В борьбе за инвестора
В регулировании экономического развития регионов в ближайшее время могут произойти серьезные изменения. Федеральный центр планирует усиленно развивать инфраструктурные проекты, резко снизив при этом объем мер поддержки для малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, у регионов остается меньше возможностей для предоставления льгот. Какой будет новая модель поддержки инвесторов начиная с 2019 года, рассказал заместитель губернатора Вологодской области Виталий ТУШИНОВ.
Первым делом Виталий Тушинов расставил точки над i в отношении политики по введению новых льгот. Любые льготы — это выпадающие доходы бюджета, и их нужно оценивать по тому, какие поступления они принесут взамен. В этом отношении — и нужно признать это объективно — Вологодская область уступает богатым регионам, которые могут более свободно действовать в этом направлении. Поэтому приходится выбирать самые необходимые направления и отрасли, где без поддержки не обойтись никак.
«Мы не готовы предлагать меры поддержки в виде масштабного снижения ставок налогов по упрощенной системе налогообложения, мы не готовы обнулять имеющиеся налоги, потому что это доходная часть бюджетов и на ее базе сформирован бюджет. Уменьшить ее — значит уменьшить и наши расходные обязательства. Мы брали за основу другой подход, он был основан на бюджетной эффективности. Основной посыл — это бюджетная эффективность всех инвестиций, которые происходят в Вологодской области», — заявил заместитель губернатора.
Главная задача в этом свете — привлечение новых инвесторов. Однако это всегда «палка о двух концах». Привлечение инвестора извне может создать излишнюю конкуренцию в той или иной сфере. Поэтому речь идет еще и о сохранении, а также приумножении того потенциала, который уже есть на Вологодчине. В правительстве области предлагают «доращивать» действующие производства до более серьезного уровня. Среди действенных мер, которые будет возможно предоставлять в ближайшее время, это «инвестиционная льгота»: то есть сниженная ставка по налогу на имущество в случае обновления оборудования (основных средств).
«Обновление оборудования для нас — это дополнительные конкурентные преимущества наших производителей, — подчеркнул Виталий Тушинов. — И это преимущества не только на нашем рынке, но и за его пределами. Мы заинтересованы в том, чтобы наш бизнес рос, укреплялся и переходил из малого в средний и из среднего в крупный. Часть нашего пакета изменений инвестиционного законодательства именно на это и направлена».
Кроме того, предполагается дифференцировать объемы господдержки для проектов разных отраслей. Сейчас соответствующий проект находится на рассмотрении в областном парламенте и в ближайшие месяцы может быть утвержден на законодательном уровне.
По словам Виталия Валерьевича, самая главная проблема, которая сейчас волнует бизнес — это отнюдь не налоговые льготы. Этот тезис подтверждают итоги встреч с предпринимательским сообществом на самых разных площадках. Причем они проходили не только в Вологде и Череповце, но и в районах области. Больше всего бизнес волнует политика надзорных ведомств в отношении предпринимателей.
«Получив обратную связь, мы поняли, что самая главная проблема малого и среднего бизнеса на сегодняшний день — это взаимодействие с федеральными контрольными органами, — отметил Виталий Тушинов. — Это вопросы, которые возникают при взаимодействии с контрольно-надзорными органами и с налоговой инспекцией в первую очередь. Понятное дело, мы не можем диктовать свои условия федеральным органам, но мы стараемся найти компромисс. Когда есть взаимопонимание, и вопросы начинают легче решаться. В отношении контрольно-надзорных ведомств регионального уровня в области успешно реализуется реформа, одной из задач которой как раз является снижение административной нагрузки на бизнес в ходе проверочных мероприятий. В частности, это обеспечивается возрастанием роли и объема профилактических мероприятий, переходом к риск-ориентированной модели планирования проверок, оценке результативности и эффективности контрольных ведомств в зависимости от размера предотвращенного ущерба, а не от количества проведенных контрольных мероприятий и наложенных штрафов».
