«Красный мост» - единственная в Вологодской области частная галерея. И для ее владелицы – Нинель Коминой – это хобби. Искусством, а точнее, его поддержкой и пропагандой – в хорошем смысле этого слова – она занимается в свободное от бизнеса время. Комина – генеральный директор фирмы «Регионинвест», компании, которая находится в Вологде, но обеспечивает всю Костромскую область и ее окрестности свининой и деликатесами из нее, а также производит хлеб.
- Вообще-то хобби это назвать сложно. Современное искусство – это важная составляющая моей жизни. И галерея, если хотите - это мой вклад в воспитание свободы личности. Я считаю, это необходимо нашему обществу, особенно сейчас.
- Вы сказали, что это нужно обществу. А кому именно?
- В галерею ходит очень узкий круг заинтересованных лиц. Людей, которые любят и ценят современное искусство. Правда, с каждым годом, месяцем, днем этот круг становится все шире. Хотя я не исключаю, что обществу галерея не нужна. Спросите, почему? Объясню. Недавно я была в Вене. Мы с сестрой гуляли по городу. Увидели, что на улице раздают бесплатные билеты на выставку, а к ним еще билет на общественный транспорт, чтобы люди могли добраться до галереи. И процесс этот не вызвал у окружающих большого интереса. Так нужно ли искусство обществу, если даже бесплатно на выставки идут единицы? Зачем я этим занимаюсь? Все люди живут ради чего-то или кого-то. Кто-то ради семьи или ради одного своего ребенка. А я отдаю свободное время, силы для той части общества, которая ценит современное искусство, ценит свободу. (Заметим, что у Нинель Коминой взрослый сын, у которого уже есть своя семья. Нинель Анатольевна – бабушка трех внучек. И никто из домашних не обделен ее вниманием, заботой и любовью – Е.Ш.).
- Нинель Анатольевна, галерее «Красный мост» уже 7 лет. А как все начиналось?
- Бизнес развивался, стали появляться лишние деньги, которые можно было потратить на что-то для себя. Я решила, что этим чем-то должно стать искусство. Первые выставки проходили в офисе нашей компании. Потом стало ясно, что работам тесно в наших помещениях, я начала искать для них отдельное помещение. Нашла замечательное здание в историческом центре города. Постепенно выкупила его и начала делать в нем галерею. Однажды Джанна Тутунджан, с которой мы к тому времени уже сотрудничали, попросила меня показать помещение будущей галереи. Она очень переживала, что я делаю маленькую галерею, и картинам там просто не будет места. А художники и искусствоведы прекрасно понимают, что очень многое, почти все, зависит на выставке от помещения. От пространства и света. В будущий «Красный мост» мы приехали вместе. Там тогда вовсю шли строительные работы. Джанна Таджатовна зашла и сказала: «Сколько места! Как в деревне. Видишь издалека маленький домишко и думаешь: там, наверное, развернуться негде. А заходишь – там полно места, его всем хватает». Галерея действительно получилась такая, какой я себе ее представляла – она выигрышно показывает работы художников. И последние это ценят. Даже те, кто выставлялся в Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге, с удовольствием везут свои работы в «Красный мост».
- Как Вам все это удается – находить силы и деньги на искусство в наше сложное время?
- Признаюсь, когда начался кризис, я думала, придется «Красный мост» закрыть. Помню, собрала коллектив и сказала: «Наступили трудные времена. Галерею, возможно, придется закрыть. Пока зарплаты урезаем на половину, все бюджеты делаем минимальными. Кто хочет, может уйти». Все остались.
- Сколько выставок бывает в галерее в год?
- Мы устраиваем не меньше десяти выставок в год. Хотелось бы и больше, но это дорогое удовольствие. Каждая вставка 100–150 тысяч рублей. Ведь мы сотрудничаем с художниками не на коммерческой основе – они выставляются у нас бесплатно. С одним условием – одну работу они дарят галерее. А вообще, работаем так: находим интересные творческие работы. Ищем по-разному, бывает, ищем очень долго и тщательно. Вдруг где-то – в поездке, на выставке, в интернете – зацепляет работа. Начинаем сотрудничать с автором. Отбираем работы, страхуем их, пакуем и привозим в галерею. Оформляем картины для выставки в нашей багетной мастерской. Если художник не вологодский, то привозим и его, размещаем в гостинице. Дальше открытие выставки, фуршет.
- А какими качествами должен обладать художник, чтобы вытащить счастливый билетик под названием «Выставка в галерее «Красный мост»?
- Творчество художника может относиться к любому направлению современного искусства. Главное, чтобы он был интересен с точки зрения творческой и жизненной. Его работы должны быть интересны и обязательно гуманны. На самом деле, я готова выставлять всех. Это и есть свобода – в искусстве и в жизни. Принимать «инаковость мышления», о которой говорит знаменитый кинорежиссер Джеймс Кемерон. Я готова выставлять даже тех, кто мне не нравится, ведь то, что они другие, на значит, что они плохие и не заслуживают внимания.
- Кстати, что Вам не нравится в современном искусстве?
- Мне не нравится эпатаж. Не люблю, когда в человеке задевают низменное. Я уверена, что искусство должно быть гуманным. Оно существует для счастья. Поэтому я люблю работы Джанны Тутунджан, Сергея и Натальи Лаврентьевых, Михаила Копьева, Владимира Дайбова (г. Курск), Михаила Кораблева (г.Ярославль)…
- Не бывает так, что выставка заканчивается, а Вам жаль расставаться с каким-то работами, нужно купить, чтобы остались у Вас?
- Да, конечно бывает! Иногда хочется полвыставки купить. Но я не коллекционер. Галерист – это другое. Моя задача – найти и показать художника зрителю, поддержать его, дать ему новые возможности.
- А дома есть какие-то работы?
- Есть. Но очень скромно все – только для меня, для моей души. Есть Джанна Тутуджан, есть еще несколько авторов. Только то, что подходит именно для дома – тихое и спокойное. Потому что это дом!
- Нинель Анатольевна, а сама Вы не пишете?
- Нет, не пишу. Не тянет. Я, как и многие женщины вышиваю. Гладью и крестиком. Причем, люблю делать полезные вещи – скатерти, подушки. Хотя мое главное увлечение – это грядки. У меня две дачи. Одна в Костромской области, там нет огорода, другая – в Вологодской. В деревне у меня дом и все, что должно быть рядом с ним – картошка, лук, свекла, морковь, горох. Люблю солить огурцы. Вот чем я занимаюсь с большим удовольствием. А в Костроме, на Волге проводим пленэры для художников.
- Если говорить о ближайших годах… Ваш сын Владимир - Ваша правая рука, ему передается бизнес. Галерея тоже?
- Нет, галерея ему не нужна. Он вообще долго не мог понять моего увлечения искусством. Когда мы планировали новый финансовый год, и закладывала 3 млн рублей на развитие галереи, Владимир говорил, что гораздо полезнее купить новую технику. Потом он понял, что галерея – это очень важная часть моей жизни, и решил для себя рассматривать это как «имиджевый» проект, «гудвилл». У нас всегда в офисе на стенах картины. Партнеры приезжают и непременно обращают на это внимание, и всегда относятся положительно к этой части нашей работы.
- Что нас ждет в новом выставочном сезоне галереи «Красный мост»?
- Это вопрос к художественному руководителю галереи – Дементьевой Галине Владимировне, которая во многом определяет лицо галереи. Будет много выставок, обо всех рассказывать не буду. Планируем, например, проект о христианстве и исламе как двух религиях, сознаниях и искусствах, которые, к сожалению, часто противопоставляются друг другу. По-прежнему ждем гостей на вернисажи. Сейчас гостей, друзей галереи очень много. Если на первые выставки приходило 30–40 человек, то теперь нам порой места не хватает. Я это понимаю, и если будет возможность, галерею планирую расширять. Приглашаю всех! Поверьте, пребывание среди художественных работ – это очень душеполезное занятие.
Наша справка
Галерея современного искусства «Красный мост» - это некоммерческий проект, который начался в 2003 году. За эти годы вологжане и гости города смогли познакомиться с произведениями живописцев, графиков, фотохудожников Вологодчины, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России. Участниками выставок становятся также художники Европы, Америки. Сегодня в коллекции галереи «Красный Мост» около 1000 экспонатов, это живопись, графика, фотография, объекты. Все расходы по организации выставки галерея берет на себя; ни одна статья расходов не финансируется из бюджета. Бесплатно выставки посещают воспитанники детских домов и другие вологжане, которым интересно современное искусство, но у которых сложная финансовая ситуация. Выставка «Лишь бы не было войны…», посвященная 65-летию Великой Победы, все лето работала бесплатно.