Цифровая эволюция: настоящее и будущее
В Вологде состоялся Х IT-форум, который стал для региона событием года в сфере информационных технологий. В этот раз участники форума сфокусировались на обсуждении вопросов подготовки кадров в условиях становления цифровой экономики. Руководители IT-компаний, предприятий различных отраслей экономики, а также органов власти признали, что здесь есть немало проблем, но известны и пути их решения.
«Вологодской области удалось добиться неплохих результатов в продвижении информационных технологий: так, у нас первое место в СЗФО и 16-е в России по использованию электронных госуслуг. Да, у нас есть проблемы с предоставлением услуг связи в отдаленных территориях, но в целом регион на очень хорошем уровне по внедрению IT. Мы проводим большую просветительскую работу с гражданами и организациями, так как понимаем, что бесполезно внедрять IT, если люди не умеют этим пользоваться. Обучение — одно из главных направлений нашей работы», — говорит Ирина Просвирякова, председатель комитета информационных технологий и телекоммуникаций области, которая выступает одним из соорганизаторов форума.
IT-образование и дефицит специалистов сейчас являются едва ли не главными проблемами для всей отрасли, сошлись во мнении участники форума. Заместитель директора НИЦ профессионального образования и систем квалификации ФИРО РАНХиГС Айрат Сатдыков выступил с докладом о «цифровой дидактике» — науке об организации процесса обучения в условиях цифровой экономики. По его мнению, цифровизация касается сейчас не только IT-сферы, но и всех отраслей жизни: «В Германии на выставке ремесленников я увидел компанию, которая производит ортопедическую обувь. Если раньше ортопед был ремесленником, то сейчас это человек, который знаком с 3D-сканированием и умеет работать на станке с программным управлением. Весь процесс изготовления обуви — от получения слепка до ее производства — автоматизирован». Эксперт отметил также, что главная цель цифровой дидактики — «избавить учителя от рутины, обеспечив полную усвояемость учеником материала. Также стоит проблема обучения IT учителей. Им нужно овладевать IT-компетенциями».
Ректор ЧГУ Дмитрий Афанасьев также считает, что новые технологии не должны ложиться бременем на педагогов, как это зачастую происходит сейчас. «У нас есть квалифицированные заказчики и потребители IT-специалистов. Ключевой вопрос — как сформировать миллион этих специалистов в области цифровых профессий на базе общеобразовательных школ, среднего и высшего профессионального образования, — объясняет ректор. — Новое поколение, вооруженное современными технологиями, нужно учить по-другому. Как именно — пока никто не знает. Что делать, если учитель ориентируется в IT хуже школьника, но учитель должен этого школьника учить? Чему именно учить? Какие именно технологии обеспечат успех личности и экономики? Как нужно изменить образовательный процесс? Все это требует серьезных исследований. У нас уже проводится эксперимент: стартовал образовательный интенсив, где мы отрабатываем педагогические технологии и инфраструктуру цифрового обучения на группе из 500 студентов. Далее команда студентов будет участвовать в летнем интенсиве «Остров 10-22» на базе Сколково. По итогам всех мероприятий мы совместно с университетом НТИ выработаем программу развития сервисов современного цифрового обучения. Программа цифровизации затронет и «нецифровые» специальности: например, педагогику, финансовые технологии».
Оставить комментарий: