автор: Александр Мальцев дата: 20.02.2018 + +1 -

Водная артерия

Водоканал — одна из крупнейших ресурсоснабжающих организаций областной столицы.

На балансе предприятия — четыре водозабора из поверхностных источников и семь водозаборов из подземных скважин, более сотни насосных станций, мощные очистные сооружения водопровода и канализации (на 128 тыс. и 150 тыс. куб. м в сутки соответственно), 1153 км водопроводных и канализационных сетей и 122 км сетей ливневой канализации. К тому же водоканал является одним из старейших предприятий области — в декабре 2018 года ему исполнится 120 лет. Все это — и предмет для гордости, и определяющий фактор для постановки текущих задач.

Прорывная работа

Так, средний физический износ сетей на сегодняшний день составляет около 75%, при этом 130 км имеют износ 100%. Количество перекладываемых сетей измеряется единицами километров и явно отстает от объективных потребностей.

Тем не менее в последние годы водоканалу удается сохранять позитивную динамику: если в 2015‑м году было переложено 3,7 км ветхих сетей, в 2016‑м — 4,1 км, то в 2017‑м году — уже 5,4 км. В текущем году капитально отремонтировать планируется около 5 км.

Данные усилия отражаются на количестве прорывов: если еще недавно этот показатель составлял от 600 до 865 единиц, то в 2017 году — 532 (минимальная цифра с 2009 года). 

В прошлом году закуплены новое оборудование и транспорт, что позволяет эффективнее проводить как текущее обслуживание, так и ремонтные работы. «Сегодня наше предприятие — одно из лучших МУПов по многим показателям: и по очистке стоков, и по качеству воды, — говорит Александр Присяжный, директор «Вологдагорводоканала». — Основную нашу задачу — бесперебойное снабжение граждан и организаций — мы стабильно выполняем. Решается она не только за счет оперативного устранения аварий и замены ветхих участков, но и за счет плановой замены запорной арматуры, закольцовки сети». Переустройство линейной структуры в сетевую приводит к тому, что если на каком‑либо участке в городе произошла авария, от воды отключается не весь район, а только этот небольшой участок (как правило, два-три дома), остальные потребители этой аварии даже не замечают, т. к. вода поступает «в обход» по другим трубам.

Долги наши

Объемы этих работ могли бы быть и больше, и, соответственно, количество прорывов — меньше, уверены на «Вологдагорводоканале». Если бы потребители платили за предоставленные услуги более исправно — ведь других источников дохода, кроме тарифного сбора, предприятие не имеет. В 2017 году недосбор составил 17,9 млн руб. Цифра относительно небольшая, если сравнивать с предыдущими годами (см. врез — прим. ред.), но все же многие долги населения носят невозвратный характер.

«Есть маргинальные слои населения, взыскание долга за воду с которых практически невозможно. Есть малоимущие граждане, которые воспринимают коммунальные расходы как нечто второстепенное и копят большие долги, с которыми потом не в силах рассчитаться, — говорит начальник отдела по работе с дебиторской задолженностью Виталий Жарен-
ков. — А есть случаи, когда среди злостных неплательщиков попадаются и вполне обеспеченные граждане. Просто не считают нужным оплачивать коммунальные услуги. Думают, что им за это ничего не будет — мол, официальной зарплаты у них нет, все имущество оформлено на родственников. К сожалению для таких вологжан, должен напомнить, думать, что им все сойдет с рук, — это тоже очень наивное и довольно опасное заблуждение».

Снижение задолженности потребителей — результат планомерных действий. Во-первых, часть потребителей была переведена на прямые расчеты, минуя управляющие компании, которые порой выступали своего рода «прокладками»,
которые собирали деньги с населения и потом «растворялись». Во-вторых, должникам (пока сумма долга не стала критичной) направляется письменное уведомление, в котором разъясняются последствия неоплаты. В-третьих, если адресат не реагирует, подается заявление в суд. Если и дальше должник отказывается платить — на основании судебного приказа приставы взыскивают долг. Они могут арестовать счета в банке, ограничить выезд за границу, запретить регистрацию автомобиля и т. д.

Наконец, одной из действенных мер является установка заглушки, которая блокирует выпуск канализации в квартирах должников. Это самая крайняя мера, и, по статистике водоканала, в месяц из нескольких десятков уведомлений, предупреждающих о возможности ее реализации, лишь единицы приводятся в исполнение.

«При этом мы всегда идем навстречу, предоставляем рассрочку платежа, исходя из имущественного положения и жизненной ситуации каждого конкретного должника», — оговаривается Виталий Жаренков, добавляя, что дожидаться такого предупреждения все‑таки не следует.

Работа в команде

Конечно, обслуживая столь обширную и далеко не новую сеть в круглосуточном режиме, специалисты водоканала действуют в координации с другими коммунальными службами и городской администрацией. «Например, если мы проводим где‑то ремонтные работы, то попутно решаем вопросы и благоустройства данной территории — не просто раскопали все, потом закопали и уехали — мы приводим все в порядок, — говорит Александр Присяжный. — С прошлого года ввели практику тщательного анализа дорожных работ на улицах и во дворах города: там, где происходит асфальтирование и мы знаем, что в этом месте аварийный участок, производим замену труб».

По словам руководителя, проект «Городская среда» по обновлению дворовых территорий Вологды хорош тем, что позволяет планировать наши работы». В планах предприятия — дальнейшая модернизация очистных сооружений. Правительством области и мэрией поставлена задача кардинального улучшения качества воды, доставляемой в дома вологжан. В настоящее время ведутся проектные работы, в 2019 году предполагается, что начнется строительство.

Из проблем, которые сдерживают развитие предприятия, — новая система взаимоотношений с подрядчиками, которая с 2017 года обязала муниципальные унитарные предприятия проводить закупки по правилам ФЗ № 44. Такая система имеет как свои достоинства (снижение стоимости контракта), так и риски. «Мы после заключения договора не можем вмешиваться в ход выполняемых подрядчиком работ — и только после завершения обозначенного срока исполнения проверять, соблюдены ли все условия. 

К сожалению, часто это оборачивается долгими судебными тяжбами, а в результате — работы выполнены некачественно и взять с подрядчика нечего. Закон очень строго регламентирует все процедуры и запрещает вводить дополнительные требования к подрядчику. В итоге мы, покупая «кота в мешке», сами же и оказываемся крайними, а жертвами становятся вологжане — граждане и организации», — говорит Александр Присяжный.

С такой ситуацией сталкивается не только водоканал, но и другие МУПы. И выход из нее — либо акционирование, либо заключение концессионного соглашения, либо изменение федерального законодательства о госзакупках. И эту работу предприятие не сможет делать в одиночку — нужна поддержка администрации и муниципальных депутатов.

    автор: Александр Мальцев дата: 20.02.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: