Я хочу, чтобы песня звучала
Размышления об акустических особенностях концертных площадок областного центра и перспективах улучшения на них звука*.
Тема качества акустики вологодских концертных площадок у автора этих строк созрела после посещения концерта Юрия Шевчука, выступавшего несколько лет назад во Дворце спорта «Вологда»**. С этим музыкантом я впервые познакомился в 1999 году во время интервью в концертном зале «Русский дом». И так он мне, что называется, запал в душу, что вновь решил послушать его новую программу, тем более что предоставлялась возможность побеседовать с ним. К своему удивлению, я вообще не разобрал, что тот поет из нового репертуара — ни одного слова. Зато игру ударника Темы Мамая было слышно превосходно. Сперва я грешил на место, которое мне было предоставлено неподалеку от сцены. И решил проверить звук с разных точек, в том числе и в вип-зоне. Но и там частотная характеристика, как говорится, хромала на обе ноги.
Впрочем, ничего удивительного в том не было: как ни крути, а зал этот по замыслу архитекторов предназначен для иных целей — спортивных. В народе говорят: не любо— не слушай. Вот и я после «облома» с Шевчуком не хожу туда на концерты, хотя артисты туда приезжают именитые, какие в прежние времена в областной центр и не заглядывали, разве что на стадион.
«Концерт понравился, а звук был так себе», — такие отзывы мне не раз приходилось слышать от людей, посетивших «Вологду». Конечно, в городе есть залы и лучше, но уж больно мест там мало — на хлеб с маслом устроителям не заработать. Печальнее всего, что концерты во дворцах спорта портят публику.
О том, что акустическая проблема в ДС «Вологда» стоит особенно остро знает и губернатор Олег Кувшинников. Ему‑то автор этих строк и задал вопрос: «Доколе?». «Единственное, что необходимо сделать в этом спортивном сооружении — хороший звук. Я не вижу в этом никаких проблем, но это городская собственность. Я могу с мэром города на эту тему поговорить», — ответил глава региона.
«Сейчас раскручиваем, ремонтируем «Русский дом». Там будут выступать звезды российской эстрады. Надеемся, что из федерального бюджета выделят средства на реконструкцию ДКЖ», — пояснил также губернатор. Спорить не буду, «Русский дом» — одно из самых подходящих заведений для проведения шоу-программ. Правда, и там с акустикой не все так хорошо, как бы этого хотелось. В советское время в этом помещении проходили конференции и съезды. Говоря проще, это конференц-зал. Именно поэтому расчеты архитекторов базировались больше на речи, чем на музыке. Отсюда соответствующее среднечастотное звучание — с провалом «верха». Для приезжих звукооператоров, особенно новичков, «Русский дом» считается своеобразным Эверестом. Покорить этот зал дано не каждому специалисту, даже имея японский эквалайзер за миллион рублей.
Концерт понравился, а звук был так себе
Бывало, что даже именитые артисты, которые принципиально работали «вживую», попадали впросак. Пример тому — один из давних концертов певца и композитора Константина Никольского с группой. То ли его звукооператор не имел навыков работы в «трудных» залах, то ли по какой‑то другой причине, но звуки инструментов накладывались друг на друга и концерт был завален. Ситуацию спасло автономное пение артиста под гитару — и звук был хорошим, и текст понятным. Вот почему, чтобы избежать подобных неожиданностей, некоторые артисты выступают под фонограмму.
Возможно, я ошибаюсь, но самая лучшая акустика для шоу-программ была в Доме культуры железнодорожников. Долгие годы его зрительный зал оставался единственной концертной площадкой Вологды. История ДКЖ берет начало в 1927 году, и тогда он назывался «Клуб Октябрьской Революции». На подмостках учреждения культуры в то время выступал весь цвет разношерстной советской эстрады и не только. Я уже не говорю о том, какое значение этот клуб сыграл в развитии вологодского танцевального искусства, которое поднял до европейских высот Макс Миксер. Расцвет культурно-эстрадной жизни пришелся на время правления Исаака Эльперина, легендарного директора «КОРа».
Ныне в ДКЖ царит запустение. Лишь сторож иногда выходит из здания с выбитыми стеклами, чтобы сколоть наледь со ступенек… О восстановлении этого очага культуры речь идет не первый год. «Проект по восстановлению здания уже есть. Его стоимость составляет порядка 350 млн руб. Там требуется капитальный ремонт. Надо менять коммуникации, ремонтировать стены. Также полностью обновить оборудование, мебель. Предстоит приличный объем работ. Думаю, что в течение второго квартала эту работу закончим», — обещал в январе 2014 года тогдашний глава Вологды Евгений Шулепов.
о.а. кувшинников: Единственное, что необходимо сделать в этом спортивном сооружении — хороший звук. Я не вижу в этом никаких проблем, но это городская собственность. Я могу с мэром города на эту тему поговорить
Однако дело дальше слов не пошло. Чуть позже появился новый проект реставрации ДКЖ. Стоимость работ превышала миллиард рублей, что вызвало первоначально удивление. Заместитель губернатора Олег Васильев, отвечая на мой вопрос уже в 2016 году, пояснил: «Это будет настоящий концертный зал, сохраняющий всю [акустическую] архитектуру, но с новой начинкой — поворачивающейся сценой и оркестровой ямой».
Намного больше ясности в этот вопрос внес Олег Кувшинников. «Реставрация ДКЖ — это федеральный проект. Мы хотим сделать филиал Мариинки. Приглашали сюда ее директора — Валерия Гергиева, тот разговаривал с президентом и министром культуры, заручился их поддержкой», — пояснил губернатор.
Древние греки считали, что для благозвучия речи и музыки резонаторы должны быть подобраны или настроены по тонам музыкальных гамм: энгармонической, хроматической и диатонической. Первая система придавала звукам торжественность и строгость. Вторая, благодаря «толпящимся» нотам, — утонченность, нежность звучанию. Третья — из‑за консонансности интервалов — естественность музыкальному исполнению. То есть уже в то далекое от нас время прослеживалось трепетное отношение к ноте и звуку со сцены.
В XIX веке появились большие здания для общественных собраний, прежде всего концертные и театральные залы. Такое строительство привело к появлению специальной отрасли науки, изучающей распространение звука в закрытых помещениях, — архитектурной акустики. Приведу основную заповедь этой науки: необходимо, чтобы звук, доходящий до слушателей, где бы они ни располагались, при своем распространении по залу не искажался, чтобы его спектральный состав, сколь сложным бы он ни был, оставался таким же, как возле самого источника. Наконец, как бы быстро ни следовали друг за другом изменения интенсивности звука, они должны достаточно отчетливо улавливаться слушателями.
«Деньги не пахнут», — эту крылатую фразу приписывают римскому императору Веспасиану. Неважно, как зарабатывают люди деньги, главное — чтобы кошелек был полный. Так пока обстоят дела и со звуком в областной столице. Слышно слова или их не разобрать — какая разница, главное, что артист именитый и любим народом. Не так ли?
Ольга ВАСИЛЬЕВА, генеральный директор Вологодской областной филармонии им. В. А. Гаврилина:
— Действительно, Вологда — один из не многих региональных центров России, не обладающих вместительным современным акустическим концертным залом, позволяющим принимать театрально‑концертные коллективы, работающие в крупных жанрах. Для Вологодской филармонии это давняя и большая проблема, это сотни и даже тысячи несостоявшихся концертов, это не одно поколение вологжан, лишенное возможности соприкоснуться с высоким искусством оперы, балета, симфонической музыки. Появление такого зала — наша давняя мечта, мы очень надеемся, что она осуществится, тогда и у крупных творческих коллективов Филармонии, таких как Губернаторский оркестр русских народных инструментов, Ансамбль песни и танца «Русский Север», не имеющих сейчас ни собственной репетиционной базы, ни сценической площадки, появится больше возможностей для дальнейшего развития, а Вологодская филармония войдет в концертное пространство России и мира наравне с крупнейшими концертными площадками. В наше сложное время как никогда важно способствовать развитию общества, создавать условия для духовного обогащения людей.
* Данная статья является поверхностным оценочным мнением автора. В ней сознательно не упоминаются относительно небольшие вологодские залы с качественной акустикой: зал бывшего Дворянского собрания (а ныне — областной филармонии) и ДК ПЗ (прим. ред.).
** Дворец спорта «Вологда» — муниципальное автономное учреждение. Построен в 2006—2010 годах, открыт 24 декабря 2010 года. Является универсальной ареной для проведения занятий и соревнований в игровых видах спорта. Там проводятся соревнования по баскетболу, волейболу, мини-футболу, настольному теннису и пауэрлифтингу.
Фото: photos.wikimapia.org, cultinfo.ru
Оставить комментарий: