автор: Татьяна Балаева дата: 08.02.2018 + +2 -

«Здесь и сейчас»

Что такое современное искусство? О нем написаны тонны текстов. Но чем больше пытаешься приблизиться к пониманию этого необъятного «нечто», тем чаще приходят в голову слова древнегреческого философа: «Я знаю, что ничего не знаю». А потом идешь дальше и повторяешь за ним же: «Но другие не знают и этого».

Выставкой современной графики открылся 15‑й творческий сезон в галерее современного искусства «Красный Мост». Проект «Здесь и сейчас» представлен муниципальной галереей Костромы, которая является постоянным партнером вологодских галеристов.

Участниками проекта стали тридцать авторов из Костромы, Вологды, Данилова, Ферапонтово, Иванова, Кинешмы, Москвы, Ярославля, Фурманова, Нарвы (Эстония), выставивших свои графические работы с использованием как традиционных материалов (от карандаша до гуаши), так и с применением коллажа и других авторских приемов. Среди печатных техник на выставке представлены офорт, гравюра на картоне и фотография.

По замыслу организаторов, работы являются свободными высказываниями авторов, сделанными в течение последних трех лет в русле собственного творческого метода и проблематики. «Вниманию зрителя представлены очень разноплановые работы: сложные и веселые, легкие и глубокие — на любой вкус, — говорит один из организаторов выставки Мария Жаренкова. — Какие‑то заставляют задуматься, какие‑то — улыбнуться. Но все вместе они являются образцами концентрированного современного искусства, которое творится здесь и сейчас!»

Сколько авторов — столько творческих методов

Графическое воплощение — это, пожалуй, единственное, что объединяет представленные на выставке работы. Каждый автор работает в своей системе координат, выстраивая свое индивидуальное художественное решение, для понимания которого бывают необходимы пояснения автора.

Ирина Соглачаева (Кострома). Из цикла «Красное и черное» (бумага, темпера, аппликация).

Так, листы Александра Пестерева, созданные под впечатлением от уникальных прялок из музейных фондов, вызывают новые ассоциации, провоцируя на создание собственных образов, символов, знаков. Беспокойное напряжение пронизывают листы диптиха Андрея Волкова, художника, отдающего предпочтение абстракции, импульсивной манере письма. Леонид Малафеевский, прибегая к приемам кубизма, ритмически расчленяет формы стилизованного женского лица-маски, наделяя изображение свойствами многоцветного витража, отсылающего зрителя к эпохе ар-деко. К языку метафоры, графического гротеска, приемам сюрреализма обращается Александр Аханов: тонкие линии-паутины его пера стихийно ткут зловещие образы химер нашего времени. Валерий Бабин продолжает портретную галерею образов духовно и кровно близких людей (триптих «Катя, Коля и Жорж Руо»). Сергей Медведев делится размышлениями о вечных символах Бытия («Черный фон №6»). Андрей Ким говорит о вещах видимых и незримых на языке форм, знаков, ритмов, рожденных внутренними ощущениями, интуицией, спонтанным движением руки («Ушедшие ушли»). Новые работы в жанре ню Игоря Ермолаева дарят восхищение телесностью форм, виртуозными приемами стилизации…

Право на творческий жест

Одного автора, пожалуй, выделим особо. Это Кузя Зверев. Двойственность, соединившая доброе и «зверское» начала в псевдониме Владислава Кузнецова, по словам самого художника, наложила отпечаток на его человеческую и творческую судьбу. Вообще, переплетение и взаимное влияние художественного метода на жизнь автора отсылает нас в самое начало прошлого века, когда среди множества способов отображения реальности преобладал метод символизма.

Художник (в широком смысле слова) создавал «поэму» из своей жизни; очень часто не только произведения являлись отражением реальной жизни автора, но сами жизненные ситуации случались из воображаемой, параллельной действительности, существовавшей в голове автора.

Кузя Зверев, жизнерадостный, брызжущий энергетикой, читал свои ироничные и немного хулиганские стихи и совсем не походил на далеких предшественников-символистов. Зрителям, которым посчастливилось прийти на открытие выставки, удалось не только пообщаться с автором, но и стать свидетелем некоего творческого жеста, который неотделим от представленных графических работ художника.

В контексте интерпретации

Леонид Малафеевский (Ярославль). «Весеннее» (бумага, пастель).

Современное искусство принято считать элитарным и институциональным. По словам доцента русской антропологической школы РГГУ, философа и художника Натальи Смолянской, оно берет начало с того момента, когда мы с помощью органов чувств не можем определить, является ли выставленный объект предметом искусства. Для этого арт-объект должен быть принят в особом мире — мире искусства, который составляют критики, художники, арт-дилеры, психологи и философы искусства, журналисты — та вернисажная публика, которая территориально определяет этот узкий круг как поле, на котором действуют их оценки.

По мнению художественного критика Артура Данто современное искусство начинается с того момента, когда необходимо теоретическое обоснование арт-объекту. Комментарии к художественному жесту и сам арт-объект неразрывно связаны между собой в современном искусстве. В этом смысле выставка графики «Здесь и сейчас» не явилась исключением.

Отрадно отметить, что за пятнадцать лет своего существования галерея «Красный Мост» сумела создать в небольшом городе (в провинции — в лучшем смысле этого слова), каким неизменно остается Вологда, некое пространство, на котором можно отслеживать, наблюдать тенденции в современном художественном процессе, задаваться вопросами и пытаться найти на них ответы.

    автор: Татьяна Балаева дата: 08.02.2018 + +2 -

    Оставить комментарий: