автор: Татьяна Кормановская дата: 07.09.2017 + +2 -

Эффективность генерации добавленной стоимости

В прошлой статье мы говорили о показателе добавленной стоимости как одном из критериев оценки и максимизации эффективности предпринимательской деятельности, позволяющем согласовывать интересы собственников, работников компании, инвесторов и государства. 

Модель добавленной стоимости имеет несколько нюансов, но сегодня поговорим о том, как этот критерий можно использовать для управления эффективностью работы персонала.

Если мы посмотрим на персонал как на важнейший актив, а на затраты на оплату труда, как на инвестиции в этот актив, то правомерным будет вопрос: какова отдача от инвестиций в сотрудников, как в ключевой актив, с точки зрения их способности генерировать финансовый успех компании? По существу, нам необходимо понять, как инвестиции в персонал, т.е. затраты на оплату труда, связаны с его способностью генерировать добавленную стоимость.

Для определения эффективности генерации добавленной стоимости принято использовать показатели производительности и продуктивности персонала.

Отношение добавленной стоимости к числу работников компании представляет собой показатель производительность персонала. Он отражает вклад персонала в генерацию добавленной стоимости.

Продуктивность персонала - это отношение добавленной стоимости к сумме затрат на оплату труда. Иными словами, показатель отражает, сколько рублей добавленной стоимости приходится на каждый рубль средств, выплаченных в виде заработной платы.

Анализ производительности и продуктивности персонала позволяет оценить систему мотивации персонала. Рост этих показателей в динамике указывает на эффективную систему мотивации.

Показатели производительности и продуктивности целесообразно сравнить с показателем средней заработной платы. Это помогает увидеть, в чью пользу перераспределяется добавленная стоимость: в пользу работников (если темп прироста заработной платы опережает темп прироста производительности и продуктивности труда) или в пользу владельцев (если темп прироста производительности и продуктивности труда выше темпа прироста заработной платы).

Вот конкретный случай из моей аналитической практики. Давайте посмотрим на упомянутые показатели анализируемого мной предприятия (Таблица 1).

Таблица 1

Показатели деятельности компании, евро 

Наименование позиций

Базисное значение

Структура, в %

Факт.

значение

Структура, в %

Темп роста

1. Издержки на оплату труда, евро

18 788

40,7

53 192

83,6

в 2,8 раза

2.Амортизация, евро

203

0,4

3 375

5,3

в 16,6 раз

3.Прибыль, евро

27 125

58,8

6 873

10,9

25,3%

4.Проценты за кредит, евро

41

0,1

163

0,2

в 3,9 раза

5.Добавленная стоимость, евро (стр.1+стр.2+стр.3+стр.4)

46 157

100,0

63 603

100,0

137,8 %

6. Среднесписочная численность персонала, чел

87

 

202

 

в 2,3 раза

7. Средняя з/плата, евро (стр.1:стр.6)

216

 

263

 

121,8 %

8. Производительность персонала (стр.5 : стр.6), евро на человека

530,5

 

314,9

 

59,3 %

9. Продуктивность персонала (стр.5:стр.1)

2,46

 

1,20

 

48,8%

10. Объем продаж, евро

94 347

 

213 339

 

в 2,3 раза

Глядя на данные по объему продаж, мы можем понять, что усилия компании были направлены на расширение рынка сбыта продукции. Для достижения этой цели был увеличен штат сотрудников в 2,3 раза, приобретены основные средства (амортизация увеличилась в 16,6 раза), привлечен новый кредит (расходы по банковскому кредиту возросли в 3,9 раза). Мы также видим, что добавленная стоимость возросла. С точки зрения максимизации этого критерия, как показателя эффективности деятельности компании, это может казаться успехом. Однако это далеко не так. Добавленная стоимость выросла, в основном, из-за увеличения фонда оплаты труда, который произошел не только по причине увеличения штата сотрудников, но и средней заработной платы одного сотрудника.

Казалось бы, руководство компании позаботилось об интересах работников, но вот показатели производительности и продуктивности их труда резко снизились. Использование человеческих ресурсов в отчетном периоде дорого обошлось предприятию и не принесло соответствующей отдачи в виде прибыли. Считается оптимальным, когда доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости составляет порядка 40 %. В противном случае прибыль будет снижаться, и компания потеряет собственный источник финансирования развития и будет вынуждена наращивать кредиты, что небезопасно для ее финансовой устойчивости в будущем.

Хотя приведенный пример и вырван из общего контекста анализа предприятия, проведенного мной несколько лет назад, тем не менее, есть о чем задуматься. Как увеличить производительность? Если производительность увеличить нельзя, то останется ли компания конкурентоспособной на рынке? Об этом мы поговорим в следующих статьях.

 

автор: Татьяна Кормановская дата: 07.09.2017 + +2 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

banner 88
banner 84
banner 83
banner 89
banner 87
banner 61
banner 55
banner 71
banner 63
banner 54

Агрессивные переговоры

Что делать, если стандартная беседа плавно перетекает в очень не стандартный конфликт?

24.ноя.17 17:51 - Владимир Якуба

В блог автора

«Пирамиды прибыли». Часть вторая

Если бизнес верит только в свою технологию, то обрекает себя на провал.

13.ноя.17 15:35 - Татьяна Кормановская

В блог автора

Бренд по имени «Я»

Как продать себя. Вопрос продвижения частного лица – его рук или головы – на рынке товаров и услуг, созданию спроса на себя.

10.ноя.17 20:14 - Ия Имшеницкая

В блог автора

«Пирамиды прибыли». Часть первая

Чем обусловлено финансовое благополучие отдельной страны, региона, компании, бизнеса и даже человека на современном этапе?

30.окт.17 10:30 - Татьяна Кормановская

В блог автора

3 совета карьеристу и фраза, что зацепит любого работодателя

Многие выпускники ВУЗов сразу рвутся в бой, стараясь занять лучшие трудовые места. Как начать карьеру и найти любимую работу- об этом моя новая статья...

26.окт.17 19:52 - Владимир Якуба

В блог автора

Когда кофе-брейки все-таки нужны

О минусах перерывов мы уже говорили, теперь поговорим о плюсах.

23.окт.17 10:14 - Алексей Милованов

В блог автора


Новый номер скоро в продаже

6(47) декабрь-январь 2014 года



Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте