «в компании» параллельных товаров да еще завернутым в красивое название (помните, обычные пирожки, но названные «Маэстро» из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»?). Пример: Показ товара в действии.
Оставить комментарий: