Городской формат: в штатном режиме
Впервые в новейшей истории Вологды город возглавил мэр – назначенный сити-менеджер. Три месяца назад им стал Андрей ТРАВНИКОВ. В чем суть этой должности, какие основные проблемы стоят перед администрацией областной столицы, каковы ее планы на 2017 год и как она собирается сотрудничать с предпринимательским сообществом? Обо всем этом Андрей Александрович рассказал журналу «Бизнес и Власть».
– В чем, на ваш взгляд, принципиальная разница между существовавшим статусом главы города и новой должностью мэра, сити-менеджера?
– Раз я «сити-менеджер», то, наверное, на русский язык это следует переводить как «городской управляющий». Преимущество этой должности в том, что, занимая ее, нет необходимости следовать политической конъюнктуре. Конечно, моя деятельность влияет на рейтинг власти в целом, поэтому мне важно обеспечить высокий уровень этого рейтинга. Но целью в данном случае выступает уже не подготовка к какому-то личному электоральному периоду и не улучшение своего собственного имиджа, как раньше, а получение общественной поддержки на реализацию дальнейших мер по улучшению социально-экономической ситуации в городе. И в этом, по моему мнению, главный плюс введения такой должности.
Прежде у нас в стране нередки были случаи, когда по различным политическим причинам муниципальные руководители увлекались какими-то особо понравившимися им проектами и вкладывали в них серьезные ресурсы: бюджетные, управленческие и другие, – причем, как правило, без особой пользы для муниципалитета, а то и во вред ему. Теоретически, с сити-менеджерами такие ситуации тоже возможны, однако вероятность их возникновения заметно снизилась.
– Какие трудности вы увидели, когда вступили в эту новую – и для города, и для вас лично – должность?
– Не в моих правилах критиковать предшественников, и я всегда стараюсь соблюдать этот принцип. Тем не менее, невозможно не признать, что в городе есть проблемы, и по их решению у меня есть определенная точка зрения. Безусловно, у предыдущей команды есть достижения, но в то же время те актуальные вопросы, которые волнуют жителей Вологды, возникли не сегодня, а намного раньше. Неправильно будет делать вид, что этих вопросов нет, и их необходимо открыто обсуждать.
- И все же, хочется узнать, с какими проблемами вы столкнулись в эти несколько месяцев, заступив на пост мэра?
– Не могу сказать, что слово «столкнулся» здесь правильное. Не буду скрывать, я готовился к этой должности, и у меня было достаточно времени, чтобы получить представление обо всех основных проблемах города, а многие изучал специально.
Впрочем, некоторые из них все же стали некоторым открытием. Что удивило – так это определенная недостаточная проработанность тех или иных мер, принимавшихся ранее. Приведу пример, который уже не раз озвучивал, – платные парковки. Когда я рассматривал этот проект, то мне казалось, что его главной проблемой является недостаточная работа с общественным мнением, из-за чего жители города не поняли смысл специальных парковочных зон и поэтому плохо к ним отнеслись. Однако оказалось, что проблема в другом: данный проект не только не был проработан с точки зрения его обсуждения, но вообще не был продуман – ни финансово, ни юридически, ни технологически.
– Он будет закрыт?
– Пока мы отложили его реализацию, но, поскольку, во-первых, проблема с парковками в центре Вологды действительно существует, а во-вторых, у города уже имеются определенные обязательства по этому проекту, то я думаю, что в будущем он так или иначе состоится.
Сейчас проект финансово несостоятелен, это прямой путь к краху бюджетного учреждения – оператора проекта. Поэтому мы отложили момент его воплощения в жизнь до того времени, когда в городе возникнут более благоприятные социально-экономические условия. Впрочем, надолго откладывать его тоже нельзя.
У нас есть информация о подобных проектах в других городах, известно, что количество автомобилей повсеместно растет, и это создает муниципалитетам много проблем. Платные парковки – общепризнанный в мировой практике инструмент организации и контроля транспортного движения на территории городов.
– Планируется ли тогда проект дорабатывать? Ведь и многие жители города, да и предприниматели, у которых магазины и офисы в центре города, выступают категорически против платных парковок в предложенном варианте.
– Да, конечно, он будет дорабатываться, тем более, что в будущем он кажется нам все же довольно перспективным. Мы намерены реализовывать его поэтапно и контролировать весь процесс. Например, планируется, что из бюджета проект не будет финансироваться, его финансовая задача – выйти на самоокупаемость за первые два года. Но и заработать – не самоцель. Пересмотрим и тариф, и географию – первый «пилот» будем внедрять в тех местах, где расположены административные здания.
– Своеобразным испытанием для вас, как для городского управляющего, наверняка стали недавние обильные снегопады. Сложно ли было справиться с их последствиями? Какие меры пришлось принять?
– Мы действовали комплексно. Буквально «с колес» привлекли дополнительные силы, обратились за помощью к тем организациям города, у которых есть снегоуборочная техника, приняли обращение к генподрядчику в срочном порядке закупить дополнительную технику, заключили договоры с подрядчиками. Нестандартным шагом стал «новогодний субботник», когда более 40 городских предприятий откликнулись на призыв администрации и привели в порядок центр Вологды, вывезя довольно большое количество снега.
- Признаться, вы не производите впечатления человека, который может стучать кулаком по столу или орать на подчиненных в телефонную трубку. Как вы справились в той явно неординарной ситуации?
- Поверьте, я знаю, что дает результат, а что нет. Производственный опыт научил меня общаться с людьми: если я вижу, что люди понимают спокойную речь, я с ними разговариваю спокойно. Если нужно прикрикнуть – и это будет иметь эффект – я так и делаю.
Но, с другой стороны, пустое сотрясание воздуха – какой в этом смысл? Когда нужно срочно убирать снег, 60 тракторов с неба не свалятся, хоть заорись.
- Банкротство «Вологдазеленстроя», серьезные проблемы у «ПАТП-1», долги «Вологдагортеплосети»… Такое ощущение, что муниципальные предприятия города постиг системный кризис. Или все дело в конкретных руководителях и их методах руководства?
- Знаете, на мой взгляд, главная проблема власти как собственника – соблазн использовать подведомственные предприятия для решения общественно-значимых проблем. За счет самих же предприятий. Поскольку руководитель – человек подневольный, он не может отказать, загоняя тем самым предприятие в долги. Ну, и конечно, нельзя сбрасывать со счетов и собственно эффективность менеджмента на отдельно взятом предприятии. Думаю, в случае с «Зеленстроем» было как раз сочетание обоих этих факторов.
- А вы, формируя собственную команду, чем руководствуетесь? В частности, вы вернули на ключевую позицию руководителя департамента экономического развития Андрея Киселева, до этого уволенного с этого же поста…
- Я уже заметил, что в Вологде кадровые перестановки руководителей всех уровней привлекают особенное внимание средств массовой информации. Я бы не хотел втягиваться в дискуссию и дополнительно комментировать свои кадровые решения. Время покажет, насколько они были правильными.
– Андрей Александрович, какие первоочередные задачи ваша администрация ставит перед собой на ближайшую перспективу?
– Круг таких задач и вопросов широк, и я не хотел бы выделять какие-то из них особо, потому что решать их надо все без исключений… Но если настаиваете, вот лишь несколько основных направлений.
Во-первых, это оптимизация – хотя мне и не очень нравится это слово – городского бюджета. Он принят с дефицитом, поэтому будем стремиться повысить его доходы и корректировать расходы, продолжим выстраивать грамотную бюджетную политику. Это работа с кредиторской задолженностью, которая у нас довольно большая.
Во-вторых, это более системное взыскание задолженности по оплате коммунальных ресурсов потребителями и управляющими компаниями.
В-третьих, улучшение организации перевозок общественным транспортом.
О последней проблеме я бы упомянул особо, здесь есть стратегические и текущие задачи. Стратегически нам надо как следует поработать над транспортной схемой города – понять, насколько она сегодня актуальна, что в ней надо менять, выстроить приоритеты реализации проектов, предусмотренных этой транспортной схемой, привлекать региональное и федеральное финансирование для совершенствования городской логистики. Тактически же, конечно, надо повышать качество услуг перевозчиков.
Мы как-то больше привыкли привлекать инвесторов извне, особенно иностранных, но ресурсы и возможности вологодских предпринимателей тоже существенны.
Далее, серьезный блок задач стоит в градостроительной деятельности, где прежде всего следует навести порядок, в том числе разработать (там, где это необходимо) и скорректировать документы территориального планирования и градостроительной деятельности. В частности, сейчас мы планируем расположение социальной инфраструктуры города: школ, детских садов, спортивных учреждений и сооружений и других объектов.
Тесно связан с этим блок вопросов с транспортной логистикой, с более удобной организацией улично-дорожной сети. В частности, предстоит большой труд по подготовке строительства моста в створе улицы Некрасова. Тут надо понимать, что мост – это не только само мостовое сооружение, но и целый комплекс объектов: подходы-отходы, сеть прилегающих дорог, организация движения, перепланировка улиц и развязок. Надо выяснить, как обстоят дела с резервированием земель. Хотелось бы также снова организовать общественное обсуждение строительства, чтобы выяснить и по возможности развеять все сомнения общественности. В общем, должна быть создана целостная картина этого проекта.
Повторюсь, проблем в городе много и практически все из них надо решать уже в 2017 году. Но я бы хотел особо выделить еще одну важную задачу – повысить и укрепить доверие жителей Вологды к власти. Я считаю, что этот уровень в нашем городе сегодня низкий. А ведь доверие – это важный ресурс власти.
– Раз уж разговор зашел на эту тему, то надо отметить, что довольно низкий уровень доверия к власти существует и среди предпринимателей. Как можно наладить более эффективный диалог между бизнесом и властью?
– Лично я для этих целей готов использовать любые форматы взаимодействия. Среди них первый и главный – это прямое общение с предпринимателями. Я намерен общаться с любыми общественным организациями: «ОПОРОЙ РОССИИ», «Союзом промышленников и предпринимателей», «Клубом деловых людей Вологодской области», с институтами поддержки бизнеса – такими, как «РЦПП» и другие.
Готов встречаться с представителями отраслей. И главное, что подобные встречи уже происходят. Например, я недавно встречался со строителями города.
– И каковы впечатления от этой встречи? Удалось ли достичь какого-то эффекта?
– Мне показалось, что удалось, потому что первоочередные просьбы, которые прозвучали от строительных организаций на этом мероприятии, мы реализовали и те их проблемы, которые можно было решить быстро, решили. Мы договорились, что в феврале организуем еще одну такую же встречу, чтобы получить обратную связь и узнать, удалось ли нам выполнить их поручения и как они это оценили, а также определить дальнейшие задачи на будущее.
По такому же принципу я встречался недавно с представителями Союза архитекторов, и буду встречаться снова. Сейчас, в связи с тем, что серьезные трудности возникли в сфере автотранспортных перевозок, буду встречаться с перевозчиками. Приступил к объезду предприятий города, чтобы понять, кто из них как живет. Уже состоялась встреча с Ассоциацией машиностроительных предприятий, и мы договорились общаться в этом формате дальше.
Не бывает недели, когда бы я не проводил деловых мероприятий с представителями бизнеса. Пожалуй, единственное, что пока не охвачено нашим вниманием, – это сфера торговли и услуг, но сейчас мы ищем площадку, где с ними тоже можно будет встретиться. Я открыт для общения с бизнесом и обсуждения всех волнующих его вопросов, поэтому, если он предложит какой-то свой формат, я с удовольствием приму участие и в нем.
– Есть ли у вас какие-то пожелания предпринимательскому сообществу? Чем оно может помочь городу в условиях кризиса?
– Самое главное, что могут сделать вологодские предприниматели, – это вкладываться в различные проекты на территории города: экономические, социальные, культурные. Мы как-то больше привыкли привлекать инвесторов извне, особенно иностранных, но ресурсы и возможности вологодских предпринимателей тоже существенны. И если бы они приняли решение, несмотря на возможные риски, реализовывать проекты именно в Вологде, это, наверное, было бы самое лучшее решение для города.
Второе пожелание бизнесу – это, конечно, платить налоги и достойную заработную плату. Третье – чтобы предприниматели продолжали активно участвовать в городских проектах. Напомню, что в этом году отмечается 870-летие Вологды, и помощь в реализации проектов по благоустройству города, помощь различным общественным объединениям, участвующим в организации праздника, будет очень востребована.
– Существует ли в Вологде, по вашей оценке, проблема административных барьеров бизнесу?
– Я бы не преуменьшал эту проблему, но и не преувеличивал ее. Да, действительно, такая проблема до сих пор имеется, как, впрочем, и в стране, и в области, – но, по моему мнению, она уже не такая масштабная и серьезная, как раньше. Сегодня барьеры – это больше проявление действий отдельных чиновников и должностных лиц, и мы, конечно, будем этот вопрос решать.
– Как вы думаете, 2017 год будет легче, чем 2016-й?
– Думаю, что принципиальных позитивных изменений в экономике не произойдет, не ожидаю больших подвижек к лучшему. Но надеюсь, что в 2017 году элементов неуверенности и неопределенности в экономике и социальной сфере станет меньше. Текущий год должен стать более понятным и стабильным, а значит – лучше предыдущего.
Фото: Сергей Богданов
Оставить комментарий: