автор: Александр Нестеров дата: 28.11.2017 + +2 -

Добросовестные клиенты страдать не должны

Этим летом и осенью российские предприниматели столкнулись с массовыми отказами в проведении банковских операций и блокировками счетов. Причина – применение т.н. «черного списка», который регулятор рассылает кредитным организациям. В ЦБ РФ заверяют, что его действия продиктованы требованиями антиотмывочного законодательства и добросовестные клиенты банков не должны страдать.

Резкое увеличение числа отказов в проведении операций и блокировок счетов напрямую связано с применением «черного списка», который Центробанк рассылает кредитным организациям с июня этого года, написал «Коммерсантъ» в октябре. Эксперты издания раскрывают механизм блокировок: в этот список попадают компании и физлица, которым банки по каким-либо основаниям отказывали в проведении операций или в открытии счета (вклада). О подобных отказниках банки информируют Росфинмониторинг, тот перенаправляет информацию в ЦБ, а регулятор рассылает список кредитным организациям.

«Раньше банки использовали высокоинтеллектуальные технологии по выявлению подозрительных транзакций, а с появлением списка никто не хочет брать на себя риски принятия решений, и блокировки идут почти в автоматическом режиме, - пишет издание. – В результате количество жалоб в службу уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова на незаконные блокировки счетов и транзакций в десятки раз превысило количество остальных обращений». По данным общественной организации «Деловая Россия» с начала года кредитные организации заблокировали около полумиллиона счетов предпринимателей.

Бизнес-омбудсмен Титов направил председателю Банка России Эльвире Набиуллиной письмо с просьбой разобраться в ситуации и привлечь банкиров к ответственности за блокировку без должных оснований. Он предложил регулятору самому оперативно реагировать на жалобы представителей малого и среднего бизнеса по этому вопросу, возможно, с наделением соответствующими полномочиями службы по защите прав потребителей на финансовом рынке ЦБ.

Проблема решается

26 октября в Банке России состоялось совещание с участием Росфинмониторинга, представителей аппарата уполномоченного, общественных объединений «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия» и Ассоциации банков «Россия», на котором участники обсудили жалобы предпринимателей на отказы банков.

В частности, президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин сообщил, что 80-85% отказов имеют существенные основания, а случаи попадания добросовестных клиентов в базу отказов связаны преимущественно с тем, что банки не учитывают отраслевую специфику предприятий или особенности применяемого ими режима налогообложения. Участники со стороны бизнес-сообщества подчеркнули, что для добросовестных клиентов должен быть действенный механизм исключения сведений из базы данных об отказах.

Представители Центробанка, в свою очередь, на запрос нашего журнала ответили, что острота проблемы уже спала. Так, по данным регулятора, в течение 3,5 месяцев с момента начала предоставления Банком России кредитным организациям информации об отказах в транзакциях конкретным клиентам, есть тенденции сокращения как ежедневного числа отказов, так сокращения числа «новых» клиентов, которые получили отказ в проведении транзакций. «В период с июня по сентябрь 2017 года доля решений об отказах, принятых банками с использованием полученной от Росфинмониторинга информации об отказах, составляет всего около 0,15% от общего объема отказов».

Представители Банка России также подчеркнули, что проводят работу с кредитными организациями, разъясняя, что наличие информации об отказе конкретному клиенту – причина не отказывать, а дополнительно изучить клиента. Также в ведомстве заверили, что внимательно рассматривают каждую жалобу от клиентов на отказы банков в открытии счетов или проведении транзакций. Наконец, беря во внимание «наличие объективных трудностей для малого бизнеса в понимании требований законодательства», ЦБ регулярно выпускает методические рекомендации – как для банков, так и для клиентов.

В ЦБ напомнили, что «информация об отказах является важным инструментом для повышения эффективности борьбы с операциями по обслуживанию теневой экономики и финансирования терроризма, но этот инструмент не должен являться единственным основанием в отказе клиентам и затруднять обслуживание добросовестных клиентов».


Советы предпринимателям:

· Принимайте платежи по своим ОКВЭД. Если ваша сфера расширилась, внесите изменения в свои регистрационные данные ИП или юрлица и отправьте новые документы в свой банк. Например, Росфинмониторинг может заинтересоваться доходами фирмы, которая открывалась, чтобы продавать оптом электронику, но вдруг получила платёж за услуги по рекламной деятельности.

· Подробно указывайте назначение платежей и требуйте того же от своих партнёров. Формулировки типа «Консультационные услуги за октябрь» обязательно обратят на себя внимание финмониторинга.

· Чаще пользуйтесь безналичной оплатой. Оформите «бизнес-карту» и платите ею в магазинах. Банк увидит, что вы тратите деньги на понятные нужды, а не просто снимаете наличные.

· Платите налоги и взносы со своего основного счёта. Если у вас счета в разных банках, платите с них по очереди или, например, авансовые платежи в бюджет — с одного счёта, а страховые взносы — с другого. Это нужно, чтобы вас не посчитали «фирмой-однодневкой», которая провела деньги через свой счёт и исчезла.

· Держите в порядке все документы — договора, счета-фактуры и т.п. Если банк попросит их показать, вы сможете легко это сделать.

Советы физлицам:

· Не принимайте предложения заработать на «обнале» с помощью ваших банковских карт, счетов или электронных кошельков.

· Не используйте ваши банковские карты для незаконной предпринимательской деятельности. Зарегистрируйтесь как ИП и оформите «бизнес-карту».

· Храните документы, подтверждающие получение разовых крупных доходов.

    автор: Александр Нестеров дата: 28.11.2017 + +2 -

    Оставить комментарий: