автор: Татьяна Кормановская дата: 07.09.2017 + +2 -

Эффективность генерации добавленной стоимости

В прошлой статье мы говорили о показателе добавленной стоимости как одном из критериев оценки и максимизации эффективности предпринимательской деятельности, позволяющем согласовывать интересы собственников, работников компании, инвесторов и государства. 

Модель добавленной стоимости имеет несколько нюансов, но сегодня поговорим о том, как этот критерий можно использовать для управления эффективностью работы персонала.

Если мы посмотрим на персонал как на важнейший актив, а на затраты на оплату труда, как на инвестиции в этот актив, то правомерным будет вопрос: какова отдача от инвестиций в сотрудников, как в ключевой актив, с точки зрения их способности генерировать финансовый успех компании? По существу, нам необходимо понять, как инвестиции в персонал, т.е. затраты на оплату труда, связаны с его способностью генерировать добавленную стоимость.

Для определения эффективности генерации добавленной стоимости принято использовать показатели производительности и продуктивности персонала.

Отношение добавленной стоимости к числу работников компании представляет собой показатель производительность персонала. Он отражает вклад персонала в генерацию добавленной стоимости.

Продуктивность персонала - это отношение добавленной стоимости к сумме затрат на оплату труда. Иными словами, показатель отражает, сколько рублей добавленной стоимости приходится на каждый рубль средств, выплаченных в виде заработной платы.

Анализ производительности и продуктивности персонала позволяет оценить систему мотивации персонала. Рост этих показателей в динамике указывает на эффективную систему мотивации.

Показатели производительности и продуктивности целесообразно сравнить с показателем средней заработной платы. Это помогает увидеть, в чью пользу перераспределяется добавленная стоимость: в пользу работников (если темп прироста заработной платы опережает темп прироста производительности и продуктивности труда) или в пользу владельцев (если темп прироста производительности и продуктивности труда выше темпа прироста заработной платы).

Вот конкретный случай из моей аналитической практики. Давайте посмотрим на упомянутые показатели анализируемого мной предприятия (Таблица 1).

Таблица 1

Показатели деятельности компании, евро 

Наименование позиций

Базисное значение

Структура, в %

Факт.

значение

Структура, в %

Темп роста

1. Издержки на оплату труда, евро

18 788

40,7

53 192

83,6

в 2,8 раза

2.Амортизация, евро

203

0,4

3 375

5,3

в 16,6 раз

3.Прибыль, евро

27 125

58,8

6 873

10,9

25,3%

4.Проценты за кредит, евро

41

0,1

163

0,2

в 3,9 раза

5.Добавленная стоимость, евро (стр.1+стр.2+стр.3+стр.4)

46 157

100,0

63 603

100,0

137,8 %

6. Среднесписочная численность персонала, чел

87

 

202

 

в 2,3 раза

7. Средняя з/плата, евро (стр.1:стр.6)

216

 

263

 

121,8 %

8. Производительность персонала (стр.5 : стр.6), евро на человека

530,5

 

314,9

 

59,3 %

9. Продуктивность персонала (стр.5:стр.1)

2,46

 

1,20

 

48,8%

10. Объем продаж, евро

94 347

 

213 339

 

в 2,3 раза

Глядя на данные по объему продаж, мы можем понять, что усилия компании были направлены на расширение рынка сбыта продукции. Для достижения этой цели был увеличен штат сотрудников в 2,3 раза, приобретены основные средства (амортизация увеличилась в 16,6 раза), привлечен новый кредит (расходы по банковскому кредиту возросли в 3,9 раза). Мы также видим, что добавленная стоимость возросла. С точки зрения максимизации этого критерия, как показателя эффективности деятельности компании, это может казаться успехом. Однако это далеко не так. Добавленная стоимость выросла, в основном, из-за увеличения фонда оплаты труда, который произошел не только по причине увеличения штата сотрудников, но и средней заработной платы одного сотрудника.

Казалось бы, руководство компании позаботилось об интересах работников, но вот показатели производительности и продуктивности их труда резко снизились. Использование человеческих ресурсов в отчетном периоде дорого обошлось предприятию и не принесло соответствующей отдачи в виде прибыли. Считается оптимальным, когда доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости составляет порядка 40 %. В противном случае прибыль будет снижаться, и компания потеряет собственный источник финансирования развития и будет вынуждена наращивать кредиты, что небезопасно для ее финансовой устойчивости в будущем.

Хотя приведенный пример и вырван из общего контекста анализа предприятия, проведенного мной несколько лет назад, тем не менее, есть о чем задуматься. Как увеличить производительность? Если производительность увеличить нельзя, то останется ли компания конкурентоспособной на рынке? Об этом мы поговорим в следующих статьях.

 

автор: Татьяна Кормановская дата: 07.09.2017 + +2 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

"Мы выбираем,нас выбирают!"
banner 51
banner 38
banner 56
banner 61
banner 55
banner 71
banner 63
banner 54

Женщина-бизнесмен. В чем сила?

Успех и менеджерский талант не имеют мужского или женского рода. Но к выстраиванию своего имиджа управленцам в юбке стоит подходить более тщательно.

20.сен.17 12:55 - Блог Екатерины Кононовой

В блог автора

Дутые франшизы

Как уберечь себя от покупки некачественных франшиз?

18.сен.17 10:34 - Александр Коновалов

В блог автора

Как эффективно управлять сотрудниками?

Откуда берется дополнительная энергия в компании?

14.сен.17 13:52 - Алексей Фатеев

В блог автора

Масштабирование бизнеса: с чего и как начать

Масштабирование бизнеса — серьезный и сложный этап в жизненном цикле компании. Поэтому перед созданием большой партнерской сети важно взвесить все плю...

13.сен.17 16:47 - Александр Коновалов

В блог автора

Как отвечать «А сколько стоит?»

Что вы чувствуете в момент продажи? Облегчение, спокойствие или хочется танцевать лезгинку от адреналина?

13.сен.17 15:07 - Евгений Орлан

В блог автора

Эффективность генерации добавленной стоимости

Персонал как важнейший актив предприятия. Насколько продуктивно в него инвестировать?

07.сен.17 15:06 - Татьяна Кормановская

В блог автора


Новый номер скоро в продаже

6(47) декабрь-январь 2014 года



Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте