автор: 2 дата: 10.07.2017 + +1 -

Власть советов

Многие вологжане хотели бы открыть свое дело, но колеблются, поскольку, не обладая должными знаниями и навыками, часто просто не знают, что и как делать. Мы отобрали лучшие советы для стартаперов от опытных предпринимателей, чиновников и бизнес-тренеров.

Что делать?

Раиса ИВАНОВА, генеральный директор вологодской «Кондитерской фабрики»:

1. Мотивируйте свой персонал. Люди могут многое, если обеспечить им правильную мотивацию. Кого-то похвалить, кому-то наступить на «больную мозоль», кого-то одарить рублем, на кого-то строго посмотреть. Когда хорошо работникам – тогда и бизнесу хорошо.

2. Я много раз была свидетелем, как молодые перспективные предприниматели загорались какой-то идеей и брали кредит, а проект результата не давал. Поэтому мы берем кредиты только в очень редких случаях, когда все просчитали и уверены, что сможем их вернуть.

Рекомендую начинающим предпринимателям лизинг как наиболее эффективное средство поддержки бизнеса. Пользоваться им выгодно, так как лизинговые платежи относятся на затраты.

3. Узнавайте как можно больше информации о своем клиенте. Клиент для бизнеса – это все. Кто он? Что хочет? Чего опасается? Работайте на своего клиента, основываясь на этих знаниях, и вы сможете добиться высокого результата.

Сергей НИКОЛАЕВ, заместитель генерального директора «Вологодского хлебокомбината»:

1. Найдите свою нишу. В советское время наш хлебокомбинат выпускал прежде всего белый хлеб. Это была одна из причин, по которой в 1990-е годы у него начались трудности с реализацией продукции. Мы решили отойти от такой узкой специализации и стали выпускать черный хлеб, баранки, кондитерские изделия, многое другое. Заняли эти ниши – и предприятие заработало.

2. Общайтесь и устанавливайте контакты. Считаю, что предпринимателю, руководителю надо постоянно общаться с людьми, разговаривать, налаживать связи, искать новые идеи, новые цели. Это новые возможности развития.

3. Ваш бизнес должен быть социально ответственным. Я противник «потогонных систем». На предприятии должна быть социальная политика: коллективный договор, «белые» зарплаты, социальные пакеты, поддержка людей в сложных жизненных ситуациях. И, конечно, надо исправно платить налоги – с умом, оптимизируя платежи в рамках закона, но платить.

Алексей КОНОВАЛОВ, глава группы компаний «ВологдаРегионЛес»:

1. Создайте хорошую команду. Свой коллектив необходимо подбирать тщательно, чтобы в нем не было случайных людей. И всегда нужно показывать своим сотрудникам на личном примере, как можно и нужно работать.

2. Не поддавайтесь эмоциям. В любых кризисных ситуациях не нужно паниковать. Надо думать, искать выход, находить решения. Очень полезно посмотреть на происходящее под другим углом. Вам могут сказать: «Это нереально», – однако на самом деле все может оказаться вполне реально, если взглянуть на ситуацию с другой стороны.

3. Постоянно, в любой ситуации учитесь. В жизни не бывает так, чтобы человек вдруг оказался в нужный момент в нужном месте. К этому моменту всегда нужно готовиться, для чего необходимо учиться, вникать во все тонкости своего дела и знать, что из каждого события, от каждого человека можно извлечь что-то полезное.

Какую нишу выбрать?

Светлана ПОНОМАРЕВА, начальник департамента стратегического планирования Вологодской области:

- Основные направления развития областной экономики, которые будут находиться в зоне пристального внимания власти все ближайшие годы, перечислены в региональной «Стратегии-2030». Соответственно, именно на них будет в первую очередь сфокусирована вся система государственной поддержки, и именно в эти ниши имеет смысл идти предпринимателям.

В рамках промышленной и инвестиционной политики приоритеты государственной поддержки будут отдаваться тем компаниям, которые окажутся способны укрупнять производственные цепочки, обеспечивать рост добавленной стоимости, влияющей на ВРП, локализовывать производство на нашей территории и переходить из сегмента малого и среднего бизнеса в сегмент крупных компаний.

Это участники целого ряда кластеров: машиностроительного, лесопромышленного, биотехнологического, агропродуктового, текстильного, газохимического, кластера домостроения и кластера «Металлургия, полимеры и композиты».

Александр КАРЕЕВСКИЙ, экономический обозреватель ВГТРК:

- В условиях кризиса бизнесу имеет смысл сосредоточиться на удовлетворении тех людских потребностей, которые будут востребованы всегда: еде, медицинских услугах и т.п. А поскольку сегодня существует угроза, что из-за уменьшения численности среднего класса и сокращения потребления рынок поляризуется, то и бизнесу также необходимо определяться. Он должен либо производить неплохой массовый продукт по приемлемой цене, либо производить для богатых, но тогда нечто суперкачественное.

Михаил ХАЗИН, экономист:

- Крупные состояния делаются на падающих рынках. На растущих рынках это сделать сложно – слишком высока конкуренция, все делают примерно одно и то же: наиболее успешные компании растут со скоростью 4% в год, наименее – 2%. А вот на падающих рынках можно очень сильно выиграть, до 7–10% годового роста. Но к этому надо специально готовиться. И тут нет универсальных советов.

Каких ошибок избегать?

Алексей КОЖЕВНИКОВ, заместитель губернатора Вологодской области:

- Предприятие обречено, если оно не имеет своей миссии, стратегии, плана развития и не знает своего рынка и своего клиента. Еще на этапе планирования бизнеса сделайте качественную аналитику и маркетинговые исследования по планируемому направлению. Грамотно составленная финансово-правовая модель предприятия – это фундамент, на котором будет стоять ваш бизнес. Проработать необходимо все: от сбыта до всевозможных рисков, чтобы было четкое понимание, куда и кому в дальнейшем будет реализована продукция и как выглядит маркетинговая стратегия. Обязательно необходимо учитывать транспортно-сырьевую логистику производства. И, конечно же, стоит уделить внимание стратегическому планированию деятельности не только на период окупаемости, но и на более долгосрочную перспективу, чтобы понять, в каком направлении двигается отрасль, будет ли спрос на продукцию в будущем.

И не пренебрегайте мерами государственной поддержки. Сегодня существует большой перечень таких мер: субсидий, грантов, компенсаций, льгот, которые предусмотрены различными государственными программами. И этот перечень постоянно расширяется. Кроме того, помимо финансовой помощи осуществляется информационная и правовая поддержка.

Александр ЛЕВИТАС, бизнес-тренер:

– Первая ошибка начинающих предпринимателей – неумение считать деньги. Настоятельно рекомендую прежде, чем открывать свой бизнес, открыть программу «Excel» и тщательно посчитать: сколько средств понадобится, сколько составит ежемесячная выручка, где будут точки безубыточности.

Вторая ошибка – непонимание своих клиентов. Очень часто бизнесмен-новичок думает примерно так: «Я открою магазин, который будет торговать тараканами, потому что я их очень люблю». Здорово, что ты их любишь, но любят ли их другие?

Третья – путать компетенции работника с компетенциями руководителя бизнеса. «Я умею делать гамбургеры, поэтому я открою ресторан». Нет, если ты умеешь делать гамбургеры, то работай поваром. А если хочешь открыть ресторан, тебе нужны компетенции руководителя ресторана.

Предприниматель – это профессия, такая же, как все остальные. Ведь никто не пытается водить самолет или резать аппендицит, не умея это делать. Бизнесмен – это специальность, и ей необходимо овладевать: учиться, читать книги, ходить на курсы, поработать в выбранной сфере.

Павел СИВОЖЕЛЕЗОВ, управленческий консультант:

- Стартапы бывают либо быстрые, либо мертвые… К ним нельзя применять законы уже работающего бизнеса. Оптимизируйте затраты на начальном этапе: сначала седлайте муляж, образец вашего продукта, покажите потенциальным покупателям. Если он им понравится, тогда уже и вкладывайтесь в раскрутку, набирайте штат и т.д.

Помните: бизнес – это не больница, где в равной степени заботятся о всех пациентах, а спортивная команда, где делают ставку на наиболее способных. Развивайте то направление в вашей компании, которое наиболее доходно. Работайте с теми клиентами, которые приносят вам больше денег. Поддерживайте «прибылеприносящих» сотрудников и расставайтесь с «прибылетратящими». 

Цитаты экспертов взяты из интервью журналу «Бизнес и Власть», а также из публичных выступлений на заседаниях Клуба интересных людей «Инсайт», в рамках программы «Ты – предприниматель» и на «Synergy Insight Forum – 2017».

    автор: 2 дата: 10.07.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: