автор: Татьяна Балаева дата: 11.07.2017 + +1 -

Стандарт конкуренции

Важной составляющей работы  антимонопольного ведомства является внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. О том, как идет работа в этом направлении в Вологодской области, мы беседуем со старшим государственным инспектором Вологодского УФАС Олегом СУЧКОВЫМ.

- Олег Николаевич, в первую очередь давайте определим, что понимается под «Стандартом развития конкуренции»?

- Для ответа на этот вопрос необходимо понять, а что такое конкуренция. Юридическое понятие «конкуренция» закреплено в Федеральном законе № 135 «О защите конкуренции» и понимается как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция имеет свою  цель обеспечить удовлетворенность потребителя от действий хозяйствующих субъектов, которые могут предложить более выгодные условия и характеристики своего товара, но эти действия не должны вредить другому хозяйствующему субъекту, то есть его конкуренту – это совершенная, свободная и чистая конкуренция, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию. Развитие – это поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому. Стандарт – эталон, шаблон, образец, модель. В нашем случае и получается, что «Стандарт развития конкуренции» - это модель перехода от одного состояния конкуренции (мы должны понимать, что на данный момент конкуренция в полном смысле этого слова не отвечает нашим интересам) к более совершенной ее форме. Именно поэтому правительство РФ предложило в 2015 году субъектам федерации «Стандарт развития конкуренции», который  направлен на установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов власти любого уровня  по созданию с учетом региональной специфики прозрачных и комфортных условий для развития конкурентной среды. Не последнюю роль здесь играет создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.

- Но об этом мы уже давно слышим. Это же не единственный в своем роде нормативный документ, который бы способствовал развитию конкуренции. В чем особенность этого стандарта?

- Вы правы, стандарт – не первый и не единственный документ, который определял бы тенденции развития нашей экономики и конкуренции. Все зависит от нас, как мы воспримем реалии экономической жизни, насколько способны органы власти, в первую очередь областные органы власти  и органы местного самоуправления отреагировать на изменения, выявить потенциал региона (или района) и дать ему развитие. Поэтому одним из принципов «Стандарта» является прямая заинтересованность высшего должностного лица субъекта РФ. Так, указом президента РФ в «Перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» включен такой показатель как содействие развитию конкуренции на основе «Стандарта». Кроме того, постановлением правительства РФ от 26 ноября 2015 года № 1270  содействие развитию конкуренции включено в «Перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ». Правительством уже утверждены показатели этого критерия, а приказом Минэкономразвития от 4 февраля 2016 года № 43 утверждена методика расчета значений этих показателей.

Ежегодно до 10 марта субъекты РФ должны направлять доклады о состоянии и развитии конкурентной среды в Аналитический центр при правительстве РФ, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению проектов», Минэк и ФАС России. Каждый орган и экспертное учреждение дают свою оценку, что, в конечном счете, влияет на рейтинг субъекта РФ. Кроме того, определен единый организационный принцип: заключение соглашения  между органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления о внедрении «Стандарта», где описываются порядок, формы и направления взаимодействия.

Внедрение предполагает  разработку плана мероприятий по содействию развитию конкуренции и  создание уполномоченного органа. Таковым в нашей области является комитет государственного заказа, задачами которого является разработка «дорожной карты», подготовка ежегодного доклада, а также координация других органов власти в этом направлении. Согласно «Стандарту», в регионе формируется коллегиальный орган (в Вологодской области он уже создан, это инвестиционный совет при губернаторе), на заседаниях которого рассматриваются и утверждаются предложения и документы в целях стимулирования развития конкуренции.

Кроме того, разрабатывается и утверждается  перечень приоритетных рынков и перечень социально значимых рынков, обосновывая выбор каждого рынка;  устанавливаются  целевые показатели в отношении таких рынков. «Стандарт» предполагает  проведение различного рода мониторинга, например, на предмет наличия или отсутствия административных барьеров, удовлетворенности потребителей качеством товаров (работ, услуг) и состоянием цен, удовлетворенности официальной информаций о состоянии конкурентной среды, деятельности субъектов естественных монополий и хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта РФ или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов.

Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, как и  информационная составляющая являются необходимыми элементами внедрения «Стандарта развития конкуренции». Реализация этих направлений, считаю, позволит максимально достичь те цели, которые в целом бы помогли создать совершенную конкуренцию. Это только структурированная, организационная составляющая, площадка для определения конкретных целей, задач и действий. Именно на ее основе создается база для решения вопросов, ставятся задачи и планы, которые должны быть реализованы.

- На каком этапе сейчас происходит внедрение «Стандарта» в Вологодской области, какие планы ставит Вологодское УФАС?  

- Наша область прошла этап организационного становления. Создан коллегиальный орган и определен уполномоченный орган, ежегодно подготавливается доклад, проводятся мониторинги, информация размещается в интернете.

Но этого мало, это не решает вопроса. Внедрение «Стандарта» стоит перед нашей службой в целом как приоритетное направление. ФАС разработана и утверждена «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 годы», подготовлен проект указа президента РФ «Об основных направлениях государственной политик по развитию конкуренции». Ежегодно проводятся обзоры лучших практик по внедрению «Стандарта».

Стандарт развития конкуренции» направлен на установление единообразного подхода к осуществлению деятельности органов власти любого уровня по созданию прозрачных и комфортных условий для развития конкурентной среды

Со стороны Вологодского УФАС при каждой рабочей встрече эта тема является актуальной. Мы задаем вопросы об исполнении «Стандарта», даем свои предложения, в частности, направили в адрес комитета государственного заказа области, Законодательного собрания и Ассоциации «Совет муниципальных образований Вологодской области» проект четырехстороннего соглашения с Вологодским УФАС, которое определяет общие цели и задачи совместного взаимодействия.

Это даже больше, что предлагает нам «Стандарт». Связь в этом направлении исполнительных, законодательных органов и органов местного самоуправления позволит более детально и эффективно решить задачу по внедрению «Стандарта». Надеемся, что соглашение будет подписано в ближайшее время. Мы не стоим в стороне, как наблюдатели или как эксперты; мы видим себя непосредственными участниками процесса. С комитетом госзаказа области ведется постоянная конструктивная работа, выработана совместная позиция по организации межведомственной комиссии по вопросам развития конкуренции и реализации на территории области законодательства о закупках, где предполагается привлечь все заинтересованные структуры, а также общественность и представителей бизнеса. По разработке перечня приоритетных рынков мы предлагаем включить рынок по переработке и реализации нефтепродуктов. Это тема для нас и всех жителей области очень актуальна.

- Это очень амбициозные планы.

-  Это начало, надо стремиться и найти смелость выявить все проблемы, найти потенциал, поставить цель и достичь её. При невероятной критике в адрес Вологодского ФАС мы продолжаем рассматривать громкие дела, как например, дело «о платных парковках» в Вологде, вопрос по стоимости бензина в регионе. Почему же здесь стоит отступать?

Фото: из личного архива

    Похожие материалы

    Что посеешь...
    В диалоге
    автор: Татьяна Балаева дата: 11.07.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: