Каждому производителю в России надо предложить свой канал сбыта, свой торговый формат
Развитие малых торговых форматов: мобильной и нестационарной торговли, рынков и ярмарок, несетевых магазинов – это сегодня одна из ключевых задач государства в сфере торговли. Так считает министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, давший интервью газете «Известия».
Чтобы вдохнуть жизнь в ярмарочную культуру, власть должна предложить каждому товаропроизводителю в России свой канал сбыта, свой торговый формат. Тем более, что, по данным Росстата, только в 2014 году доля продукции, произведенной хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей), от общего объема производства в России составила: картофеля – 88%, овощей – 83,5%, скота и птицы на убой – 28%, молока – 53%, яиц – 22%, меда – 98%. Более того, в небольших хозяйствах имеется серьезный резерв для наращивания производства, что крайне важно для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Однако в товарном обороте участвует лишь незначительная часть этой продукции – всего около 15%. Поэтому на данный момент проблема состоит именно в сбыте мелкими производителями своей продукции.
– Чтобы кардинально изменить ситуацию с ассортиментом и ценами на продукты питания, мы должны решить задачи на высоком законодательном уровне. Это не только вовлечет в оборот огромный объем продукции, производимой мелкими хозяйствами, но и нарастит эти объемы, – считает Денис Мантуров. – Достичь этого возможно только путем создания гарантированных стабильных каналов розничного сбыта. Таких, которые будут адекватны мелкому производству. Однако и этого недостаточно. Должно быть создано специальное звено, которое будет стыковать мелкого производителя с мелким торговцем.
Сегодня непосредственные производители, в том числе фермеры, по объективным причинам не могут осуществлять своими силами розничную продажу производимой ими продукции. Это связано с тем, что розничная торговля, даже в своих простых формах, таких, например, как ярмарочная торговля, – довольно специфический вид деятельности, требующий особых подходов, навыков и компетенций.
В мировой практике существует формат специальных длительных коммерческих отношений между мелкими производителями и предпринимателями, которые профессионально продают товары на ярмарках, рынках, через автолавки и иные малые торговые форматы.
Кроме того, эти мелкие производители зачастую объединяются в различные потребительские общества, которые консолидируют производимые ими товары и централизованно организуют ярмарочные мероприятия. В этом случае профессиональными организаторами ярмарок выступают потребительские общества и объединения предпринимателей. И это — одна из самых эффективных форм организации ярмарок, широко распространенная до революции, которой только предстоит возродиться в России.
Например, в период столыпинских реформ большинство крестьянских хозяйств было объединено в различные артели, с помощью которых крестьяне консолидировали объемы продукции, организовывали ее переработку и сбыт как внутри страны посредством ярмарок, магазинов, так и на экспорт. Во многом благодаря этому Россия стала тогда ведущим экспортером продуктов — в частности, сливочного масла. Отечественная кооперация имеет давнюю и славную историю, которая началась еще в XIX веке, и сегодня нам предстоит возвращаться к этому опыту.
– Уже сейчас Минпромторг начал плотное сотрудничество с крупнейшим объединением потребкооперации России – Центросоюзом. В качестве первого шага мы предложим изменения в закон о торговле, которые значительно упростят проведение ярмарок, – подчеркнул министр. – В триаде «производитель – организатор ярмарки – торгующий предприниматель» ключевая роль принадлежит именно организатору ярмарки, который создает ее как мероприятие, организованную инфраструктуру для торговцев.
По мнению Дениса Мантурова, в федеральном законе необходимо закрепить обязанность органов местного самоуправления предоставлять организаторам ярмарок специальные площадки, а при наличии споров о месте и времени организации ярмарки проводить согласовательные процедуры по правилам, устанавливаемым законодательством субъекта Российской Федерации. Целью этого процесса должно быть гарантированное предоставление организатору ярмарки площадки, пригодной для организации коммерчески эффективного мероприятия.
– В таком случае профессиональные организаторы ярмарок, прежде всего потребкооперация, смогут создать гарантированные каналы сбыта, и мы наконец-то добьемся вовлечения в товарооборот тех самых огромных резервов продовольствия от мелких хозяйств, – уверен министр. – На сегодня законопроект о ярмарках готов для публичного обсуждения и согласования на сайте regulation.gov.ru. По нашему замыслу, внесение поправок в закон о торговле позволит развиваться специализированной деятельности частных организаций и потребкооперации по организации ярмарок.
Помимо ярмарок, потребкооперация станет серьезным участником мобильной торговли. Уже сейчас действуют около 20 тыс. автолавок, которые обслуживают прежде всего отдаленные труднодоступные населенные пункты. Поэтому законопроект о мобильной и нестационарной торговле, который будет внесен Минпромторгом в Госдуму в первом полугодии 2017 года, даст дополнительный серьезный толчок не только для развития этого вида торговли, но и для автопрома и сопутствующих сервисов. По скромным подсчетам, дополнительно потребуется около 50 тыс. автомагазинов, автокафе, фуд-траков. Это будут не только представители потребкооперации, но и сами производители: небольшие региональные мясные, молочные комбинаты. Они обязательно воспользуются возможностью создать прямые каналы продаж через своих дистрибуторов.
Фото: minpromtorg.gov.ru
Оставить комментарий: