Детские игры для взрослых
Вологодская фирма «Playrix» зарабатывает сотни тысяч долларов, продавая свои компьютерные игры на Западе.
История вологодской компании «Playrix» - яркий пример коммерческого успеха инноваций, о которых сейчас так пекутся российские власти. Начало прибыльного бизнеса было положено восемь лет назад, когда двое вологодских студентов написали и продали свою первую компьютерную игру. Теперь они руководят компанией, в которой трудятся около сотни человек. Больше того, вологодские программисты сделали то, что и не снилось лучшим разведкам мира – завладели умами и сердцами простых американцев. Точнее американок, ведь основные покупатели казуальных игр вологодской компании «Playrix» - домохозяйки из США и Канады.
Другой геймер из США и вовсе грозится выброситься из окна, если вологжане не выпустят продолжение его любимой игры. Игровые серверы западной части Интернета пестрят подобными сообщениями.
Несерьезные на первый взгляд отзывы на самом деле говорят об огромном интересе аудитории к казуальным играм – тем, что отличаются красочной и привлекательной графикой, но одновременно несложным сюжетом и правилами. В 2006 г. этот рынок оценивался в 1 млрд долларов, в 2008 г. – вырос до 3,5 млрд. К 2012 году рынок казуальных игр только в США достигнет отметки в 15 млрд долларов, - утверждают эксперты. Часть этого пирога достанется и вологодской фирме «Playrix».
Офис «Playrix» занимает целый этаж в деловом центре на Мальцева, 52. На сотнях квадратных метров творят программисты, художники и гейм-дизайнеры компьютерных игр. Тут же расположен современный пищеблок и зал отдыха, в котором нас принял директор по развитию бизнеса компании «Playrix» Юрий Лабинцев. За чашкой зеленого чая он рассказал, как хобби вологодских программистов стало приносить первые деньги, а затем превратилось в серьезный бизнес.
- Юрий, со стороны история «Playrix» напоминает классическую американскую мечту. Расскажите, как все начиналось?
- В последний месяц летних каникул 2002 года студенты вологодского педуниверситета Игорь и Дмитрий Бухманы написали довольно простую игру. У ребят тогда не было серьезной техники и штата специалистов - лишь простой компьютер на двоих. Писали игру по очереди. Я тогда учился на инязе, помогал делать описания, переводить на английский язык. Выложили игру в Интернет, суммарные продажи пошли в рост и сильно вдохновили нас. К 2004 году пришло осознание, что можно основывать бизнес вокруг этого хобби. Я тогда работал в другом месте и долго сомневался, настолько это может быть бизнесом. Для меня тогда это была подработка. В конце концов, меня убедили. Мы сняли первый офис и с ноября 2004 года серьезно взялись за дело.
- Что сейчас представляет собой компания «Playrix»?
- Мы входим в топ-10 мировых разработчиков и издателей сегмента казуальных и скачиваемых игр. Несмотря на кризис, каждый год у нас идет удвоение оборотов и численности штата. Сейчас у нас трудится около 100 человек. В среднем мы выпускаем по 5 игр в год. Это немного, но мы берем качеством и широкой сетью распространения. Для нас США и Канада - главные рынки, до 60% продаж приходится именно на Северную Америку. Также наши игры покупают в Западной Европе. В этом году хороший рост наблюдается в Азии, включая Японию и Корею. Австралия подросла, появляются небольшие рынки в Восточной Европе. В Китай мы не идем умышленно. Там иной рынок, у большинства западных компаний там проблемы.
Награды и достижения игр от Playrix
Игры от Playrix выпущены на дисках более чем в 50 странах, на более чем 10 языках и портируются на различные платформы, включая Mac, Nintendo DS/Wii, iPhone, мобильные телефоны и др.
- «Именем Короля» - победитель премии КРИ Awards 2010 в номинации «Лучшая casual-игра».
- «Зов Атлантиды» - один из победителей премии iParenting Media Awards (Walt Disney Internet Group) в номинации «Лучшая видеоигра 2010 года».
- Fishdom H2O: Подводная Одиссея» - лучшая игра 2009 года в номинациях Most Downloaded и Bestseller of 2009 на портале AOL.
- «Fishdom: Хеллоуин» - одна из лучших игр 2009 года в номинации Bestseller of 2009 на портале AOL.
- «Возвращение Атлантиды» - держится в Top-10 на игровых порталах более двух лет (с момента выпуска игры), продается в крупнейших розничных сетях в мире, включая Walmart, Target и MediaMarkt.
- Вы говорите об удвоении оборотов. Какова была чистая прибыль компании в прошлом году?
- Мы не публичная компания, информация об оборотах – это коммерческая тайна. Мы даже не знаем, какие зарплаты друг у друга. Скажу лишь, что налоги платим в России. Мы российская компания.
- Кто играет в ваши игры?
- 65% нашей целевой аудитории – это американки. Если точнее - женщины старше 35 лет, домохозяйки. Также в США играют люди почтенного возраста – 70-75 лет. В России это люди помоложе, больше 50% – женщины от 25 до 40 лет.
- В России ваши игры покупают или воруют?
- Воруют. Повторюсь, основные доходы мы получаем на западном рынке. Наша целевая аудитория там - люди постарше, нашедшие себя в жизни, им проще купить. Многих сдерживает боязнь подцепить вирус. Впрочем, есть серая часть аудитории, которую мы не видим. В первую очередь это касается России. Доходит до курьеза. Моя племянница, увидев у меня на холодильнике магнит с логотипом игры, сказала, что скачала игру с такой же картинкой бесплатно. Она была удивлена, узнав, что это наша игра. Мне лишь осталось сказать ей: спасибо, что скачала бесплатно! (смеется). И это притом что в России игры стоят порядка 150 рублей. Можно заплатить с помощью смс, все легко и просто, однако большинство предпочитает играть бесплатно. В России более расслабленное отношение к интеллектуальной собственности. Впрочем, российский рынок для нас составляет меньше 4%, так что смысла нет бороться.
- А на Западе воруют?
- На Западе тоже воруют, но значительно меньше. Мы следим не за конечными потребителями, а за распространителями, теми, кто на наших играх строит свой бизнес. Совсем недавно получили уведомление из Министерства юстиции США о том, что заведено уголовное дело против американца с китайским именем. Этот человек незаконно распространял на Е-bay игры нескольких производителей, в том числе и наши.
- Интересуются ли вами инвесторы?
- Да, конечно. Были предложения о поглощении и слиянии как от российских, так и от зарубежных компаний. Нас все время внимательно изучают, смотрят, можно ли войти в крупного игрока. Были предложения инвестиций от венчурных фондов, но нам это пока не нужно. Это будет иметь смысл, если мы не сможем расти дальше своими силами. Пока сил хватает.
- Как к вам попадают на работу?
- У нас есть отдел HR, который занимается прямым набором. Наши специалисты посещают специализированные сообщества, где общаются программисты, художники, и предлагают конкретным людям поработать у нас. Есть и те, кто стремится сам попасть в компанию. Все вновь прибывшие - вологжане и приезжие – выполняют объемное тестовое задание. Оно отнимает много времени и сил, однако все сразу становится понятно. В общем, случайные люди к нам не попадают. В прошлом году компания выросла по численности в два раза. Из этой половины треть приехала из других городов: Москвы, Кирова, Иркутска. Есть ребята из Украины и из США. Мы всем помогаем с переездом, подыскиваем квартиру, садик для детей.
- Как компания будет развиваться дальше, каковы ваши планы?
Кто еще?
К основным игрокам восточноевропейского рынка казуальных игр, помимо Playrix, относят компании NevoSoft и Alawar.
NevoSoft (г. Санкт-Петербург) — один из крупнейших разработчиков и дистрибуторов казуальных игр в России и странах СНГ. Работая в этой сфере с 2002 года, компания освоила зарубежный и российский рынки, наладила каналы сбыта через Интернет и на CD и заняла устойчивую позицию в области разработки и распространения казуальных игр. Ежемесячно по каналам дистрибуции «Невософт» доставляется более 5 миллионов копий игр, которые переведены более чем на 10 языков мира.
Оставить комментарий: