автор: Александр Мальцев дата: 28.12.2018 + +1 -

Промышленное импортозамещение в действии

«Завод по производству специальных подшипников», который для многих символизирует новый этап в развитии высокотехнологичной промышленности в Вологде, отметил свою первую годовщину. Как прошел этот год, на что делается ставка в развитии предприятия и каковы его перспективы? Об этом мы поговорили с его генеральным директором Александром ГОЛЬЦОМ.

Почему было необходимо строить в Вологде новое — третье по счету — предприятие по производству подшипников?

— Думаю, что к этой мысли меня привел весь мой жизненный путь. С конца 90-х и до сегодняшнего дня не смогли переоснаститься и выжить в современных условиях порядка десяти подшипниковых заводов, построенных еще в советское время. А на фоне роста и развития российской промышленности это привело к дефициту и, как следствие, росту импорта.

За эти десятилетия подшипниковая отрасль растеряла тысячи высококвалифицированных специалистов, поколениями передававших свои знания и опыт. Свою трудовою деятельность я начал в 1996 году, создав и возглавив небольшую торговую фирму. За 20 с лишним лет компания смогла занять лидирующие позиции на рынке подшипниковой продукции России и стран СНГ.

В 2007 году была создана наша первая площадка по производству подшипников — ООО «ГПЗ». Мы шли собственным путем, путем проб и ошибок. Но, как говорится, дорогу осилит идущий… Наверное, именно поэтому сегодня предприятие успешно развивается, продукция узнаваема и нашла своего потребителя во всех отраслях российской промышленности.

Уже примерно к 2010 году я четко понимал, что буду развивать производство и дальше. Хотелось реализовать накопленный за 15 лет опыт, создать что-то уникальное, современное, востребованное.

Конечно, мы не можем похвастаться массовостью выпуска, как наши коллеги по отрасли. Подшипник ВЗСП — это практически штучный товар. Наша продукция востребована там, где необходимы очень высокое качество и надежность в эксплуатации.

Задача предприятия — используя инновационные технологии, спроектировать, изготовить и испытать высокоточные и малошумные подшипники по специальным техническим условиям для нужд военно-промышленного комплекса и гражданских отраслей.

Как начиналась история нового завода?

— Проектирование и строительство пришлось на период экономического кризиса в России 2014-2015 годов, но, несмотря на все трудности, амбициозная задача по созданию полноценного импортозамещающего производства подшипников была решена.

В 2016 году мы успешно прошли аттестацию по сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям ISO 9001:2015, а 2017 год ознаменовался выпуском первого подшипника, полностью соответствующего требованиям заказчика, и получением лицензии Минпромторга России на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники.

На сегодняшний день технологический процесс производства отлажен и проходит стадию коммерциализации, а именно расширения серийного выпуска. В течение этого года мы осуществляли промышленный выпуск малых партий и проводили испытания готовых изделий как на стендах, так и в изделиях потребителей.

Какую роль при создании предприятия оказала господдержка — федеральная и региональная? Насколько сложно было ее получить?

— В 2015 году в соответствии с Приказом Минпромторга России проект вошел в Перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности, а в 2016 Постановлением Правительства Вологодской области был включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов.

Сегодня государство заинтересовано в развитии производства, особенно импортозамещающего. Есть инструменты, созданы институты, позволяющие выстроить сбалансированную финансовую модель создаваемых предприятий.

Наш проект был настолько своевременным и нужным подшипниковой отрасли, что не составило больших трудов заручиться поддержкой государства уже на стадии его проектирования.

Какое оборудование используется на производстве?

— Многие наши заказчики уже побывали у нас в гостях. Сейчас потребителю важно знать, на каком оборудовании и какие специалисты производят подшипник, какого он качества и кто за это отвечает. И тут нам есть чем удивить даже предвзято настроенных скептиков.

Завод располагает собственной производственной базой, состоящей из оборудования последнего поколения. В ходе оснащения предприятия использовались передовые разработки мировых производителей, лидеров по металлообработке в подшипниковых производствах. Это наши инвестиции в будущее, которые позволяют применять в работе новейшие технологии.

Особую гордость вызывает центральная заводская лаборатория контроля качества, аккредитованная Федеральной службой по аккредитации на соответствие требованиям ГОСТ.

Наряду с вопросами об оборудовании и технологиях у производственников обычно остро стоит кадровый вопрос. Как привлекаете специалистов, как повышаете их квалификацию, удерживаете талантливые кадры?

— В работу по созданию «Вологодского завода специальных подшипников» было вовлечено большое количество высококлассных специалистов. В разработке, изготовлении, испытании продукции задействованы профессионалы, имеющие большой опыт производства специальных подшипников.

Действует инженерно-конструкторский центр, где в постоянном режиме ведется работа по освоению новых типов и улучшению качественных характеристик выпускаемой продукции. В общей сложности мы смогли обеспечить рабочими местами более 250 человек. Однако потребность в рабочих и технических специалистах по-прежнему актуальна.

В кадровом вопросе есть определенные трудности. Безусловно, ощущается нехватка инженерно-технического персонала — это последствия 90-х... На сегодня порядка 20 вакансий остаются открытыми. Мы стараемся думать на перспективу, привлекаем молодежь. Заключили договоры о сотрудничестве с профильными учебными заведениями города. На предприятии действует собственный учебный центр. Активно создаем кадровый резерв. Работаем в рамках федеральных программ по содействию внутренней трудовой мобильности, позволяющих привлекать специалистов из других регионов.

Нам есть что предложить грамотному специалисту и в плане материального обеспечения, и в плане карьерного роста. Мы постарались создать максимально комфортные рабочие места, соответствующие всем требованиям стандартов.

Каков ассортимент вашей продукции?

— В производственной программе завода представлены: подшипники для авиационной техники; подшипники с регламентированным уровнем вибрации; высокоточные подшипники; гибридные подшипники с керамическими телами качения и ряд других видов.

Мы рассчитываем, проектируем, изготавливаем и испытываем продукцию по специальным техническим условиям. Продукция, выпущенная в этом году, прошла апробацию у потребителей и уже успешно эксплуатируется.

Кто ваши основные покупатели? Что их интересует в первую очередь?

— Рынок потребителей нашей продукции достаточно широк. В первую очередь это предприятия авиационной промышленности. Также подшипники, выпущенные по специальным техническим условиям, используются в газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, атомной энергетике, надводных и подводных судах, наземном специальном автотранспорте военного и гражданского применения.

Главное, что волнует любого покупателя, — качество продукции и своевременность поставок. Наше предприятие изначально проектировалось и строилось для решения этих задач. За прошедший год мы освоили и выпустили десятки партий абсолютно новых для нас изделий, которые были приняты и поставлены в эксплуатацию.

В октябре вы отметили год с момента запуска предприятия. Отмечали эту дату?

— Как это принято говорить, встретили годовщину на рабочих местах. Нам пока не до праздников. Слишком много еще нужно сделать. Однако за текущими делами мы не забываем и о том, что нужно быть в авангарде не только в плане технической оснащенности, но и научного потенциала.

В октябре на базе ВЗСП прошло расширенное заседание Президиума Научно-технического совета Международной Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», посвященное инновационным решениям при проектировании и производстве подшипников для авиационного двигателестроения. Это стало знаковым событием не только для Вологодчины, но и для всей машиностроительной отрасли — традиционно объединяет разработчиков и изготовителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, основу которой составляют двигатели для самолетов, вертолетов, ракетно-космической техники.

Пользуясь случаем, мы смогли непосредственно познакомить представителей ведущих российских предприятий с деятельностью нашего завода. Гости прошли по цехам, посетили заводские лаборатории, смогли оценить техническую оснащенность предприятия и внедрённые технологии производства. Мы стараемся быть активной частью бизнес-сообщества Вологодчины. Являемся членом Российского союза промышленников и предпринимателей, взаимодействуем с Вологодской торгово-промышленной палатой.

Какими вы видите дальнейшие перспективы развития завода?

— То, что у завода есть перспективы развития на долгие годы, это абсолютно точно. Расширяться есть куда, и есть такое желание. Мы нацелены на плодотворное сотрудничество с нашими партнерами по «Союзу авиационного двигателестроения». Это работа не на один год. Потребуется долгий и кропотливый совместный труд для того, чтобы подшипник ВЗСП стал неотъемлемой частью отечественных авиадвигателей.

В ближайшей перспективе мы планируем дальнейшее освоение новой продукции, расширение производственной программы и выход на серийный выпуск. Завод способен выпускать в год свыше 264 тыс. подшипников. Активно рассматриваем и изучаем всю потребность российского рынка. Ну и конечно, мы будем наращивать сотрудничество с нашими действующими партнерами.

Мы с вами общаемся в конце декабря, может быть, пожелаете что-то нашим читателям?

— От имени коллектива предприятия и себя лично сердечно поздравляю читателей журнала «Бизнес и Власть» с наступающим 2019-м годом! Я хочу поблагодарить всех сотрудников нашего предприятия за проделанную работу. Пусть наступающий год станет годом профессиональных успехов, достижений и семейного благополучия. Доброго здоровья, радости, мира и отличного настроения!


Виталий ТУШИНОВ, заместитель губернатора Вологодской области:

Такой сложный и масштабный проект, как запуск Вологодского завода специальных подшипников, был бы невозможен без участия государства. Поэтому с самого начала реализации проекта Губернатор Области взял его на личный контроль. В 2016 году ВЗСП был включен в список приоритетных для региона проектов, что благодаря разработанным Правительством Области мерам поддержки, позволило заводу получить льготу по налогам на сумму 2,3 млн руб. Благодаря активной совместной работе с Корпорацией развития области мы смогли добились федеральной поддержки проекта.

В результате наши совместные усилия дали результат: — сегодня предприятие стабильно работает, созданы новые высокопроизводительные рабочие места, бюджет Области пополнили новые налоговые поступления. Немаловажно и то, что такое уникальное и важное в масштабах России производство укрепляет имидж нашего региона как промышленно развитого. Недавнее выездное совещание представителей Международной Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», прошедшее на базе ВЗСП, — лишнее тому подтверждение.

    автор: Александр Мальцев дата: 28.12.2018 + +1 -

    Оставить комментарий: