автор: Андрей Ненастьев дата: 08.04.2012 + +42 -

Олег Баринский: «Я не знаю легких видов бизнеса»

В начале карьеры предпринимателя, строитель по образованию, Олег Баринский, как и многие в 90-е годы, жил случайными заработками. «Мы хватались за все, что давало деньги» - вспоминает он то время. Первый успех в общественном питании ему принесла идея открыть в Череповце павильоны, продающие шаверму. Бизнес пошел в рост, и сегодня Баринский известен как гуру сферы общепита и владелец сети «Морсен», объединяющей различные форматы торговли, начиная с уличной и заканчивая ресторанами.

Ростки бизнеса

После окончания университета будущий предприниматель сначала пытался работать по специальности, и почти год трудился в проектной организации. Но вскоре понял, что избранный путь – не его. К увольнению подтолкнула и сама обстановка в стране. «В начале 90-х я увидел, что все стало меняться, стали организовываться фирмы, развиваться торговля и услуги, - перечисляет бизнесмен. – Я пытался понять, что происходит. Были как и легкие заработки, так и тяжелые времена, когда приходилось собирать последние крохи, чтобы купить чай и булку. С одной стороны, тогда открылось очень много дорог, с другой – никто не знал, как по ним ехать или идти. Мы хватались за все, что могло принести деньги, - торговали металлом, а на следующий день продавали помаду и колбасу. Не было правил игры. Тем не менее, тот багаж, который я тогда получил, дал мне твердость и опыт».

После дефолта 1998-года Баринский и коллега - предприниматель Андрей Шипицын решили обратить внимание на сферу общественного питания, изучив опыт других городов.

Чем шаверма от шаурмы отличается

Коллеги по бизнесу увидели незанятую нишу – уличный фаст-фуд, широко представленный в центральных городах, но тогда практически отсутствовавший в Череповце. Вопреки всякой логике, первый павильон с шавермой в Череповце открылся в мае 2002-го года, когда в Москве начался массовый снос аналогичных торговых объектов. Бизнесмены знали об этом, но знали и то, что под снос пошли не объединенные в сеть точки. В Череповце решили построить именно сеть павильонов, о которой никто не скажет, что она выросла стихийно. «Мы тогда не знали, чем это кончится» - признается Олег Баринский.

Над названием первых павильонов пришлось подумать. Как известно, в двух столицах существует неразрешимая проблема «бордюра и поребрика» и «шавермы и шаурмы». Череповецкие бизнесмены решили совместить несовместимое: вывески на павильонах сделали «Шаверма», а в прайсах сам продукт обозначили как шаурма. В первые годы пришлось выслушать немало нелестных отзывов о том, что «вот в Петербурге шаверма - так шаверма, а в Череповце не так вкусно делают». Но владельцы бизнеса последовательно работали над качеством, проводили информационную работу, которую начали со своих сотрудников. Сегодня череповецкая шаверма - это результат четко налаженной работы целой системы. На предприятии введена стерилизация всей посуды и приборов, применяется вакуумированная тара для доставки компонентов в павильоны, работа ведется по ГОСТам и СанПиНам.

Районы разные, проблемы общие

Помимо прочего, Олег Баринский сегодня является председателем в региональном объединении работодателей «Союз предприятий и предпринимателей потребительского рынка Вологодской области в сфере торговли и услуг». Организация насчитывает более 60 постоянных членов из разных районов области и постоянно развивается. По признанию самого бизнесмена, пока в общую работу вовлечено не так много людей, ведь в целом в Вологодской области в сфере торговли и услуг заняты больше 100 тыс. человек. Организация создавалась для решения общих проблем на уровне области и конкретных ее районов. Среди ключевых проблем – разработка стратегических планов развития торговли применительно к разным территориям. Такую работу сейчас проводят в Череповце, где мэрия заказала даже специальное исследование экспертам из Санкт-Петербургского торгово-экономического института. Бизнес и власть тревожит одно: нарастающий дисбаланс в сфере торговли, во многом связанный с экспансией сетевиков. «Приходит сетевик в район, и тут же местные предприниматели начинают вымирать, потому что предприниматель из Кирилловского района не может конкурировать с «Магнитом», - приводит пример Олег Баринский. - Но это не значит, что он предоставляет услугу хуже. У него просто нет такого ресурса: финансового, административного. Мы пытаемся эти моменты предугадывать в рамках своей организации. То, что в Череповце этот вопрос начали рассматривать, готовы регламентировать вхождение сетей, это важно. Потому что, если подрезать прослойку предпринимателей в торговле, то и в других сферах предприниматели не появятся. И второе - рынок торговли сегодня не структурирован, он очень разный в разных городах. В Вологде, например, нет уличного фаст-фуда. Я вот, когда нет времени, в Череповце подъезжаю к нашей точке и покупаю шаурму или блины. А в Вологде таких точек нет. Там широко представлена так называемая торговля с раздачи, но это не те 5–7 минут, которые ты тратишь, когда покупаешь шаурму. Это удивительно, потому что в Череповце раздача не приживается. У клиента нет ассоциации с кафе, и все воспринимают объект как столовую. А в Вологде это однозначно кафе, и есть несколько круглосуточных точек».

Совместим ли бизнес с политикой?

В ряде заведений группы «Морсен» в преддверии выборов открылись пункты сбора подписей в поддержку Михаила Прохорова как кандидата в президенты. Никогда особо не вовлекаясь в политику, Олег Баринский, тем не менее, решил поддержать Прохорова – предпринимателя: «Мы посчитали, что для развития бизнеса важно, чтобы во власти были люди, которые успешны и понимают, как зарабатываются деньги и развиваются предприятия». В целом же взгляды череповецкого бизнесмена в этом отношении довольно консервативны: «Чем устойчивее общество, тем предпринимателю выгоднее, - уверен он. - Когда есть четкие правила, мы знаем, как развиваться. А когда живешь как на вулкане и постоянно меняются законы, правила, то хочется порой все бросить. Я скажу, что не так страшен любой кризис, как те идеи, которые зачастую реализуются у нас в форме законов. Поэтому стабильность для нас очень важна».

Вспоминая историю своих взаимоотношений с властью Баринский приводит пример эпохи «первичного накопления капитала». «В 90-е годы прорехи в законах заполнялись решениями, которые тот или иной чиновник мог на себя взять, - объясняет бизнесмен. - Если он брал на себя ответственность, это было законное решение. Сейчас все очень жестко регламентировано. Многие вещи сегодня от чиновника не зависят. В те времена какие-то авантюрные вещи проходили, а сейчас новация может уткнуться в то, что здесь СНиП, там СанПиН, тут ГОСТ. Помню, когда в 1998-м году руководство города побывало в Омске, они увидели там летние кафе. В Череповце таких не было. Тогда у власти возникла идея: давайте срочно поставим летние кафе у нас, это же такая современная форма торговли! Собрали предпринимателей. Они все отказались. А я был членом комиссии по торговле, и мне говорят: мол, почему не открываешь, ты же член комиссии, поддержи! Я ради шутки и сказал, что если разрешите поставить кафе на пл. Металлургов, то поставлю. Это был вызов. И мне разрешили. У нас два года там стояло летнее кафе, вопреки всему. Сегодня невозможно представить, чтобы кому-то выдали такое разрешение».

Проблемы роста

Кризис 2008-го года предприятия группы «Морсен» пережили практически без потерь, но сразу после его окончания столкнулись с другой проблемой – компания выросла и встал вопрос структурирования бизнеса. «Рост привел к тому, что мы не можем активно развиваться в силу того, что текущая деятельность съедает большую часть времени, - сетует Олег Баринский. – Стоит вопрос, как сделать так, чтобы мы не только работали стабильно, но и шли вперед. Сейчас очень много вызовов. Мы должны быть готовы к конкуренции, к приходу в Череповец «МакДональдса», с которым очень сложно конкурировать. Крайне остро стоит кадровая проблема. Скажем, официантов в рестораны и кафе очень тяжело найти. А официант - это тот человек, который соприкасается напрямую с гостем и создает впечатление о предприятии. К сожалению, многие работники считают, что работа официантом - это промежуточный этап их жизни, они не стараются расти профессионально. Основной контингент сейчас – студенты, и для них это подработка. Поэтому очень сложно достичь качественного обслуживания. Хотя есть примеры, когда люди пришли к нам поварами в 16 лет, а теперь работают шеф-поварами, а официанты работают управляющим ресторана. С официанта сейчас можно подняться, я бы даже сказал, что если есть желание, то это несложный путь, потому что конкуренции на рынке труда нет. Общепит вообще сложный бизнес, но я не знаю легких видов бизнеса. Если кто-то говорит, что у него все отлично получается и нет проблем, то он сам себя обманывает».


Наша справка

Олег Баринский, инженер-строитель по специальности, с 1992 года занимал руководящие должности в различных частных компаниях. Предпринимательскую деятельность начал в 1994 году. С 1999 года по настоящее время – председатель Вологодской региональной общественной организации «Союз предпринимателей и промышленников». С 2009 года по настоящее время – председатель НП Региональное отраслевое объединение работодателей «Союз предприятий и предпринимателей потребительского рынка Вологодской области в сфере торговли и услуг».

Постоянно оказывает спонсорскую помощь детям-сиротам, подросткам с ограниченными возможностями; устраивает праздники для ветеранов, организовывает спортивные соревнования в «Центре боевых искусств», хоккейные турниры. С 2002 по 2010 год был старостой Прихода и оказывал благотворительную помощь при строительстве Храма пророка Ильи в деревне Батран Череповецкого района. Награжден дипломом II степени областного конкурса «Вологодский предприниматель года – 2008».

Возглавляемая Баринским группа компаний «Морсен» является крупнейшим холдингом предприятий общественного питания Вологодской области. В группу сегодня входят около 30 проектов в различных форматах и ценовых сегментах. Авторские заведения: клуб-ресторан «Зефир» и итальянский ресторан «Ла Вилла», суши-бар «Таке суши», кафе «Бамбино», «Арена», «Кофейник», «Таке&Бамбино», сеть ресторанов «Пивная Заправка», сеть павильонов быстрого питания «Шаверма», «Морсен-бистро», сеть столовых «Ням-Ням».

 

    автор: Андрей Ненастьев дата: 08.04.2012 + +42 -

    Оставить комментарий: