автор: Александр Нестеров дата: 06.12.2016 + 0 -

Сбербанк: заглядывая в будущее

В эти дни Сбербанк отмечает солидную дату — 175 лет со дня основания. С какими результатами банк подошел к этой дате в нашем регионе? Об имеющихся достижениях и новых предложениях мы беседуем с управляющим Вологодским отделением банка Сергеем НЕЧАЕВЫМ.

— Сергей Александрович, как вы сами определяете то место, которое сейчас занимает Сбербанк в экономике региона?

— Сегодня Сбербанк — это более 1,5 тыс. сотрудников на территории Вологодской области, более 100 офисов по обслуживанию клиентов, свыше 600 тыс. клиентов — физических и более 20 тыс. — юридических лиц. Несмотря на то, что мы испытываем серьезную конкуренцию, по всем ключевым показателям кредитования и привлечения средств, объема транзакций Сбербанк продолжает занимать лидирующее положение в банковской системе региона. И это, с одной стороны, говорит о высоком доверии к банку со стороны жителей области, но в то же время заставляет нас еще более активно развиваться, ведь с лидера, как известно, спрос всегда особый.

Во многом именно Сбербанк выступил драйвером положительных изменений для всего рынка банковских услуг, прежде всего, в качестве клиентского сервиса. Мы успешно боремся со стереотипом о том, что большой банк не может быть удобным и клиентоориентированным.

— В конце сентября стало известно о рекордной в истории банка прибыли. Действительно ли юбилейный год получается для Сбербанка столь успешным?

— За время своей работы в финансовой сфере я не припоминаю простых лет. Есть такая точка зрения: чтобы регулярно получать прибыль, достаточно набрать нужную инерцию, и тогда бизнес вытянет себя сам. Но в банковском деле эта схема уже давно не работает. Мы регулярно сталкиваемся с новыми вызовами в экономике, социальной сфере, технологиях. Причем с каждым следующим годом скорость и масштабы происходящих изменений лишь возрастают. Это означает, что к нашей способности правильно реагировать на перемены добавилось требование делать это практически мгновенно. Иначе мы очень быстро окажемся вне рынка.

Поэтому даже на фоне стабильных финансовых результатов в Сбербанке происходят серьезные внутренние трансформации. Они помогают адаптировать наши системы управления и внедрения новых продуктов к требованиям сегодняшнего дня. Прибыль мы воспринимаем как ресурс, который позволяет создавать в банке новые возможности для развития.

— К вопросу о развитии. Одна из самых актуальных тем для экономики — поддержка предпринимательства. Приходится слышать разные оценки действий банков, в том числе и критические: кредитуют мало, процентные ставки высокие и т. п. Видите ли вы потенциал в работе с малым бизнесом?

— С начала 2016 года клиентами Сбербанка стали более 2,5 тыс. вологодских предпринимателей — это уже больше, чем за весь 2015 год. С января по сентябрь мы выдали малому бизнесу региона кредиты на сумму свыше 700 млн руб., вывели на рынок сразу несколько новых кредитных продуктов, в том числе «Кредит за один день». Мы усовершенствовали свои транзакционные каналы, обновили интернет-банк «Сбербанк Бизнес Онлайн», чтобы у бизнеса появился доступ к востребованным банковским услугам в формате 24 / 7. Эти действия лучше любых моих слов показывают нашу заинтересованность в работе с малым бизнесом.

Что касается критики, безусловно, в нашей работе есть моменты, которые можно и нужно улучшать. Мы внимательно слушаем бизнес, организуем совместные дискуссии, «круглые столы». Как результат — мы уже серьезно пересмотрели общие подходы к работе с малым бизнесом. Менеджеры Сбербанка стали больше времени проводить на территории клиента, приступили к формированию комплексных предложений с учетом отраслевой специализации. В работе с бизнесом мы начали проявлять гибкость и индивидуальный подход — качества, не всегда свойственные крупным банкам. Сейчас Сбербанк готовит к выходу на рынок продукты, которые, надеюсь, не только повысят доступность кредитных средств, но и изменят саму философию кредитования малого бизнеса.

— Недавно было объявлено, что Сбербанк станет партнером областной социальной программы «Забота». Ее основные участники — пенсионеры. Зачем это нужно банку?

— Я бы разделил ответ на ваш вопрос на две части. Во-первых, анализируя наш портфель, мы видим, что пенсионеры — не только лояльная, но и достаточно активная категория клиентов. Причем я говорю не только о вкладах, но и о кредитных, страховых продуктах. Широкая филиальная сеть, специальные условия кредитования — это всё наши конкурентные преимущества на сегодняшнем этапе. Поэтому, если вы спрашиваете об экономическом интересе участия банка в данном проекте, он, безусловно, есть.

Но, пожалуй, главное, для чего мы вступили в этот проект, — это продвижение технологии безналичных платежей. Мы понимаем, что рост количества безналичных операций — это общемировая тенденция, которая связана с сокращением издержек для всех участников процесса обращения денежной наличности. Поэтому Сбербанк уже несколько лет реализует собственный комплекс мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности старшего поколения. Это обучение работе с банковскими картами, интернет-банком и, конечно, знакомство с правилами безопасности совершения подобных платежей. Мы очень рассчитываем на то, что участие нашего банка в программе «Забота» будет иметь, в том числе, образовательный эффект.

— Новые банковские технологии стремительно завоевывают рынок. И клиенты Сбербанка являются активными участниками происходящих перемен. Что нас ожидает в ближайшем будущем?

— Когда мы говорим о технологическом прорыве, мы ведь имеем в виду не только сами технологии. Чаще всего речь идет о формировании высокотехнологичной среды. То есть пространства или, как сейчас говорят, экосистемы, где эти технологии будут доступными и востребованными.

Для того чтобы наши клиенты стали совершать больше безналичных операций, недостаточно выпустить для каждого из них по банковской карте. Нужно сформировать среду, в которой безналичные платежи будут доступны повсеместно. Наша торгово-эквайринговая сеть ежегодно прирастает, но до сих пор есть сферы, где этот процесс идёт не так быстро, как бы этого хотелось. И мы понимаем, что в каком‑то смысле уже достигли здесь своего потолка, так как дальнейшее проникновение сопряжено с дополнительными затратами для банка.

И другой пример. Услуги интернет-банка и мобильного банкинга. Они ведь появились значительно позднее, чем первые банковские карты, но динамику роста демонстрируют просто впечатляющую. Потому что технологичная среда к моменту их появления уже была сформирована — у массового потребителя уже были современные смартфоны, скоростной и доступный интернет. Пройдет какой‑то период времени и банковская карта, как носитель персональной информации, окажется просто ненужной.

Именно в развитии таких автономных систем взаимодействия с клиентом мы видим будущее банка. Это касается наших клиентов как из числа физических лиц, так и корпоративных клиентов.

— В завершение нашей беседы такой вопрос: какими событиями вам запомнился этот юбилейный год?

— Из того, что уже произошло, я для себя отмечаю развитие инфраструктуры Вологодского отделения. В сентябре банк открыл в Вологде новый кассово-инкассаторский центр. Событие долгожданное и непосредственно влияющее, в том числе, на качество нашей работы.

В апреле была очень непростая ситуация с паводком в Великом Устюге. У наших клиентов возникали проблемы с передачей реестров для зачисления заработной платы, они не могли совершить различные платежи, в том числе по кредитам. Мы в этой ситуации сделали максимум для того, чтобы им помочь: организовали автобусные рейсы из зоны подтопления, работали индивидуально. Пользуясь возможностью, хочу лишний раз поблагодарить своих коллег за профессионализм и неравнодушие, за то, что в этот момент они были вместе с клиентами.

В июне мы второй раз привезли в Вологду масштабный спортивный праздник Сбербанка «Зеленый марафон». На старт вышли более 500 вологжан и гостей города, в том числе более 300 сотрудников Сбербанка.

Было в этом году и много новых интересных проектов. Из последнего, например, проект «Ладошки», который Сбербанк реализует совместно с областным департаментом образования. До конца года в нескольких школах Вологды будут установлены специальные терминалы для оплаты школьных обедов. Для совершения платежа ребенку достаточно приложить к экрану ладонь, и его родители тут же получат на свой смартфон информацию о сумме платежа и характере покупки. С интересом ожидаю итогов этого эксперимента и думаю, что это только начало.

Благодарю всех наших партнеров и клиентов. Мы высоко ценим ваше внимание, советы и стараемся приятно удивлять качеством нашей работы.

Фото: Роман Новиков

На правах рекламы

    Похожие материалы

    Кредиты становятся более технологичными
    Как правильно работать с госзакупками
    Развитие с процентами
    автор: Александр Нестеров дата: 06.12.2016 + 0 -

    Оставить комментарий: