Траектории образования: выбор за вами
Фестиваль альтернативного образования состоялся в Вологде в начале сентября. В течение одного дня во Дворце творчества детей и молодежи проходили 12 образовательных семинаров для родителей, 14 мастер-классов для детей, а также презентации, игры. Было, конечно же, и самое ценное — это общение.
Педагоги и психологи из Вологды, Череповца, Москвы и Санкт-Петербурга разговаривали с детьми и их родителями, знакомя их с авторскими методиками и образовательными проектами, отвечая на наболевшие вопросы мам и пап. «Мой ребенок меня не слышит. Что делать?», «Выбираем профессию осознанно», «Коррекция капризов и истерик по методике Монтессори», «Как воспитать из мальчика Мужчину», «Как родителям самостоятельно учить английский с малышами» — вот лишь некоторые названия занятий. А завершением дня стало ток-шоу, на котором обсуждалась проблема детской киберзависимости.
— На фестиваль я пошла из двоякого интереса: как мама шестилетней шустрой девочки, как педагог-тренер, да и вообще как любопытный человек, — рассказала одна из посетительниц фестиваля Елена Иванова. — Долго изучала программу, сложно было что‑то не выбрать! Главное, что выходишь с семинара уже вооруженным готовыми решениями, все подается практическими алгоритмами. Бери и делай.
— Я, как мама, сегодня очень рада, что пообщалась с интересными специалистами, а как председатель родительского комитета я за один день набрала идей для школьных мероприятий, пожалуй, на пару лет вперед, — призналась участница фестиваля Наталья.
— Для нашего холдинга участие в подобных фестивалях бесспорно полезно. Все мы «варимся» в своем учебном процессе, и такая смена деятельности и обстановки дает нам возможность представить наши образовательные продукты широкой аудитории, — отметила Наталья Батиг, генеральный директор языковой студии «Алиса» и студии интеллектуального развития «Белый кролик.
— Как много родителей, заинтересо- ванных в правильном воспитании! Радует их неравнодушие, пытливость, желание разобраться и понять себя и свое чадо. Выступая сегодня сама и слушая лекторов, в очередной раз четко поняла: если родители счастливы, дома все хорошо, то и с ребенком будет все в порядке! И будет он слышать, слушаться и радоваться жизни. А трудности будут вполне решаемы, — уверена психолог Надежда Гольбрайх.
Этот фестиваль был инициирован, как говорится, «снизу»: его придумали и провели инициативная группа родителей и Тренинг-лаборатория «Этажи».
— Нас постоянно спрашивают: почему у вас фестиваль именно альтернативного образования, в чем же альтернатива? — говорит программный директор фестиваля Елена Петряева. — Мы не придумывали новых названий. Фестивали альтернативного образования регулярно проходят в других городах. На таких мероприятиях посетители могут познакомиться с различными педагогическими методиками, каждая из которых своим путем ведет к раскрытию талантов ребенка. Ведь все дети разные. И невозможно успешно обучить всех каким‑то одним способом. Этим фестивалем мы хотим показать, что альтернативы есть. Их много. На наш фестиваль мы пригласили замечательных педагогов, психологов, методистов из разных городов. В течение дня родители могли лично пообщаться с каждым из них, задать свои вопросы, получить ответы. И, судя по откликам, родители и педагоги будут ждать следующего мероприятия. Возможность такого непосредственного общения родителей со специалистами важна для тех и для других.
— Большинство родителей не знают, что многие проблемы, которые испытывают их дети в школе, успешно решаются вне школы, — считает Алексей Семенычев, президент общероссийской Ассоциации развития семейного образования и отец троих детей. — Современная школа по‑прежнему консервативна, и отчасти это правильно. Но у нас растут дети, которых ждет реальная жизнь. В итоге большинство учеников выходят из нее, не зная, чем они хотят заниматься дальше. Между тем у нас помимо очной формы школьного обучения законодательно разрешены заочная, очно-заочнаяи семейная формы. Нередко переход на них позволяет ребенку получить действительно хорошее образование.
Семейное образование, по словам эксперта, начинается с внутреннего решения родителей изменить ситуацию: они должны понимать, что это ответственность и для них, и для ребенка. Предстоит большая работа, отнимающая либо время, либо деньги, однако результат того стоит. При этом семейное образование нельзя целиком строить на контроле. Главная цель — научить ребенка самостоятельности. Родитель в этой ситуации становится менеджером, который управляет процессом обучения, намечает планы, разрабатывает стратегии и определяет приоритеты.
Способность учиться новому — одно из ключевых умений для ребенка и любого современного человека, уверен один из организаторов и лекторов фестиваля директор Тренинг-лаборатории «Этажи» Анатолий Бахметьев.
— Я вижу, как коммерческие компании перестают быть заинтересованными в сотрудниках, которые не учатся, не развиваются. Уже сегодня в Вологде все меньше нужны люди, которые не могут освоить новый навык. Потому что если сегодня человек умеет крутить гайки, то завтра вместо него это будет делать робот. Обучаемость — одна из шести универсальных компетенций, которые мы развиваем у подростков в рамках разработанной нами образовательной системы. Также сюда входят рефлексивность (способность объективно оценивать и анализировать свой потенциал, действия, перспективы и т. д.), деловая коммуникация, способность решать творческие задачи, самоорганизация и администрирование других людей. Эти навыки помогут ребенку достичь высоких результатов в любой профессии, быть актуальным в быстро меняющемся мире. На это направлен наш следующий после фестиваля проект — образовательная молодежная смена Академия настоящего будущего: на осенних каникулах мы будем учить подростков тому, чему не учат в школе, но что им необходимо для выживания в современном мире.
Оставить комментарий: