Современным и благоустроенным, с широкими и удобными дворами, улицами и проспектами, современными домами и другими постройками — таким видят Череповец городские власти во главе с мэром Олегом Кувшинниковым. Город за последние годы заметно преобразился, и это отмечают все — и его жители, и гости. Тем не менее очень многое еще предстоит сделать. На создание привлекательного европейского города, комфортного для проживания, направлена новая архитектурно - градостроительная политика в городе металлургов, о которой сегодня и пойдет речь в разговоре с начальником управления архитектуры мэрии Череповца Александром Авсейковым.
По его словам, в архитектурном отношении город имеет массу преимуществ. Более 20 лет его проектировали петербургские специалисты, что сыграло свою положительную роль. Череповец обладает хорошей и продуманной планировкой, низкой плотностью застройки, множеством достопримечательных мест. Что немаловажно, город удачно расположен географически, инвестиционно привлекателен. Между тем есть и серьезные задачи, требующие решения. Одна из них — перспективное планирование: без прогноза, по словам главного архитектора города, работать нельзя. Одно из главных условий — комплексное развитие территорий, на которое сейчас делается особый упор. На это направлены и усилия властей, и основные документы, касающиеся перспектив застройки Череповца. Главный из них — генеральный план развития города.
— Генеральный план — это план к действию, — говорит Александр Авсейков. — И он находится в действии. Более того, сегодня наше управление контролирует все работы по развитию территории: от строительства жилья до прокладки коммуникаций, дорог, размещения любых объектов, — чтобы все соответствовало генеральному плану. Это единственный и главный документ, который и дает возможность комплексного, правильного, полноценного развития города. Еще один важный документ — правила землепользования и застройки. В настоящий момент разработаны проекты планировки новых микрорайонов до 2020 года, мы еще до кризиса успели это сделать. Это дает возможность уже сегодня реализовывать программу комплексной застройки города на новых территориях в любых объемах и одновременно позволяет создать фронт работ для череповецких архитекторов.
По словам главного архитектора города, для Череповца крайне важно создать собственную архитектурную школу:
— В 90‑е годы по всей России производство было разрушено. Долго вставали на ноги строители, проектировщики. Но сейчас появилась новая форма — саморегулируемые организации, задача которых — объединить усилия крупных, сильных профессиональных проектировщиков и которые должны полностью контролировать качество, давать допуски. Это, конечно, шаг вперед, потому что раньше, к сожалению, развивалось «кухонное» проектирование. Лицензии были доступны любым проектировщикам. Сейчас этого уже не будет. Но учитывая, что в Череповце нет базовой школы подготовки специалистов — все подобные вузы находятся в Вологде, мы стараемся, во‑первых, поддерживать своих проектировщиков и обязательно привести сюда специалистов молодого поколения, которые в будущем должны стать профессионалами. В наше управление за год приняты три молодых архитектора, закончивших Вологодский технический университет. Сейчас они работают в отделе перспективного планирования,
занимающемся стратегией развития города.
Новые микрорайоны
Основной упор в перспективной застройке Череповца делается на Зашекснинский район, где масса неосвоенных территорий. По замыслу властей новые микрорайоны за Шексной должны полностью соответствовать современным архитектурным и градостроительным нормам. Речь идет о микрорайонах №№ 100, 107, 108,109, Матурино и еще нескольких участках Зашекснинского района. Пока новая комплексная застройка здесь существует только в планах и рассчитана на 2013‑2020 годы. Однако именно здесь впервые в России при проектировании применены все направления программы «Здоровый город». По словам Александра Авсейкова, на этой территории решены несколько важных аспектов:
— Все дворовые территории находятся по периметру улиц и магистралей, а внутренняя часть отдана под зеленые рекреационные зоны, где находятся объекты соцкультбыта.
Это детские школьные и дошкольные учреждения, поликлиники и, возможно, отдельные объекты культуры.
Еще один важный аспект касается транспортной инфраструктуры. Машинам здесь тесно не будет: 330 автомобилей на одну тысячу жителей — именно так рассчитано число парковочных мест в этой части города. Этот показатель для Череповца рекордный — по генеральному плану для нашего города норматив составляет 160 машин на тысячу проживающих. Парковки будут трех видов — открытые, манежного типа и стоянки под зданиями и сооружениями, причем все парковки построят на въездах во дворы, а не внутри них. Будет где прокатиться на велосипеде и пройтись пешком. По словам главного архитектора, впервые в Череповце разработаны проекты велосипедных и пешеходных дорожек с транзитом как внутри микрорайонов, так и по всему району.
Площадь жилого фонда новых микрорайонов составит 813 тысяч квадратных метров, население — 27 тысяч человек. Причем эти данные рассчитаны исходя из минимального евростандарта общей площади жилья. Сегодня он составляет 30 квадратных метров на человека.
— Основная застройка будет вестись именно в Зашекснинском районе, — продолжает Александр Авсейков. — Индустриальный район сильно меняться не будет.
Это административно-деловой, культурный центр города. Тем более, наличие меткомбината предполагает, что жилье должно тема номера быть подальше. Заречье сформировано полностью, мы должны там решать вопросы капитального ремонта, благоустройства, чтобы повысить комфортность проживания. А Зашекснинский — самый перспективный район для застройки.
Транспортная схема
Одна из главных задач сегодня — разработка и внедрение подробной транспортной схемы города. При подготовке к этой работе учитывался опыт не только Череповца, но и других городов. По замыслу властей транспортная схема должна быть рассчитана на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Речь идет об организации движения в уже существующей и в будущей дорожной сети. Как организовать потоки, где поставить светофоры, в каких направлениях и в каком объеме запустить транспорт — все эти вопросы будут решаться в новой транспортной схеме.
Уже третий год над ее разработкой трудится рабочая группа по транспортной логистике города под руководством мэра. За это время в оперативном порядке решено множество вопросов по проблемным местам в организации движения, в том числе и таких крупных, как реконструкция моста через реку Ягорбу. В этом году начнутся работы
по проектированию нового моста через Шексну, строительство которого обеспечит кольцевое движение через все районы города и определит будущую организацию транспортной логистики в Череповце.
Навстречу людям
Масса новшеств, внедряемых сегодня в сфере архитектуры и градостроительства Череповца, направлена на упрощение и ускорение прохождения документации. Новая система управления, оптимизация всех процессов, электронный документооборот, собственный сайт управления архитектуры — все это служит решению этих задач. Уже год управление архитектуры Череповца работает по системе «одно окно», облегчающей процесс оформления документов на строительство, землеотвод, геодезические съемки, то есть на все, что связано с освоением новых территорий города. Кроме этого, горожанам часто требуются консультации и разрешения на перепланировку квартир, по новым земельным участкам и так далее. Ранее все эти процедуры отнимали у людей массу времени и нервов: зачастую для получения нужных документов надо было побывать в управлении архитектуры несколько раз. Теперь эта проблема решена. В здании на улице Набережной, 37А, где находится управление архитектуры, проведена серьезная реконструкция: сделан отдельный вход для посетителей, переделке подвергся первый этаж. С населением работают четыре оператора.
— Там выполняются четыре функции, — рассказывает Александр Авсейков. — Это прием и выдача документов в одном окне, регистрация документов, диспетчеризация, разнос через ячейки, полный контроль исполнения, причем открытый как для руководства, так и для любого посетителя.
Более того, сейчас в управлении архитектуры внедряется еще одна перспективная система: будет и справочная служба, а также своего рода книга жалоб и предложений, где посетители смогут оставить свои отзывы о качестве работы этого ведомства.
— Мы подготовили программу, с помощью которой через Интернет можно будет выходить на управление архитектуры и получать документы, не приходя к нам, и сейчас эта программа будет внедряться, — говорит Александр Сергеевич. — Мы просматриваем документы и в процессе появления замечаний сбрасываем эти замечания заявителю. Он в диалоговом режиме их исправляет и отправляет исправленный вариант нам по электронной почте. А после выполнения всей услуги по его документу ему не надо приходить за разрешением, он может получить его также по электронной почте и затем распечатать.
Город для горожан
Немаловажен еще один момент: при принятии градостроительных решений обязательно учитывается мнение жителей. Практически все решения проходят через публичные слушания, которых за последние два года проведено около 60. По словам Александра Авсейкова, это обусловлено объективными причинами:
— Сегодня нет сугубо городских территорий. Только скверы, парки, дороги и так далее относятся к территориям общего пользования. Остальные территории находятся в общедолевой собственности жильцов, предпринимателей. Поэтому любое изменение, касающееся такой собственности, принимается только на общем собрании и рассматривается на публичных слушаниях. У нас из 60 объектов был только один, где жители были против изменений и не приняли их. Остальные прошли успешно. Чтобы
так было и впредь, мы проводим предварительные консультации, сверяемся с генпланом и другими документами.
Архитектурное лицо Череповца
Это лицо у города, по словам Александра Авсейкова, безусловно есть. На выставке «Архитектура и архитекторы Вологодчины», прошедшей в октябре - ноябре прошлого года во Дворце металлургов, были представлены материалы и по Череповцу. Тогда их было всего шесть, так называемых «подрамников» — планшетов для презентации архитектурных новинок. Сейчас их 60. А те первые материалы, включающие как уже существующие здания, так и новые концепции, ныне выставлены в фойе управления архитектуры.
— Люди, приходя к нам в управление, удивляются: «Неужели это наш город?». А мы всего лишь собрали здесь знаковые объекты, — говорит Александр Сергеевич. — В Череповце, несмотря на то, что это индустриальный центр, промышленный город, существуют не только промышленные объекты, но и практически все остальное. Это и абсолютно современная застройка, и постройки советского периода, и уникальные объекты.
Отдельная тема — историческая застройка. Усадьба Гальских, один из памятников деревянного зодчества федерального значения, которые, по словам Александра Авсейкова, в России можно пересчитать по пальцам. Сам исторический центр города, сохранившийся несмотря на то, что для индустриального города он был не так уж и важен.
— Ведь на самом деле у нас не такой исторически важный город, как Вологда, Ярославль, Кострома, Новгород или Псков, — продолжает Александр Авсейков. — Но у нас сохранилась историческая часть. Мы не строим в ней высотных объектов. То есть сохранилась среда. И мы стараемся сохранить историческую атмосферу. Площадь и дом Милютина, Советский проспект и расположенные там объекты — яркие тому подтверждения.
Есть и уникальные постройки советского периода. Один из таких объектов — Дворец металлургов, постройка советского периода, аналогов которой в России ныне нет. Дворец культуры «Аммофос» — весьма своеобразный и также существующий в единственном числе. Кинотеатр «Комсомолец» — авторский проект академика Щусева — мастера мировой величины.
По словам Александра Авсейкова, архитектурное лицо Череповца во многом определяет и его планировка. Город, построенный по проектам ЛенНИИПградостроительства, имеет широкие проспекты, бульвары, скверы, парки и при этом отличается очень низкой плотностью застройки. Большие дворы даже в старых микрорайонах, не говоря уже о новых, — это тоже безусловное преимущество, напрямую определяющее комфортность проживания в городе.
— В современной застройке Череповец не погнался за плотностью и высотнстью застройки, — говорит главный архитектор. — Если въезжать в Зашекснинский район, то там, скажем, на улице Раахе, здания в основном средней этажности, комфортные дворы. Возьмите современную застройку во многих городах: 9‑12 этажные здания, все сжато, плотно, стоянок нет, скверов и детских площадок тоже.
Сейчас в числе важнейших задач — разработка архитектурно-художественной концепции внешнего облика города.
— Мы должны не только четко видеть цветовую палитру, но и проработать все вопросы: благоустройство, элементы городского дизайна — начиная от световых опор и заканчивая табличками на домах, номерными знаками и так далее. Кроме того, в эту концепцию входит размещение элементов городского дизайна, в том числе малых архитектурных форм, турникетов вдоль дорог и многое другое.
Одним из важнейших направлений является и озеленение Череповца. По словам Александра Авсейкова, зеленые насаждения не только улучшают экологическую обстановку и внешний облик города, но и помогают создать комфортную и благоприятную среду обитания для горожан.
Немаловажный фактор, определяющий архитектурное лицо Череповца — наличие прекрасного, красивейшего ландшафта и природного окружения. Вдоль берегов рек Шексны и Ягорбы осталось наследие индустриального прошлого — производственно-складские и коммунальные здания и сооружения, переходящие сегодня в другое качество. В городе уже выполнены проектные проработки по набережным с обеих сторон Шексны, есть инвесторы, желающие открыть свой бизнес на этих территориях. Сегодня — время качественных изменений в облике Череповца.