По итогам одного из последних областных государственных советов губернатор Олег Кувшинников дал поручение проработать предложение о точечном снижении налоговых ставок.
«Есть предложение снизить ставки по отдельным видам деятельности, в первую очередь по видам деятельности, которые направлены на производство пищевой и переработку сельскохозяйственной продукции, — рассказал Тушинов. — Именно в этой сфере у нас и задействована основная часть предпринимательства. Эти два направления мы готовы рассматривать, а по остальным направлениям нужно проводить комплексный анализ, потому что если бездумно идти по пути снижения ставок налогообложения, у нас в бюджете будут серьезные выпадающие доходы. Естественно, мы не можем на это пойти, потому что от этого зависит исполнение властями региона взятых на себя социальных обязательств».
Другой подход — это дифференцирование сроков предоставления льгот бизнесу, который работает на различных областных территориях. Дело в том, что у разных муниципалитетов разный уровень экономического развития. Во главе угла стоят Вологда и Череповец, в которых уровень развития инфраструктуры очень высокий, а также максимальная концентрация трудовых ресурсов. Далее идут западные районы Вологодчины, пронизанные федеральными трассами. Через те же западные районы проходит Волго-Балтийский канал. А вот на востоке региона ситуация с дорогами намного хуже, а расстояния — значительно больше.
Дальнейшая политика в отношении инвесторов зависит от решений федеральных органов власти. И связано это с тем, в каком виде будет утверждена Стратегия пространственного развития России. Напомним, согласно ее положениям страна будет разделена на экономические макрорегионы, и Вологодская область, скорее всего, войдет в Северо-Западный макрорегион.
Виталий Тушинов отметил: «На сегодняшний день развернулась острая дискуссия по мерам федеральной поддержки. А будет ли вообще такая поддержка инвестиционных проектов? Проект стратегии пространственного развития четко делит инфраструктурные проекты и проекты регионов. Сейчас идет речь о том, чтобы оставить под прямыми мерами поддержки федерации только инфраструктурные проекты. А вся остальная поддержка должна осуществляться через регионы».
С одной стороны, логика федеральных органов власти понятна: регионы сами должны быть заинтересованы в развитии своих экономик, и поддержка бизнеса в целом — это их вопрос. С другой стороны, регионы не готовы полностью взять на себя эту ношу. Нужно искать компромисс с федеральным центром в этих вопросах, и власти регионов ведут активную дискуссию с федеральным правительством. От ее исхода зависит и будущее Фонда развития промышленности Вологодской области.
«К этому вопросу мы еще вернемся, и наверняка вопрос реформирования фонда развития промышленности будет иметь приоритетное значение в изменениях инвестиционного законодательства, — подчеркнул Виталий Валерьевич. — Мало предоставить льготы, нужно разработать механизм прямой поддержки. Сейчас, к сожалению, этот механизм страдает, его нужно дополнительно проработать. Нужно сделать так, чтобы этот механизм был не только точечным, но и максимально действенным».
Нужно трансформировать и систему областных органов по поддержке бизнеса. Этот вопрос не раз обсуждался на уровне регионального правительства. Именно такая задача сейчас поставлена перед департаментом экономического развития области. Эта система должна стать максимально эффективной и вобрать в себя лучшие практики, имеющиеся на сегодня в регионах России.
«Чтобы эту систему улучшить, нужно комплексно подходить к изменению всей системы поддержки, а не только функционирования наших отдельных подведомственных организаций, — резюмировал Виталий Тушинов. — Абсолютно точно, все органы по поддержке бизнеса должны быть объединены общим целеполаганием, чего сейчас нет. Вторая проблема связана с тем, что почти все регионы пошли по пути разделения всех этих структур на финансовые и имущественные. Основная техника изменений — это создание «единого окна» для сопровождения всех без исключения инвесторов, которые к нам обратились, и инвестиционных проектов, которые готовы реализовываться на территории области».
Оставить комментарий: