Свистать всех в онлайн
Этим летом в жизни российской торговли произойдёт историческое событие: раз и навсегда она перейдёт на онлайн-кассы, которые обеспечат прямую связь торговых точек с налоговой инспекцией. В бизнес-сообществе царит ажиотаж: нужно успеть не только поменять всю кассовую технику, но и научиться с ней работать. Основной массив изменений в законодательство вступит в силу с 1 июля, но часть норм уже действует.
О введении онлайн-контроля за оборотом российской торговли говорили давно. Таким образом российские чиновники решили начать широкомасштабное наступление на так называемую «теневую экономику». Отнюдь не секрет, что власти до сих пор не контролируют розничного оборота и даже не имеют представления о его объемах. В администрации Вологды неоднократно обсуждали эту тему, но бессильны были сделать что‑то на местном уровне: была нужна поддержка федерального законодателя.
Перед глазами у российских чиновников есть примеры стран ближнего и дальнего зарубежья. Онлайн-кассы используют такие страны, как Швеция, Канада и Хорватия. Работают с похожими системами и партнеры России по Таможенному союзу — Казахстан и Беларусь. В нашей стране проблема осложняется огромными территориями, где ведется торговля, но отсутствует интернет.
Инициатором перехода на онлайн-кассы в России стал Минфин. Еще три года назад была начата подготовка: с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015‑го Федеральная налоговая служба проводила эксперимент по внедрению новой системы. Он прошел в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Участниками эксперимента стали крупные торговые сети, представленные также и в Вологодской области: «Дикси», «М.видео», «Спортмастер», «Х5 Retail Group».
Предполагалось, что система заработает по всей стране в 2016 году, но эксперимент отложили на год. Среди его промежуточных итогов значилась недостаточная защита данных. Кроме этого, затраты на внедрение новых технологий оказались несколько выше, чем было анонсировано изначально. Как сообщил РБК, федеральные структуры спорили о том, насколько серьезные технологии необходимо применять при шифровании данных — от этого зависит цена самого оборудования, а также его дальнейшее обслуживание.
Закон «О применении контрольно-кассовой техники…» был доработан, и 9 января 2016 года правительство внесло поправки на рассмотрение в Госдуму. Они стали одними из тех, которые принимаются без лишних проволочек, и в конце весенней сессии, 29 июня того же года, проект был утвержден в третьем чтении. Уже 3 июля его подписал президент.
В России насчитывается 2,4 миллиона экземпляров кассовой техники. Из них 16,4 тысячи приходится на Вологодскую область. К 1 февраля в регионе было зарегистрировано лишь 300 онлайн-касс — по сути, процесс перехода еще не начался.
Сама реформа разбита на три этапа, два из которых должны быть пройдены уже в этом году. С 1 февраля прекращена регистрация касс старого образца, которые не смогут работать по новой системе. Все кассовые аппараты старых образцов будут автоматически сняты с учета после начала второго этапа.
С 1 июля этого года на онлайн-кассы должны перейти все те торговые точки, которые и сейчас ее обязаны применять — в этом и состоит второй, основной этап реформы. Одновременно вступают в силу все положения, касающиеся системы контроля за оборотом алкоголя (ЕГАИС). 1 июля 2018 года на онлайн-кассы должны будут перейти те виды бизнеса, которые сегодня освобождены от необходимости использовать кассовую технику — это сфера услуг, а также пользователи патентной системы и плательщики ЕНВД.
Попытку простимулировать бизнесменов, чтобы реформационный процесс прошел как можно более массово и при этом мягко, предприняла «ОПОРА РОССИИ». 9 февраля в Вологде общественная организация провела крупную конференцию по вопросам внедрения кассовой техники, работающей в режиме онлайн.
«Предприниматели часто думают, что закон будет отменен или будут отодвинуты сроки его вступления в силу, — говорит председатель регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ»
. — Мы решили сработать с опережением, чтобы вологодские предприниматели вспомнили об этом не в июне, а уже сейчас и максимально безболезненно прошли этапы установления онлайн-касс. Хочется, чтобы было как можно меньше рисков. Для меня, как предпринимателя, нововведение не очень приятно, но закон есть закон: я у себя тоже поставлю онлайн-кассу и буду выполнять его требования».Кроме усиления ажиотажа может возникнуть проблема соответствия спроса предложению. То есть не во всех регионах есть достаточное количество онлайн-касс, которые можно купить здесь и сейчас. В России не так много заводов, которые производят необходимые для них электронные блоки.
Зато целый ряд бизнесменов сможет рассчитывать на налоговый вычет в размере стоимости приобретенной кассовой техники. «Индивидуальным предпринимателям, которые находятся на ЕНВД и патентной системе налогообложения, будет предоставлен налоговый вычет в части произведенных расходов на приобретение онлайн-кассы при условии ее регистрации в 2018 году», — подтвердила во время конференции начальник контрольного отдела ИФНС по Вологодской области Нина Кокарева.
Грядущие изменения обещают быть настолько заметными, что у большинства предпринимателей уже вызывают чувства сродни одновременно недоверию и изумлению. Нужно ли печатать чек каждому покупателю? нужна ли онлайн-касса при продажах через интернет? как быть, если магазин находится в местности, куда еще не пришел интернет? Более четырехсот участников конференции засыпали экспертов как типовыми, так и самыми неожиданными вопросами.
Один из самых важных нюансов работы онлайн-касс — это кому и какой чек нужно выдавать. «Если я пришел, купил товар и до момента оплаты попросил электронный чек, в отправке на электронную почту вы как продавец можете мне отказать. Например, потому что у вас нет клавиатуры, чтобы вбить электронный адрес. Но вы не можете мне как покупателю отказать в отправке на абонентский номер», — разъяснил руководитель направления Фискальные регистраторы АСПД ТД «Штрих-М»
.Отдельная тема — это продажи через интернет при помощи платежных агентов. К их числу, к примеру, относится «Яндекс.Касса». В этом случае платежный агент должен обеспечить связь с налоговыми органами, а предпринимателя эта проблема коснуться не должна.
При расчете наличными потребитель, скорее всего, ничего не заметит. Но у него появится право получения чека в электронном виде — либо в виде sms-сообщения, либо на e-mail. Об этом продавца нужно будет уведомлять перед оплатой. В разных случаях необходимая информация может быть получена из разных источниковк примеру, она может быть привязана к дисконтной карте магазина. Отнюдь не факт, что все покупатели отнесутся с доверием к этой возможности, но ее наличие все же лучше, чем отсутствие.
Где бы ни находился кассовый аппарат, в нем не должно быть не отправленных в налоговую чеков. Если это не делать хотя бы раз в месяц, то кассовый аппарат будет автоматически заблокирован. Одно дело, если возникнут технические сбои — это обычный вопрос, который решается вместе с интернет-оператором. Но если интернета в округе нет совсем, то раз в 30 дней его нужно вывозить туда, где можно установить соединение и переправить всю накопившуюся информацию.
Данные поступают не напрямую в налоговый орган, а через промежуточное звено — оператора фискальных данных. В этом кроется плюс: данные можно будет установить удаленно. «Отдавать данные в налоговую — отдавать их в черную дыру, она их не сможет вернуть для восстановления, у нее нет таких инструментов», — объяснил Антон Толстокоров.
Нерешенным до конца остается вопрос с точным перечнем территорий, где не обязательно постоянное соединение кассовой техники с интернетом. Как было отмечено во время конференции, сейчас под федеральные критерии обязательного подключения попадает лишь девять городов Вологодской области, население каждого из которых превышает условную планку в 10 тысяч жителей.
«На сегодняшний день разработан целый ряд проектов, соответствующих критериям Минкомсвязи, но ни один из этих проектов не устраивает те или иные стороны, — прокомментировал после конференции начальник управления торговли областного департамента экономического развития
. — Сейчас идет активное обсуждение, надеемся, что будут какие‑то комментарии на уровне министерства и налоговых органов. Нами подготовлены и направлены запросы в соответствующие структуры. Но пока мы имеем то, что у нас есть в законе». Несмотря на все трудности, Дмитрий Викторович отмечает: большая часть участников конференции готова исполнять новый федеральный закон.Все поступившие вопросы будут проанализированы, а задавшим их дадут ответы. Кроме этого, будут подготовлены предложения по изменению законодательства, они будут направлены в Госдуму и областное Заксобрание. Аналогично «ОПОРА РОССИИ» действует и в других регионах.
«Мы готовим протокол по итогам конференции, а также продолжаем принимать вопросы и предложения по внесению изменений в обсуждаемый закон на сайте opora35.ru, — рассказала нашему журналу исполнительный директор вологодского отделения общественной организации
. — В первую очередь нужно решить вопрос с компенсациями, которые должны затрагивать не только стоимость касс, но и программного обеспечения. Это должно распространяться не только на ИП, но и на ООО из числа тех, кто до сих пор работал без касс. В последнее время сильно увеличивается неналоговая нагрузка на бизнес. Оснащение торговых мест оборудованием, подключенным к ЕГАИС, онлайн-кассы, тахографы, чипирование… И все это за средства, которые обязан найти и вложить бизнес. Мы считаем это несправедливым. Если государство хочет администрировать деятельность предпринимателей, то оно должно взять на себя финансовую нагрузку по компенсации затрат бизнеса на внедрение всех предлагаемых новаций. Также важно, чтобы в переходный период налоговая инспекция не штрафовала по результатам первой проверки по Федеральному закону № 54, а объясняла, как исправить недостатки, и давала на это разумные сроки».Фото из архива организаторов
На правах рекламы
Оставить комментарий: