автор: Полина Максимова дата: 09.06.2015 + 0 -

Город для гостей: как себя чувствует гостиничный рынок Вологды

В течение последних лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. При этом он привлекает внимание не только крупных корпораций или муниципальных образований, но и мелких компаний и частных предпринимателей. Как часть туристического рынка гостиничный бизнес несет в себе большой потенциал развития и для нашего города, и для и региона.

Гостиничный бум

В Вологде есть много интересного, что можно показать туристам. Осталось сделать так, чтобы им было, где комфортно жить.

В первую очередь это связано с тем, что благодаря развитию туризма областную столицу посещает все больше гостей. Согласно статистическим данным, количество желающих посмотреть на достопримечательности «культурной столицы русского Севера» и численность тех, кто приезжает в Вологду с деловым визитом, за последние годы выросли в два раза. При этом порядка 43?% гостей города относятся к категории деловых путешественников, 53?% приезжают к нам с культурно-познавательными целями, чуть более двух процентов — ради санаторно-курортного лечения. Примерно в 1,5 раза увеличился и поток иностранных туристов — ежегодно Вологду посещают около пяти с половиной тысяч зарубежных гостей.

Неудивительно, что за последние три года гостиничная отрасль в Вологде пережила настоящий подъем, динамично развивающийся туризм послужил хорошим стимулом для строительства новых гостиничных объектов.

Только в 2014 году, по данным отдела содействия развитию предпринимательства и туризма Департамента экономического развития Администрации Вологды, в городе открылись девять новых гостиниц. Естественно, это не предел: в ближайшее время в столице области планируется запустить еще несколько объектов. Среди них отели на Набережной VI Армии, Предтеченской улице, мини-отель на улице Кирова, многофункциональный гостиничный комплекс с бассейном на улице Конева и ряд других.

Туриндустрия: цифры и факты
По данным Ростуризма в 2014 году число россиян, отдыхающих внутри страны, увеличилось на 25-30%. Средние затраты одного россиянина на отпуск составили 29,7 тыс. руб. В 2015 г. прогнозируется такая же тенденция — дальнейшее увеличе-ние внутреннего туризма на 30%. Что касается Вологодской области, то по данным на конец2014 года число участников путешествий по региону составило 2,27 млн че-ловек, рост турпотока по сравнению с 2013 годом составил 8%. В консолидированн-ный бюджет области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей по-ступило около 250 млн рублей (в 2013 году чуть меньше — 227 млн руб.). Впрочем, нельзя не отметить и негативное влияние санкций: число иностранцев, зарегистриро-вавшихся в гостиницах, базах отдыха и хостелах, сократилось по сравнению с 2013 годом более чем на 12%. Развитие индустрии гостеприимства заметно не только в Вологде. В 2014 году за счет инвесторов и грантов введено 56 объектов туристской инфраструктуры в 19 районах области, в том числе: 31 объект показа, 12 гостиниц, 11 гостевых домов, 2 базы отдыха.

На сегодняшний день, по данным городских властей, гостиничный фонд включает в себя 40 коллективных мест размещения общей численностью 1197 номеров и 2510 койкомест. Довольно высоко оценивается и гостиничная наполняемость: действующий на данный момент показатель в 50—55?% перекрывает уровень, при котором объект становится рентабельным, к тому же у этого сегмента рынка есть свой потенциал роста. По результатам исследования, проведенного всероссийским порталом Travel.ru, средняя продолжительность пребывания туристов в гостиницах областной столицы составляет двое с половиной суток. При этом на проживание в отелях они тратят около трех тысяч рублей в сутки, руководствуясь не только ценой, но и качеством предоставляемых гостиничных услуг.

Среди существующих на вологодском рынке предложений сегодня можно выделить два основных типа гостиниц: крупные, предназначенные для массового размещения туристических групп («Спасская», «Атриум», «Спутник», «Вологда», «Николаевский») и мини-гостиницы, рассчитанные на индивидуальный и семейный отдых («История», «Палисад», «Англитер», «Аура», «Библиотека»). К последним можно отнести не так давно появившиеся отели квартирного типа («Апарт-отель», «Фаворит», «Отель 35») и хостелы («2х2», Like, «БМ хостел», «Хостел на Путейской»). Гостями мини- и кварт-отелей в основном становятся самостоятельно путешествующие туристы, семьи с детьми и семейные пары среднего и старшего возраста. Хостелы в большей степени ориентированы на молодежную аудиторию, предпочитающую бюджетный вариант размещения.

Проблемы и предложения

Деление на такие сегменты формирует и особый тип конкуренции в гостиничной сфере — по большому счету она носит внутренний характер и не выходит за рамки того или иного сегмента. «Большой конкуренции в городе пока нет, — отмечает начальник городского отдела содействия развитию предпринимательства и туризма Ирина Петрова, — так как каждая представленная категория занимает свою нишу. Крупные гостиницы в основном охватывают туристов, приезжающих на деловые мероприятия либо фестивали, кварт-отели и мини-гостиницы — предназначены для семейного отдыха, хостелы — для молодежи и студентов, которые больше требовательны к получаемым эмоциям и впечатлениям, чем к комфорту. Впрочем, исходя из динамики роста гостиничного бизнеса, видно, что на сегодня в городе наиболее востребованы как раз последние — мини-гостиницы и хостелы. Возможно, это связано еще и с тем, что количество организованных туристов в последнее время меньше, чем индивидуальных, которые планируют свой отпуск сами. Тем не менее, с точки зрения туроператоров, нам очень не хватает гостиниц эконом-класса вместимостью до 200 человек, с тем, чтобы можно было размещать тургруппы (чаще всего — детские) в одной гостинице по невысокой цене».

Специалисты Центра туристской информации «Visit Vologda» добавляют, что, несмотря на достаточное разнообразие гостиничных услуг, подвижный ценовой диапазон и относительное разнообразие вариантов размещения в городе (гостиницы есть практически в каждом микрорайоне, а не только в историческом центре), в праздничное и фестивальное время, а также в новогодние каникулы загрузка вологодских гостиниц составляет 80—85?%, и найти место без предварительно сделанной брони крайне сложно.

К этой проблеме добавляется несоответствие заявленной цены качеству гостиничного сервиса. «Нашим гостиницам, особенного массового заселения, при их более высокой, чем в других городах Северо-Западного федерального округа, стоимости не хватает стандартов европейского управления — начиная от встречи гостей и заканчивая обслуживанием и качеством номеров, — говорит директор Центра Дарья Серебрякова. — К примеру, мы очень хотим развивать деловой туризм и проводить в Вологде различные мероприятия, однако современных конференц-залов с полным оснащением при наших гостиницах практически нет».

По словам эксперта, в Вологде остро назрела необходимость в открытии хотя бы одной сетевой гостиницы — ее присутствие на вологодском рынке подняло бы престиж города в масштабах страны и облегчило бы проблему выбора туристам, предпочитающим высокий уровень обслуживания. Потому что выбирая сетевую гостиницу (достаточно вспомнить в качестве примера такие «люксовые» бренды, как Hilton, Marriott, Radisson и т.?д.), гость заранее знает, какой уровень комфорта и спектр услуг получит за свои деньги, а следовательно — не рискует оказаться не там, где ему хотелось бы.

И дело не только в отсутствии в Вологде «пятизвездочных» отелей. Парадоксально, но факт: в городе, где год от года становится все больше неплохих отелей, до сих пор нет ни одной гостиницы с присвоенным классом звездности.

Свежие веяния

Таким образом, по мере насыщения рынка предложением, основной составляющей успеха в гостиничном бизнесе становится высокий уровень обслуживания. Уже сегодня заметно, что отели, предоставляющие своим клиентам новые по качеству и содержанию услуги, приобретают особую популярность. И гости города, и эксперты, изучающие туристический рынок, склоняются к мнению, что наиболее интересны в этом отношении такие гостиницы, как находящийся в историческом центре города «Палисад», уютный хостел «2х2», стилизованная под старину «История», придерживающийся строгих классических традиций «Англитер». Привлекает туристов и недавно открывшийся бутик-отель «Библиотека», владельцы которого пытаются представить заведение нового для Вологды формата — отель люксового сегмента с дизайнерскими номерами, банным клубом, гастробаром и книжным магазином под одной крышей. Не исключено, что будущее гостиничного бизнеса Вологды за отелями как раз такого типа.

И хотя гостиничный рынок Вологды нельзя назвать чрезвычайно развитым, возможность обеспечить комфортное пребывание гостей в областной столице имеется. Появление новых отелей, развитие регионального туристского кластера (на сегодняшний день в него входит 30 субъектов малого бизнеса — туристические компании, предприятия общепита, гостиницы и др.) позволяет с оптимизмом смотреть на будущее этой сферы услуг.

Даже при нынешней тяжелой экономической ситуации, отмечают в Департаменте экономического развития города, все коллективные средства размещения в Вологде работают с прибылью. Хотя сегодня наблюдается некоторый спад делового туризма, в то же время отмечается рост числа гостей, которые приезжают в город на различные событийные мероприятия. Ярким тому подтверждением стал резкий рост турпотока на мероприятия в рамках недавно завершившихся ежегодных проектов «Вологда — новогодняя столица русского Севера» и «Масленица».


Звездная система классификации гостиниц

Одна звезда (категория D) — дешевая гостиница с минимумом услуг (ежедневная уборка номеров не всегда в них входит). Все номера одного типа.

Две звезды (категория C) — малобюджетная гостиница, также с минимумом услуг, но с обязательной ежедневной уборкой номеров. Один-два типа номеров.

Три звезды (категория B) — гостиница среднего класса со стандартным набором услуг: ежедневная уборка номеров, санузел, телевизор, мини-бар или холодильник в каждом номере; на территории гостиницы имеются прачечная, бассейн, тренажерный зал, бизнес-центр, место для предоставляемого гостиницей завтрака. Наличие различных типов номеров, а также своей электрической подстанции на случай внепланового отключения света в городе.

Четыре звезды (категория A) — гостиница высокого класса, предоставляющая все вышеуказанные услуги, а также специальные (вроде спа, массажей, нескольких баров и ресторанов, конференц-залов).

Пять звезд (категория De Luxe) — гостиница класса «люкс». Отличаются обширным набором услуг, особенно эксклюзивных (наличие частного гольф-клуба, вертолетной площадки, многокомнатных апарта-ментов с прислугой). Гостю уделяется персональное внимание, способствующее учету всех его пожеланий. Как правило, в эту категорию стремятся попасть все известные мировые отельные бренды и курортные отели.

    автор: Полина Максимова дата: 09.06.2015 + 0 -

    Оставить комментарий: