автор: Сергей Шадрунов дата: 03.12.2013 + 0 -

Нацпарк «Русский Север»: Что имеем, не храним?

В современных условиях развития экономики вопросы сохранения окружающей природной среды становится все более актуальными. Неоценимую роль в этом играют особо охраняемые природные территории (ООПТ). Именно они способны сохранить отдельные природные объекты и целые экологические системы если не в естественном, то хотя бы слабонарушенном состоянии. Однако помогая решать одни проблемы, такие территории порождают другие.

 

В нашей области сеть территорий с особым экологическим статусом начала создаваться еще в 1960-е годы. Сегодня в нее входят: две федеральные территории (Дарвинский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Русский Север»), 91 заказник регионального значения, а также 12 особо охраняемых территорий, организованных на местном уровне. Итого – 903,5 тыс. га, или более 6% площади Вологодской области.

Практически вместе с охраняемыми территориями появилась и проблема использования их земель. Так, в свое время было сломано много копий при создании буферной зоны вокруг Дарвинского заповедника, неоднократно поднимался вопрос о землях «Русского Севера». И вот летом этого года пресс-служба Губернатора области распространила пресс-релиз, в котором сообщается о том, что земли населенных пунктов могут быть исключены из состава национального парка «Русский Север». В ноябре-декабре этого года соответствующие поправки в федеральное законодательство будут вынесены на рассмотрение Госдумы РФ.

Дело в том, что в настоящее время федеральным законодательством установлен запрет на приватизацию земельных участков в границах национальных парков и предусмотрено их исключительное право на приобретение участков. Это не позволяет передавать в собственность граждан участков нацпарка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что в свою очередь сдерживает какую-либо экономически значимую активность на довольно обширных территориях. Так, на 160 тыс. га «Русского Севера» расположено более 100 населенных пунктов, где проживает порядка 13 тыс. человек.

Поправки, подготовленные региональными властями и одобренные на уровне Правительства РФ, предусматривают следующие изменения в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:

- отмену исключительного права нацпарков на приобретение земельных участков в их границах;

- возможность изменения границ ООПТ в случае исключения из их состава земельных участков, использование которые невозможно в виду утраты ими особого экологического, научного и иного ценного значения (при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).

Что стоит за предлагаемыми изменениями? Желание Правительства области стимулировать инвестиционную активность в регионе? Или, может быть, легализовать приобретение новыми собственниками «лакомых кусков» заповедной земли, минуя устаревшие экологические барьеры? Прокомментировать ситуацию мы попросили Алексея Кузнецова, директора национального парка «Русский Север».

«Во-первых, стремление Губернатора и Правительства области снять существующие ограничения на распоряжение земельными участками и объектами недвижимости в границах национального парка понятно, и требует всемерной  поддержки и общественности и законодательной власти, - говорит Алексей Леонидович. – Но при этом надо понимать, что любое изъятие, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предполагает определение границ, межевание, процедуру  обоснования и т.д. Цена вопроса не десятки, а сотни миллионов рублей. Какой бюджет готов оплатить такие расходы?»

Кроме того, директор национального парка задается вопросом об истинных целях вносимых изменений: вернуть земли в оборот или создать условия для разрушения системы ООПТ? «Ведь формулировка «в виду утраты особо экологического, научного или иного ценного значения» позволяет подвести под изъятие любую территорию, - поясняет он. - В Московской области сотни тысяч гектаров еловых лесов усохли после пожаров 2010 года, утрачено экологическое значение, значит можно все охраняемые  территории, на которых они произрастали, упразднить? Так можно оправдать захват земель в Пушкиногорье и на Бородинском поле. Ликвидировать любую ООПТ любого ранга, предварительно ее «обесценив»: например, поджечь или вырубить… Подобные формулировки в законодательстве недопустимы, так как создают явные условия для коррупции и делают систему ООПТ абсолютно уязвимой».

Проблема использования земель ООПТ – проблема общероссийская и поэтому попытка решить вопрос наспех либо в угоду чьим-то интересам может привести к катастрофическим для заповедной системы России последствиям. Об этом же говорит и Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России»: «В законопроекте предусмотрено, что такие изменения допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Однако это никак не защитит ООПТ от посягательств. Во-первых, институт государственной экологической экспертизы в настоящее время практически разрушен и не способен противостоять серьезным природоразрушающим проектам. А во-вторых, формулировка закона во многих случаях (когда формально территория по каким-либо причинам нарушена), просто не позволит членам экспертной комиссии не допустить изъятия заповедных территорий. Постепенно мы можем потерять то, чем мы по праву гордимся, и что нужно сберечь для будущих поколений».

По словам эколога, в первую очередь попытки изъятия территорий будут происходить там, где в них есть заинтересованность тех или иных коммерческих структур или лоббирующих их чиновников:
«Велика вероятность, что в соответствии с этим законом будут признаны «утратившими значение» такие знаковые территории, как, например, Яйлинская терраса в Алтайском заповеднике».

То, что формулировки предлагаемого законопроекта не совершенны, признают и у нас в регионе. Так, в октябре вопрос о внесении поправок в закон о границах ООПТ был рассмотрен на очередном заседании Общественного совета при Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Выяснилось, что экологическая общественность ранее уже предлагала депутатам Госдумы от Вологодской области варианты внесения поправок в действующее законодательство – речь шла о замене формулировки: «исключительное право национальных парков на приобретение земельных участков в границах парков» на «преимущественное право», а не так, как предлагается сейчас, – отмена исключительного права вовсе…

Официального ответа из Госдумы пока получить не удалось, но стало известно, что в настоящее время разработаны и вынесены на депутатское обсуждение сразу несколько законопроектов, затрагивающих границы ООПТ. Чем оно закончится, пока трудно предположить.

Во всем мире существование особо территорий – признак понимания необходимости охраны окружающей среды и, если хотите, продвинутости нации, предмет национальной гордости. Будем надеяться, что наши законодатели вспомнят об этом, когда будут принимать окончательное решение по вопросу о границе таких территорий.


Законодательная заПАРКа

«Проблему национального парка «Русский Север» следует рассматривать не только в экологическом аспекте, но и с точки зрения норм имущественного права, - говорит в интервью журналу «Бизнес и Власть» Александр Юлин, первый заместитель главы администрации Кирилловского района. - А они, нормы, таковы, что гражданин, имея в собственности имущество, находящегося на территории национального парка, не имеет права – в нарушении Гражданского кодекса РФ – своим же имуществом распоряжаться. То есть  продать, скажем,  дом или  земельный участок другому лицу». Как сообщают СМИ, 58 многодетных семей в районе не имеют возможности получить участки под застройку, потому что местная власть  не имеет права выделять землю в границах национального парка.

Противоречивое законодательство, действующее в настоящий момент, наносит серьезный ущерб экономическим интересам муниципального образования. Сегодня в инвестиционной копилке Кирилловского района – около 50 новых проектов. И не один из них запустить просто невозможно. «Сюда едут инвесторы из Казахстана, с Украины, но как только они понимают, что вкладывать средства им придется в арендованные, а не выкупленные земли, от сотрудничества отказываются наотрез, - приводит слова одного из кирилловских предпринимателей ИА «Северинфо». - А у парка средств не покупку земли нет».

Выход из этой ситуации администрации района видится один: необходимо изменить территориальные границы национального парка. Как минимум, исключить из них населенные пункты, чтобы от этого «юридического нонсенса» не страдало местное население.

Между тем, в «Корпорации развития Вологодской области» уверены: экологический туризм на особо охраняемых природных территориях может стать одним из стратегических направлений развития региона. Вопрос привлечения потенциальных инвесторов в эту сферу в настоящее время прорабатывается ею совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.

По оценкам специалистов, две трети существующих ООПТ региона в той или иной степени служат площадкой для развития туризма и рекреации. Особый интерес в этом смысле представляют некоторые водоемы, в том числе озеро Онежское, геологические обнажения по реке Сухоне в Великоустюгском районе, старинные парки-усадьбы. Среди них – памятник природы «Старый парк в деревне Покровское» (усадьба Брянчаниновых, Грязовецкий район) и «Старый парк» в селе Куркино (Вологодский район).

Со своей стороны областные власти готовы предложить потенциальному инвестору бесплатное оформление «охранного обязательства» на ООПТ. 

    автор: Сергей Шадрунов дата: 03.12.2013 + 0 -

    Оставить комментарий: