Валютный контроль становится гибче
С начала марта этого года вступили в силу изменения валютного законодательства и новые правила валютного контроля. Изменения направлены, в основном, на поддержку предприятий-экспортеров и упрощение документооборота между банком и резидентом.
Однако в апреле и мае начинают действовать новые правила в части ответственности участников внешнеэкономической деятельности. Как теперь осуществляется валютный контроль уполномоченными банками, разбираемся с Алексеем Игнатьевым, председателем Правления ЗАО «Банк «Вологжанин».
В основном, это:
- внешнеторговые операции между резидентами и нерезидентами;
- кредиты и займы между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и рублях;
- сделки между резидентами и нерезидентами по приобретению долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц;
- расчеты по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и рублях.
С 1 марта 2018 года для расчета с иностранным контрагентом не требуется оформлять паспорт сделки. Если сумма обязательств по импортному или кредитному договору равна или превышает эквивалент 3 млн руб. (6 млн руб. — по экспортному контракту), вместо паспорта сделки требуется постановка договора на учет в банке. Для предприятий-экспортеров предусмотрен упрощенный порядок оформления — необходимо предоставить банку лишь общую информацию по договору (предмет и сумму контракта, вид валюты и реквизиты иностранного агента), а сам договор принести в банк не позднее 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. В случае оформления импортной сделки договор нужно предоставить в банк сразу в оригинале.
Важно отметить, что с 14 мая 2018 года вступают в силу изменения, согласно которым в договоре должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договору. Затем, получив все необходимые данные по новому договору, банк не позднее следующего рабочего дня ставит его на учет и присваивает контракту уникальный номер. Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить уникальный номер клиенту. Таким образом, вся процедура оформления занимает максимум два рабочих дня.
С момента постановки контракта на учет банк начинает вести ведомость банковского контроля, куда попадают все платежи, проходящие в рамках договора, а также исполнение обязательств иным способом — отгрузка товара, выполнение услуг и т.п. Ведомость заполняется на основании документов, предоставленных клиентом. Важно отметить, что условия и сроки предоставления информации в банк теперь строго регламентированы т.н. «Инструкцией 181-И». После постановки контракта на учет клиентам важно тесно взаимодействовать с банком и сообщать обо всех изменениях контракта, в том числе о смене регистрационных данных предприятия (о чем они зачастую забывают).
С 14 мая вступают в силу поправки в ст. 15.25 КоАП РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства. Повышаются штрафы для должностных лиц — до 20-30 тыс. руб. При повторном совершении правонарушений для них предусмотрена дисквалификация. Однако с введением изменений валютного законодательства процедура учета контрактов производится банком, от клиента требуется лишь своевременно предоставлять документы. Соответственно, и штрафы на нарушение правил оформления паспорта сделки или документов по валютным операциям компаниям больше не грозят.
Важно помнить, что внешнеэкономическая деятельность находится на особом контроле государства, правила ее проведения требуют особого внимания предпринимателей и точного взаимодействия с банком, ведущим контракт.
Оставить комментарий: