Из чего складывается цена на картину?
Часто в своей деятельности мы сталкиваемся с вопросом - почему то или иное произведение искусства стоит именно столько, а не в 10 раз меньше или в 100 раз больше. Вопрос стоимости произведения искусства - сложный и многогранный.
Для начала стоит рассмотреть любой цены.
Цена включает в себя затраты на производство (или перекупку), рекламу, доставку, налоги, анализ спроса на данную продукцию, сравнения цен у конкурентов и, конечно же, процент прибыли для производителя или продавца и др.
Если мы будем говорить конкретно об искусстве и произведениях живописи, то тут вопрос о производстве (затраты на холсты и масляные краски), доставке, налогах и надбавочных стоимостях не стоит. Скорее, можно опираться именно на рекламу, анализ рынка и интерес у потребителей. Это если говорить сухо.
Конечно же, экономика опередят спрос на произведения искусства. Но говорить о цене здесь не приходится, если по-честному. Здесь возникает совершенно другая категория - ЦЕННОСТЬ!
Философствовать о том, что такое ценность в общем, и ценность искусства в частности, можно долго в компании друзей искусствоведов и любителей прекрасного, но есть конкретные факторы, которые и объясняют, и определяют ценность той или иной картины.
Что это значит? Если коротко, то можно сказать так. «Раскручен» ли
художник, упоминалось ли его имя в прессе, устраивались ли выставки, выпускались ли каталоги? И, наконец, оставил ли он после себя след в истории искусства страны или может быть даже мира, говорили ли о нем на лекциях в профильных университетах?
Бывают такие случаи, когда при жизни художника знали, чтили и
ходили на его выставки, а после смерти забыли. Случается это, в основном, от того, что у художника не было «агента» - человека, который бы занимался его личностью, его «личным брендом», как модно говорить сейчас. Такое искусство продать и купить сложнее, но ценность его от этого не снижается, в итоге! И даже начинает возрастать, как только имя мастера снова начинает «светиться» в информационном эфире.
Об этих двух пунктах надо говорить вместе при оценке культурных ценностей, так как они определяют именно предмет искусства, а не имя художника. Поэтому они важны в равной мере. Но, здесь возникает очень спорный фактор, и резонный вопрос, кто именно сказал, что та или иная техника живописи стоит дороже, чем другая.
Искусствоведы могут возразить, мол масло дороже карандаша... Сама по себе техника, в отрыве от имени художника и остальных факторов не имеет никакого значения!
К примеру, не будем же мы утверждать, что Гладиолусы какого-нибудь художника «N», написанные маслом и покрытые лаком, будут стоить дороже карандашного наброска Айвазовского, к примеру??? Таким образом мы снова обращаемся к пункту 1...
Другое дело подлинность, сохранность и история происхождения. Эти критерии уникальны и несут отпечаток на предмете искусства. Его ценность возрастает, если это оригинал в отличном состоянии, и его происхождение подтверждает ближайший родственник художника или его ученик.
Итак, к чему же мы подошли?
Оценить произведение искусства по одному критерию не представляется возможным. Его ценность складывается из нескольких важных факторов, и все эти факторы взаимосвязаны как в информационном пространстве, так и во временном.
Но, есть один из самых важнейших аспектов оценки любого произведения искусства - это ОТКЛИК В ДУШЕ.
Именно в тот момент, когда вы смотрите на картину, например, и осознаете, что она вам не просто нравится, а вы хотите сделать её частью своей жизни, своего обихода, ценность материального мира перестает иметь значение... Это как любовь - вы любите не за что-то, а вопреки!
Оставить комментарий: