Кластерный потенциал ЧЛМЗ
В Вологодской области на самом высоком уровне заявлено о начале организации двух новых кластеров — машиностроительного и индустриально-образовательного. И хотя такими фактами нас нечасто балуют новостные экономические ленты, еще большее внимание обращает на себя тот факт, что в центре этих двух важнейших для развития региона событий оказалось не перестающее приятно удивлять предприятие — Череповецкий литейно-механический завод.
В частности, инициатива о создании машиностроительного кластера была озвучена на подписании «Соглашения о сотрудничестве» между правительством области и Минским тракторным заводом, которое состоялось на промышленной площадке ЧЛМЗ. Непосредственно после этого события, широко освещавшегося в СМИ, мы обратились за комментариями к генеральному директору предприятия Владимиру Боглаеву, который возглавляет предприятие почти двенадцать лет и имеет непосредственное отношение к возрождению машиностроительной отрасли в регионе.
— Владимир Николаевич, не могли бы вы более подробно рассказать о «неожиданно» озвученной губернатором Олегом Кувшинниковым идее создания в Череповце машиностроительного кластера?
— Неожиданным это событие для заводчан не стало, это уж точно. Если вспомнить историю нашего предприятия, то оно создавалось именно как производство по ремонту тракторной и экскаваторной техники. Как говорится, новое — это хорошо забытое старое. А к тому факту, что Вологодчина сегодня вышла в лидеры по производству колесных тракторов в России, мы последовательно шли с 2009 года, когда и было принято решение о начале лицензионной сборки на ОАО «ЧЛМЗ» ряда белорусских моделей. Да, действительно, за семь лет мы сделали в этом направлении серьезный прорыв, но говорить о случайности революционных изменений, происходящих в машиностроительной отрасли Вологодчины, будет явно неправильным.
Несколько лет назад в стратегии развития Череповца развитие машиностроения было обозначено как один из приоритетов действий городских властей на пути диверсификации экономики и снижения зависимости, присущей моногородам. За это время наш завод смог в основном решить проблемы обеспечения газом и теплом, провести значительную модернизацию литейного оборудования, станочного парка, контрольно-измерительных лабораторий. Все это позволило выйти в число лидеров по производству сложнейших изделий для нескольких отраслей российской экономики. В частности, завод по значительному ряду номенклатуры для нефтехимии и металлургии в нашей стране вообще является единственным производителем, который не на словах, а на деле смог решить проблему импортозамещения в сложных машиностроительных переделах. Причем эти сложнейшие изделия — от производства заготовок и литья спецсплавов до сборки и точной мехобработки — мы освоили у себя полностью.
Хотя наш коллектив специалистов очень интернационален (в нем вы встретите представителей из различных регионов России и республик бывшего Советского Союза — от Молдавии и Донбасса до Татарстана и Таджикистана), но ведущий костяк «технарей» — это выходцы из Белоруссии, получившие огромный профессиональный опыт на крупнейших предприятиях братской республики. Поэтому не случайно, что производственная кооперация именно с белорусскими заводами развивалась достаточно успешно, а совместный с минским заводом проект развития сборочного производства оказался самым эффективным из числа организованных этим холдингом в России совместных предприятий. Как признание этого факта в декабре 2014 года на итоговом совещании дилеров и сборочных производств МТЗ в Минске Череповецкий литейно-механический завод был награжден дипломом как лучшее сборочное предприятие России.
— Понятно, что проект развивается успешно: еще в сентябре прошлого года на Втором форуме регионов России и Белоруссии губернатор Олег Кувшинников, стоя на стенде возле череповецкого трактора, доложил Президенту страны, что сегодня каждый третий трактор российского производства собирается на Вологодчине. Но в чем был смысл подписания «Соглашения», если и так все идет своим чередом, причем превосходно?
— Соглашение — это лишь верхушка той работы, которая сделана и которую еще предстоит сделать с обеих сторон. На череповецкой площадке на самом деле последние два года международным холдингом «Минский тракторный завод» проводились невидимый постороннему глазу масштабный эксперимент по повышению эффективности управления своей товаропроводящей сетью, а также большая работа по поиску новых форм и видов финансирования собственного развития в валюте основного своего рынка сбыта. И результаты этого эксперимента были ошеломляющие. Думаю, читатели знают, что в Череповецком районе уже долгое время работает белорусский Торговый дом «МТЗ Северо-Запад». Было принято решение об объединении усилий торговой и производственной площадок для достижения поставленной выше цели. Хотя 2015 год был достаточно сложным для рынка тракторов в России (емкость сжалась более чем на 40?% к уровню 2014 года), объединенная торгово-производственная площадка Череповца добилась прироста в реализации тракторов на 48?%!
Если же говорить о нашем предприятии, то в 2015 году оно в российском производстве тракторов в долевом соотношении даже немножко превысило цифры, озвученные Президенту России вологодским губернатором. Так что сегодня наш Череповец — не только город металлургов и химиков, это уже и город машиностроителей.
Хотя должен констатировать, что положительный эффект был предсказуем: примером экономической целесообразности действий по использованию Череповца как базового города для управления своими основными проектами в России могут служить подобные решения двух транснациональных гигантов, которые перенесли многие управляющие функции из Москвы в Череповец: это ПАО «Северсталь» и ОАО «ФосАгро». Оказалось, что соотношение цены и качества соответствующего управляющего персонала тут гораздо лучше, чем в столицах, а качество финансовых и бухгалтерских работников значительно превосходит кадры Москвы и Санкт-Петербурга. В Череповце уже сложился крупный центр финансового управления транснациональных холдингов. В этой короне явно не хватало международных компаний, которые можно отнести не только к сырьевому или низкопередельному сектору экономики. Если грамотно развить идею организации на этой территории одного из центров управления торговлей и российского производства тракторов, то, очевидно, можно говорить о возможном получении дополнительных преференций для всех сторон, участвующих в этом симбиозе.
В основе идеи развития темы может лежать явная вертикальная интеграция крупнейших транснациональных российских бизнесов. Тракторостроение, безусловно, нуждается в бесперебойных поставках качественного металла и метизной продукции (кроме того, в Вологде работают два предприятия по производству подшипников). Потребителем тракторов является в своей основе российский сельхозпроизводитель, который, в свою очередь, еще больше, чем на технику, тратит денег на закупку удобрений «ФосАгро». Очевидные направления зависимых финансовых потоков вполне можно вписывать в программы финансирования как чисто банковского (коммерческого) кредитования, так и бюджетного. Очевидно, что и бренд ОАО «МТЗ» будет в этом созвездии приобретать черты транснационального холдинга, более привычного к пониманию инвесторов, что неизбежно должно увеличить его капитализацию.
Даже не очень длительные по историческим меркам совместные проекты уже позволили ЧЛМЗ привлечь в отечественный тракторный проект более семисот миллионов кредитных ресурсов Сбербанка. И если смотреть чуть дальше, то, говоря о развитии вологодско-белорусских контактов, мы неизбежно подойдем к необходимости организации крупной логистической компании, парк которой будет состоять, очевидно, только из белорусских машин, что неизбежно повлечет за собой возрождение качественных сервисных и ремонтных служб для всей области с более чем двумя сотнями рабочих мест.
Кроме того, станет еще более очевидной привлекательность создания давно обсуждаемого проекта по организации в Череповце завода по конвейерному восстановлению узлов и агрегатов для карьерной техники. Напомню, что три из четырех крупнейших горнообогатительных комбинатов на Кольском полуострове принадлежат череповецким транснациональным компаниям, а один из основных поставщиков и разработчиков тяговых двигателей для тяжелых карьерных самосвалов — ОАО «Силовые машины» — не только находится в собственности того же владельца, что и «Северсталь», но и территориально расположен в нашем регионе. Это очень удобно для дальнейшего развития темы с большим потенциалом как для белорусской, так и российской, вологодской стороны.
Так что подписанное «Соглашение» — это одновременно и фиксация достигнутых результатов, и желание достичь большего, развивая успех. При этом потенциал совместных проектов Вологодчины и Белоруссии превышает смелость любых фантазий.
— Так, может, эти намерения и останутся лишь фантазиями? Тем более что масштаб развития проекта действительно сегодня сложно представить. Как планируете двигаться в обозначенном вами направлении?
— Как раз не в наших правилах говорить не по делу. За фасадом подписания международного соглашения в Череповце остался целый ряд рабочих встреч, к исполнению протоколов которых мы приступили немедленно. В рамках принятых руководством Вологодской области и ОАО «МТЗ» решений уже начата масштабная работа по локализации производства на ЧЛМЗ белорусских тракторов. Благо наше сборочное производство выгодно отличает то, что мы обладаем всеми видами технологических машиностроительных переделов: заготовительным, сварочным, литейными (некоторые для России являются уникальными), механообрабатывающими (в т.?ч. особо точными) и механосборочными. Сейчас в Минске почти постоянно находится рабочая группа инженеров из Череповца.
Резкое ускорение темпов работы в этом направлении произошло после нескольких очень непростых совещаний в Москве, где руководители Минпромторга, Вологодской области, ОАО «МТЗ» и ОАО «ЧЛМЗ» разрабатывали «дорожную карту» по наращиванию российских переделов в отечественном тракторостроении. Хотя и сегодня в тракторе под маркой «Беларус» адвалорная доля России уже колеблется от 42 до 60?%, но мы поставили себе еще и цель обеспечить быстрое освоение целого ряда изделий в кооперации с компанией «Северсталь», значительно увеличив глубину переделов работы с прокатом. Также наш завод приступил к освоению целого ряда автокомпонентов для собственного производства и других потребителей на российском рынке.
К сожалению, в местной прессе уделили мало внимания двум большим совещаниям между руководством МТЗ и «Северстали». А ведь за совместными решениями, подписанными Федором Домотенко и Сергеем Тороповым, стоит не просто задача укрепления кооперационных связей, но и масштабный совместный технический проект. Инженеры череповецкого металлургического гиганта уже согласовывают соответствующие программы освоения новой для себя номенклатуры для минского предприятия. Только в апреле было подписано более десятка много- и двухсторонних соглашений, а также рабочих протоколов с участием администрации Вологодской области, МТЗ, Сбербанка, «Северстали» и ЧЛМЗ.
— Владимир Николаевич, масштабы обозначенных вами проектов требуют значительных производственных площадей и, самое главное, большого количества и хорошего качества кадров. Как собираетесь решать эту проблему?
— Что касается территориального расширения, то в нашей части промышленной зоны города сегодня есть более десятка разной степени пригодности площадок, с собственниками которых мы ведем переговоры. В них в качестве заинтересованной стороны участвуют и кредитные институты. Учитывая многолетнюю депрессивность и практически уничтоженную инженерную инфраструктуру этой территории, думаю, что часть переговоров обязательно будет доведена до конечных сделок. Ну а что касается кадрового потенциала этих проектов, то вот вам и ответ на вопрос о том, как и почему родилась идея организации индустриально-образовательного кластера.
— А разве ваш первый образовательный проект — Экспериментальный машиностроительный полигон — не является достаточным механизмом для решения задачи подготовки кадров? Зачем нужен еще и кластер?
— Действительно, практикоориентированное образование служит серьезным подспорьем в решении подготовки специалистов и рабочих: опыт четырех лет функционирования проекта это доказал. Да и не мог не доказать: курсант или студент, который учится профессии не только за партой, но и работает (пусть и учеником) в действующих рабочих бригадах, очевидно, будет более подготовлен по своей специальности.
Но суть перехода к этапу индустриально-образовательного кластера в другом. Впервые эта идея была озвучена сразу после открытия на нашем заводе машиностроительного полигона. Она подробно обсуждена на страницах вашего издания несколько лет назад в статье «Пирамиды Боглаева: почему право на власть становится функцией владения знаниями». Коротко обозначу суть принципов организации бизнес-модели ОАО «ЧЛМЗ». На территории предприятия по факту функционируют производственный бизнес-инкубатор и технопарк в одном флаконе. Постоянно растущий коллектив обеспечивается вновь создаваемыми рабочими местами за счет запуска все новых и новых проектов. Сегодня количество тем, которые так или иначе обсуждаются на рабочих совещаниях предприятия, уже превышает численность работников всего завода. Понятно, что мы не можем отрабатывать их все и охватываем лишь малую часть. Если бы с нами на протяжении последних лет каким?либо образом участвовали в процессе молодые и амбициозные ребята, то им точно сегодня уже не пришлось бы волноваться о том, кто их примет на работу. Они сами себе создали бы рабочие места вне зависимости от ситуации на рынке труда и настроений нанимателей.
Идея индустриально-образовательного кластера состоит в переходе от индивидуального практикоориентированного обучения на машиностроительном полигоне к многократному воспроизводству новаторских групп, которые «заточены» на создание новых продуктов и готовы выводить их на рынок даже путем самостоятельного поиска финансирования для организации новых производств.
И если уж подходить к решению проблемы диверсификации экономики моногородов, то этот подход сегодня не только привлекателен теоретически, но и показал на практике свою эффективность. Ведь развитие литейно-механического завода все это время происходит без единого рубля государственной поддержки на территории, очень непростой с точки зрения инженерной инфраструктуры. Раз мы смогли научиться жить и работать в таких условиях, то, вероятно, сможем научить этому и тех, кому завтра вступать во взрослую жизнь. А проектов у нас хватит не только на два кластера, с которых начался наш разговор. Только ими мы будем заниматься вместе с теми, кто придет к нам учиться, и лучшие из этой смены станут во главе новых видов бизнеса.
Фото из архива предприятия
Оставить комментарий: