автор: Андрей Сычев дата: 18.01.2017 + +1 -

Нам с этим жить

В следующем году ожидается изменение структуры доходной базы бюджета: основной удельный вес теперь занимает НДФЛ, возрастает роль имущественных налогов, а доля налога на прибыль снижается.

Пожалуй, не найти такого документа, как областной бюджет, где находят свое зеркальное отражение экономика, политика, взаимоотношения с федеральным центром и районами. Все эти нити сплетены в тугой узелок, называемый балансом.

Сотни разных цифр в лучах софитов общественности под командованием опытного начальника департамента финансов Валентины Артамоновой стройными рядами шагают на смотр-парад в областной парламент, где буквально каждая запятая проходит сквозь горнило сомнения. Что ж, есть отличная возможность рассказать о «плюсах» и «минусах» главного регионального документа, сверстанного в непростое время перемен.

А у нас с тобой все по-прежнему

Практика показывает, экономическому росту должна сопутствовать активная инвестиционная деятельность, модернизация производства. Но этого пока не происходит. Не происходит и повышения НДФЛ, поскольку с ростом производства неуклонно должна расти зарплата, а с нее - уплачиваться в бюджет налоги. Но этого, как видим, не происходит, на что обращает внимание председатель областной Общественной палаты Ольга Данилова: «Доходная часть бюджета должна ориентироваться на цели экономического развития. К сожалению, предложенный областным правительством базовый сценарий не предполагает модели экономического роста. Недостаточно предусмотрена поддержка промышленности, особенно муниципальных образований. И ключевой вопрос: почему не растет валовый региональный продукт?»

Когда-то налог на прибыль (см. график 1) был основным источником дохода областного бюджета. Еще 2008 году налог на прибыль превышал 20 млрд рублей, а потом начал резко снижаться. Уже к 2013 году его объем достиг максимально низкой отметки в 6 млрд руб. Величина, конечно, некритична, но все же заставила задуматься над взаимоотношениями власти и бизнеса. Общественность всерьез заговорила о схемах увода большей части прибыли крупнейшими налогоплательщиками из региона, что, впрочем, позволяет закон.

А тут еще напасть. С 2017 года на федеральном уровне будет централизован 1 % налога на прибыль, который в этом году зачисляется в региональные бюджеты, с дальнейшим перераспределением доходов от этой централизации в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов. Говоря простым языком, Вологодская область в следующем году будет вынуждена отдать этот самый 1% от своей части налога на прибыль федеральному центру, чтобы тот впоследствии перераспределял дополнительно полученные средства на свое усмотрение. Потери для областного бюджета от этого нововведения за 2017-2019 годы оцениваются 1,9 млрд руб.

Ба! Доходные все лица

Прогноз поступления налога на доходы физических лиц в областной бюджет в 2017 году сохраняется практически на уровне 2016 года – 12,8 млрд руб. и построен исключительно исходя из фонда заработной платы. Ежегодный прирост данного источника в областном бюджете будет составлять порядка 400 млн руб.

Говоря образно, НДФЛ – это лакмусовая бумажка отечественной экономики. Именно по этому показателю можно определить в России объем роста производства, инвестиционную активность, эффективность предоставляемых льгот у крупных налогоплательщиков, которые не заинтересованы выдавать зарплаты «в конвертах». К примеру, если НДФЛ остается в течение десяти лет на одном и том же уровне, то, с одной стороны, это свидетельствует в нашем случае о стабильности работы крупных налогоплательщиков.

Наибольший спад НДФЛ пришелся на посткризисный 2012 год. Причина – падение спроса на металлопрокат на мировых рынках, где начались распродажи по ценам, близким к его себестоимости. Поэтому «Северсталь» была вынуждена сократить выпуск продукции – отсюда и низкий показатель. Если учесть, что дела с экономическим развитием идут не так чтобы плохо, скорее наоборот, но с каждым днем все хуже и хуже, то можно предположить, что дела у «Северстали» ладятся. В противном случае департамент финансов предложил бы на рассмотрение шоковый вариант сценария развития событий, а не только базовый. Оно и понятно – и «Северсталь», и крупнейшие химические предприятия являются экспортерами и находятся «в валютной зоне». А потому даже выигрывают на разнице курса доллара и евро к рублю.

Акцизы и сюрпризы

Очевидно, что за счет экономической деятельности сбалансировать бюджет не получается, то власть предержащие усиливают фискальную политику, то есть прямо и косвенно повышают налоги. В нынешнем году эта тенденция отчетливо прослеживается. И для бюджета это является «плюсом». Но если кто-то находит, значит, кто-то теряет. Так уж выходит, теряют, разумеется, и без того обедневшие налогоплательщики.

К примеру, увеличение на федеральном уровне акцизных сборов на ГСМ в среднем в полтора раза дополнительно даст областному бюджету в 2017 году 1,3 млрд руб. Эти средства пополнят областной дорожный фонд. В результате этих изменений поступления в региональный дорожный фонд в 2017 году составят 4,5 млрд руб., в 2018 году – 4,8 млрд руб., в 2019 году – 5 млрд руб. В то же время, как показывает практика, такое увеличение закономерно приводит к дополнительным затратам в том же АПК, в частности, к повышению цен на продукты питания. Именно поэтому данный сбор принято считать косвенным налогом.

Весомым подспорьем для казны будет являться налог на имущество, который даст бюджету в 2017 году 9,8 млрд руб., а к 2019 – 13,4 млрд руб. Этот вид прямого налога практически сопоставим с поступлением НДФЛ. К слову, в ходе обсуждения этого показателя на парламентских слушаниях и в Общественной палате выяснилось, что именно налог на имущество больше всех тревожит предпринимателей. Они считают, что увеличение налоговой нагрузки на тех, кто работает на едином налоге на вмененный доход, как хотят сделать в городе Вологде, может отрицательно влиять на заработную плату сотрудников и собираемость налогов по НДФЛ.

Еще один акциз на алкогольную продукцию крепостью свыше 9%, скорее всего, даст областному бюджету «минус». И вот почему. На федеральном уровне решили поменять правила игры и ввели новый порядок распределения алкогольных акцизов, то есть зачислять акцизы будут по месту продажи алкоголя, а не по месту его производства, как было прежде. Губернатор Олег Кувшинников недоволен подобным раскладом. Он считает, что новое перераспределение акцизов на алкогольную продукцию необходимо делать более эффективно: там, где ее производят, туда и следует перечислять акцизы. Но кто ж его там «наверху» послушает…

Профицитный шантаж

Профицит – без сомнения самая спорная тема при обсуждении бюджета, которая вот уже второй год подряд является, говоря образно, камнем преткновения оппозиционных фракций при утверждении бюджета.

Впервые за долгие годы этот термин, ассоциирующийся с положительными тенденциями, всплыл в бюджете 2016 года. Первоначально он составлял 3,978 млрд руб. Этот показатель вызвал шквал эмоций у оппозиционных фракций ЗСО, предложивших использовать «профицитные» средства на развитие экономики и увеличение значимых социальных проектов. Правда, к концу года выяснилось, что профицит бюджета составил 3,058 млрд руб., то есть почти на миллиард меньше. «Принимая бюджет в декабре 2015 года, при планировании объемов госдолга области не был учтен ряд изменений, который произошел в декабре прошлого года и в начале этого года», - пояснила Валентина Артамонова. Правда под конец года выяснилось, что профицит уменьшился еще на 600 млн руб. и составил 2,5 млрд руб. И даже при таком профиците нашему бюджету удается выдерживать условия соглашения с Минфином, укладываясь в 73% уровня госдолга по отношению к собственным налоговым и неналоговым доходам.

Напомним, соглашение с Минфином появилось в прошлом году как компромисс межбюджетных отношений. Однако на самом деле компромиссным этот документ назвать нельзя, поскольку тот по форме напоминает шантаж со стороны федеральных органов. Оппозиция требует от Валентины Артамоновой «составить более жесткий разговор с Минфином», с тем, чтобы получить передышку в виде многолетней рассрочки платежа. Именно эту позицию разделяет и губернатор, пытавшийся не так давно обратить внимание на эту проблему членов верхней палаты федерального парламента. Но, похоже, Минфин пока подобные идеи не разделяет.

И это вдвойне обидно, если учесть, что в недавнем прошлом наш регион был донором и перечислял в федеральный бюджет немалые средства. И виноват ли регион, что сепаратная непродуманная налоговая политика со стороны федерального центра привела к тому, что благополучная некогда Вологодская область вынуждена на коленях выпрашивать, словно подаяние, не только трансферты на выравнивание бюджета, но и выполнять жесткие требования о создании искусственного профицита в 4 млрд руб. – на 2017 год. В том случае если это требование не будет выполнено, то Вологодской области не видать, как своих ушей, замены коммерческих кредитов бюджетными.


Олег КУВШИННИКОВ, губернатор Вологодской области:  

«Сбалансированный бюджет - главное достижение последних пяти лет»

- Главное достижение последних пяти лет – сбалансированный областной бюджет. Рост доходной базы составил 15 млрд руб.: с 40 млрд в 2011 году до 55 млрд к концу 2016 года. По росту доходов бюджета область занимает первое место по Северо-Западному федеральному округу и девятое место по стране. Государственный долг под конец 2016 года сократился со 105% до 73%, что позволило области выйти из десятка регионов РФ, занимающих последние места по уровню государственного долга и нагрузки на бюджет.  

В структуре госдолга доля коммерческих кредитов в 2016 году сократилась с 67% до 24%. 

Вологодская область выполнила все взятые на себя социальные обязательства: в 2017 году 57% бюджета будет направлено на социальные нужды.

Сбалансировав бюджет, мы увеличили инвестиционную привлекательность региона. Объем инвестиций в различные отрасли народного хозяйства за 5 лет составил 477 млрд руб., что на 20% больше, чем в предыдущее пятилетие.

Виктор ЛЕУХИН, депутат ЗСО:

«НЕОБХОДИМО ЗАМОРОЗИТЬ ПЛАТЕЖИ ПО ГОСДОЛГУ»

- Условия Соглашения с Минфином, на которое ссылаются областные чиновники, предполагает отношение величины госдолга к доходам в процентном выражении – чем выше будет доход, тем меньше долг. А доходы, судя по прогнозу, будут расти – с 42,8 млрд руб. (в 2016 году) до 50,3 млрд руб. (в 2019 году). И этот рост доходов позволит уменьшить показатель госдолга до 60%.

Однако, учитывая нынешнее положение дел в региональной экономике, можно подумать о полной или частичной заморозке на три ближайших года платежей по госдолгу или рассрочке. Высвобожденные из предполагаемой профицитной статьи средства можно было бы использовать на реализацию важных социально-экономических задач, на развитие районов, имеющих низкий налоговый потенциал, на софинансирование социальных программ с федеральным центром.

Ибадат РЗАЕВ, заместитель председателя областной Общественной палаты:

«Если тратить, то с умом»

- Хотелось бы заострить внимание на вопросе возможного использования профицита. Здесь мнения расходятся. Некоторые считают, что профицит надо распределять по государственным программам, некоторые считают, что надо направить на развитие. Но есть опасение, что как всегда деньги уйдут, а проценты многомиллиардные за использование кредита платить надо будет.

Да, развиваться надо, но надо знать, как развиваться. Развивать промышленность в городах Вологда и Череповец – это хорошо, создание технопарков – тоже хорошо. Но получаем ли мы то, что хотели бы в целом получить? В муниципальных образованиях недостаточно развивается промышленность, особенно пищевая. В свое время практически во всех районах были размещены пищекомбинаты, цеха по производству мучных сахаристых кондитерских изделий, консервов из ягод, безалкогольных напитков, сбор и переработка лесных ягод и грибов. Сегодня все это, тысячи и тысячи тонн, практически завозится из других регионов. Такова же участь потребительской кооперации, у которой огромные возможности при умелой поддержке. А она возможна при активном участии, в том числе финансами, не только региональных и муниципальных властей, но и федеральной власти.

Недавно губернатором Вологодской области была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года». Считаю целесообразным в рамках данной Стратегии разработать региональные программы развития АПК и потребкооперации в муниципальных образованиях, что приведет к созданию тысячи дополнительных рабочих мест и увеличению поступлений в бюджет налоговых отчислений.

    Похожие материалы

    Политический пасьянс
    Юрий Сапожников: «Четверть века Дума работает для Вологды и вологжан»
    Претендент на престол
    Европа на распутье
    автор: Андрей Сычев дата: 18.01.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: