автор: Александр Ильичев дата: 24.10.2014 + +2 -

Тень в конце туннеля

Грядущее повышение налогового бремени, широко обсуждаемое в прессе, тревожит и вологодский малый бизнес. Его представители и другие заинтересованные лица собрались в сентябре в областной Общественной палате за круглым столом с тем, чтобы обсудить положение дел, поскольку повышение налогов вынудит предпринимателей уйти в теневой сектор региональной экономики, составляющий в регионе порядка 30 %.

Открывая мероприятие, модератор круглого стола Ольга Данилова, член Общественной палаты РФ затронула болевые точки отношения государства и бизнеса: «Совершенно очевидно, что последние инициативы государства в сфере налогообложения направлены преимущественно на спасение дефицитного бюджета страны и, скорее всего, приведут к увеличению фискального бремени на бизнес. И хотя авторы документа пообещали в 2015—2017 годах не повышать налоговую нагрузку на компании, процесс все?таки запущен: налоговая нагрузка увеличивается косвенно, за счет повышения ставок основных налогов или введения новых».

Учитывая, что Россия декларирует курс на расширение сектора МСП, увеличение его доли в ВВП страны, любые меры по усилению налогового бремени на предприятия, по ее словам, контрпродуктивны в этом аспекте. Во-первых, их эффект будет кратковременным. Во-вторых, это неминуемо приведет к снижению количества субъектов МСП и общему спаду деловой активности.

Линия защиты

Далее участники круглого стола перешли к обсуждению эффективности единого налога на вменный доход (ЕВНД) после его повышения. Заместитель председателя областной Общественной Ибадат Рзаев обратил внимание участников встречи на то, что от повышения этого местного налога получился обратный эффект: во?первых, бюджет не получил ожидаемых доходов, поскольку одна часть предпринимателей с целью оптимизации перешли на другую систему налогообложения и из ИП реорганизовались в юридические лица. Другая часть бизнесменов пополнила ряды «теневиков», которые скрывают доходы от налогообложения. А некоторые и вовсе решили свернуть бизнес по причине невозможности вести дела в нынешних условиях. «Пока не поздно, государству следует задуматься о более логичной налоговой политике», — подытожил выступающий, к слову, бывший предприниматель.

Владелица собственного бизнеса Наталья Фишер обозначила в своем выступлении дуализм налогового вопроса: «Изменить позицию государства в налоговой политике вряд ли получится — государство всегда будет пытаться собирать столько налогов, сколько ему требуется. А предприниматели сколько могут, столько и будут платить налогов, выстраивая линию защиты своего бизнеса».

Держать деньги на депозите выгодней, чем заниматься бизнесом, — полагает бизнесмен и общественный деятель Владимир Игнатьев. В качестве доказательства своей правоты предприниматель продемонстрировал участникам круглого стола сравнительный анализ доходности в торговле и в банковской сфере. Из его расчетов следовало, что годовая чистая прибыль небольшого магазина составляет 473,5 тыс. руб., а доход от вложения тех же денег в банк под 9?% годовых — 459 тыс. руб., и при этом никакой нервотрепки. И еще следует учесть, что введение налога с продаж даже в 2?% только усугубит ситуацию, сократив чистую прибыль в торговом бизнесе на 23?%.

Здесь следует упомянуть, что заместитель губернатора Алексей Кожевников счел такие арифметические доказательства некорректными, поскольку они не дают представление о проблеме в целом. У всех предпринимателей бизнес разный, соответственно и расчеты разнятся.

А еще предпринимательское сообщество волнует перспектива «закошмаривания» бизнеса. На фоне планируемого увеличения налоговой нагрузки у многих вызывают опасения законы, связанные с потенциальными рисками давления на бизнес.

В первую очередь это возвращение практики возбуждения СК РФ уголовных дел по налоговым правонарушениям. В свое время введение обязательной налоговой проверки ограничило возможности давления на предпринимателей. Отказаться от возбуждения уголовных дел следствием без проведения налоговых проверок государство вынуждено было из?за обилия так называемых перегибов на местах.

Сегодня есть опасения, что бизнес вновь попадет под давление правоохранительных органов. Закон предлагает свести роль налоговиков до уровня экспертов, у которых будет три дня для проведения проверки и представления заключения. За такой срок провести качественную проверку сложно, значит, вердикт ФНС, скорее всего, будет вынесен без изучения всех обстоятельств, формально. Кроме того, вопросы вызывает и правомочность этого документа: он будет носить рекомендательный характер, а значит, фактически не будет влиять на ситуацию.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что эффективное налоговое администрирование может дать казне больше, чем повышение налоговых ставок. Максимальная простота налогового учета, однозначность в правоприменительной практике, неизбежность наказания вне зависимости от наличия административных ресурсов — все это даже при нынешней налоговой нагрузке даст большую собираемость налогов, при этом обеспечит развитие отечественного бизнеса и, в конечном итоге, позволит вологодским предпринимателям спокойно заниматься делом.


НЕКОТОРЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО ИЗМЕНЕНИЮ В НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. С 1 января 2015 года отменить льготу по налогу на имущество для компаний, применяющих упрощенную систему налогооб- ложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Логика законодателей понятна: есть собственники, которые оформляют недвижимость на индивидуального предпринимателя или компанию, находящуюся на УСН, иногда искусственно дробят бизнес, чтобы уйти от уплаты налога. Однако, по мнению предпринимателей, весьма проблема- тично решать вопрос собираемости имущественного налога, не решив ряд вопросов, связанных с определением кадастровой стоимости, объективностью оценки помещений и необходимостью оптимизировать процедуру оспаривания кадастровой оценки.

Целесообразно рассмотреть вопрос о введении градации налога в зависимости от размера помещения, чтобы, с одной стороны, повысить его собираемость, увеличить количество его плательщиков, но при этом не допустить сильного удара по представителям малого бизнеса или как минимум отдельных его категорий. В противном случае вынужденные платить налог собственники недвижимости будут компенсировать свои расходы за счет увеличения арендных ставок.

2. Ввести отдельный взнос в ФОМС за сотрудников, чей годовой доход превышает 624 тысяч рублей. Сейчас работодатели с таких зарплат отчисляют 10 % в ПФР — предлагается к этим 10 % присовокупить еще 5,1 %. Иными словами, с позиции бизнеса, значительно возрастет нагрузка в части социальных платежей на бизнес в тех сферах, где основные расходы — это зарплаты сотрудникам: высокие технологии, IT, юридические, консалтинговые услуги. А ведь резкий рост страховых взносов в 2011 году для малого и среднего предпринимательства и в 2013 году для ИП привел к массовому закрытию предприятий. Скорее всего, часть предпринимателей попросту ушла в тень.

3. Ввести в Налоговый кодекс понятие притворной сделки и преследовать за ее совершение. 

Под запрет, кстати, попадут и классические схемы самофинансирования бизнеса с помощью фиктивного иностранного кредитования, когда предприниматели переводят средства в зарубежные компании, а те в свою очередь кредитуют их российский бизнес. Понятие притворных сделок уже прописано в Гражданском кодексе, но по нему у силовиков нет права возбуждать уголовные дела.

 

    Похожие материалы

    Все на субботник!
    Законодательные ориентиры
    Прощание с иллюзией
    Бюджетное новолетие
    автор: Александр Ильичев дата: 24.10.2014 + +2 -

    Оставить комментарий: