автор: Александр Ильичев дата: 29.08.2016 + +2 -

Услышать голос

Председателем жюри «Голосов истории» в этом году была выбрана Нина Шалимова* - новое имя для фестиваля. В прочем, авторитет этого театрального критика не вызывает ни у кого сомнений, а потому мы попросили Нину Алексеевну поделиться своим впечатлениями о наиболее интересных конкурсных работах.

- Каково общее впечатление от просмотра?

- В большинстве своем я увидела профессиональные, грамотные и толковые работы. Главное, я не увидела конъюнктуры, нечестной игры со зрителем. Не увидела ни пошлости, ни подлости – и в этом плане у меня фестиваль отставил положительное впечатление.

- Историческая драматургия – жанр для провинциальных режиссеров, на мой взгляд, сложный. Им надо погрузиться в тему, а при постановке спектакля соблюсти динамику и при этом простоту, чтобы во время просмотра зрители поняли не только замысел режиссера, но и о каких событиях, собственно, идет речь. Не так ли?

- Я не уверена насчет доступной формы – это совершенно необязательно. Для меня особенно важно увидеть в постановке то, насколько услышан театром голос истории. Насколько чисто этот голос доносится до современного зрителя. Каков характер этого высказывания. Каков масштаб личности режиссера, глубина его миропонимания.

- Вам не показалось, что некоторые режиссерские работы были несколько скованны ландшафтом, то есть уличной сценой? Имеется в виду в первую очередь спектакль карельского театра «А зори здесь тихие…», изначально ориентированный на показ в закрытом помещении.

- На мой взгляд, это очень хороший спектакль, потому что так живо сыграть хрестоматийный, заигранный материал, сделать его таким трепетным – это настоящая большая работа режиссера. Актер, играющий старшину Воскова, не солгал ни в одном моменте сценического действа. Посмотрите, какие чистые лица у этих девочек! Вообще не думаешь об актерском мастерстве и воплощении, смотришь на эти лица и тебе невероятно жалко, что их скоро не будет. Девчонки, которые ведут себя в первой части спектакля как в пионерском лагере, а когда приходит время испытаний, они выполняют свой долг – так, как умеют. Так, как сложились обстоятельства.

- Что вы скажете о работе питерского ТЮЗа «Плыл кораблик белопарусный»?

- Спектакль вызвал мой интерес, но, к сожалению, не пробудил интерес по поводу Русского Севера. Постановка мне показалась эстетически холодноватой, и в этом смысле она очень петербургская. Тем более, что в моей памяти хранятся два образцовых спектакля схожей тематики. Но я не могу не отдать должного культуре, вкусу, чувству стиля создателям этого спектакля.

- А как вам спектакль нижнегородского театра «Павел I»?

- Там первое действие не разобрано как следует. Режиссер картинки строил, а надо было разобраться, что между кем и кем происходит. Но по ходу действия произошла интересная штука, за которую я и люблю театр. Один актер, который понял, что спектакль валится, взял его на себя и потащил – это был Сергей Блохин в роли графа Палена. И вытащил спектакль. Во второй части к нему подключились остальные. Замечательно сработал артист Евгений Зерин, играющий роль Павла. И спектакль состоялся как содержательное послание.

- Удались ли работы вологодских режиссеров?

- Безусловно. Постановка Зураба Нанобашвили «Святая обитель» производит впечатление. Такое ощущение, что спектакль был нужен режиссеру по причине его внутренней потребности, а не для того, чтобы просто его поставить в рамках заданной темы. Актеры, на мой взгляд, были избыточно энергичны и отчасти напирали на зрителя. Но я видела, что это идет от избытка их содержания, а не от прикрытия внутренней пустоты. У актеров очень хорошие лица в этом спектакле. И таких моментов живого, настоящего существования очень много.

- «Дубровский» вологодского Театра для детей и молодежи вам тоже понравился?

- С творчеством Гранатова я знакома четверть века. И он остается верен себе. Что касается его конкурсной постановки, то я никак не могла согласиться с тем, как была интерпретирована история Маши Троекуровой, особенно финальное ее самоубийство. Этот ее поступок входит в противоречие с тем, что актриса играла до финального момента. И если режиссер предлагает такой радикальный пересмотр пушкинского сюжета, то ему необходимо было перестроить внутренние взаимосвязи образа с остальными действующими лицами. А этого не было сделано.

- А что с эстетикой и смыслами «Слова о полку Игореве» в исполнении питерского «КомпАКТеатра»?

- Спектакль, на мой взгляд, не получился по причине актерского неофитства. Беда с этими неофитами, они вчера узнали о существовании Бога, теперь бегают и всем рассказывают, начиная всех поучать.

Несовпадение музыки переживания с пластикой выражения бросалось в глаза. При некоторой избыточности звучания, вступающего конфликтное взаимоотношение со значением слова, всегда делается выбор в сторону звучания. И зритель уже перестает понимать, про что история.

Но мне показалась интересной и внутренне обоснованной система причетов-заплачек. В целом и цвет, и линия костюмов были выдержаны в едином ключе. Здесь видна тонкая и продуманная работа художника по костюмам.

- Нина Алексеевна, мы с вами разобрали наиболее интересные спектакли фестиваля, и настал момент задать последний вопрос: объясните, почему в России перевелись меценаты, которые в дореволюционное время так активно помогали служителям Мельпомены?

- Понимаете, тут какое дело: меценатство в России изначально было связано с традицией русской православной культуры. Когда какой-либо успех делового человека обязательно связывался с благосклонностью высшего начала, которому надо было ответить благодарностью.

Пример тому – храмовая архитектура, коллекционные собрания. Они создавались для общества, для города, и это было абсолютно необходимым следствием благодарности за то, что тебе везет. Отсюда, кстати, причина того, что в дореволюционное время возникало множество богоугодных заведений.

В петровскую эпоху секуляризации культуры, традиции меценатства перешли с религиозного уровня на светский – участие в культурных мероприятиях стало продолжением религиозных традиций. Достаточно вспомнить Третьяковскую галерею, тот же Московский художественный театр, построенный на деньги богатых людей.

В советский период эти традиции оказались прерваны. И они возрождаются сейчас с очень большой неуверенностью по причине отсутствия внутренней культуры обращения с деньгами. Видимо, не зная, куда их подевать, наши богачи покупают английский клуб «Челси» и яйца Фаберже. Замечательно об этом сказал Островский устами Бальзаминова: «Маменька, я привык думать, как бедные люди думают, и у меня теперь богатства в голове не помещаются». То есть люди не могут справиться с собственным богатством – отсюда и такие дикие поступки.


*Шалимова Нина Алексеевна – театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Российского института театрального искусства. Автор трех монографий, более 100 статей и учебно-методических разработок. Сфера научных интересов: история русского театра, сценическая педагогика, русская классика.

    автор: Александр Ильичев дата: 29.08.2016 + +2 -

    Оставить комментарий: