Лучшие из предпринимателей понимают, что благотворительность и меценатство — непременные спутники ответственного бизнеса. Сегодня мы знакомим читателей журнала с одним из них — Евгением Луниным. Он удачно сочетает в себе неординарно мыслящего ученого, развивающего инновационные технологии в строительстве, человека, создающего социально-ориентированный бизнес, и тонкого ценителя прекрасного, бережно относящегося к культурным традициям той земли, на которой он вырос.
Хорошая русская традиция
С конца XVIII века в российской истории открываются проявления благотворительности в виде меценатства — покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д., то есть всего того, что входит в понятие духовной культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. В работе известного русского предпринимателя Т. В. Прохорова (1797-1854) «О богатении», владельца знаменитой Прохоровской Трехгорной мануфактуры, высказываются мысли, которые разделялись большинством коренных русских купцов: «Богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолюбия… Это нехорошее, вредное богатство, оно ведет к гибели души. Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь». Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея, щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В. С. Гиршмана, Е. И. Лосевой и М. П. Рябушинского, Частная
опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова. С полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили расцвет национальной культуры в конце XIX — начале XX века.
В современных российских условиях остро поставлен вопрос о сущности культурной политики в целом и о финансово-экономических основах культурной деятельности в том числе. Ограничены экономические возможности государства в деле предоставления необходимых ресурсов организациям культуры для их работы в целях осуществления последними перспективных проектов и программ,
а также для обеспечения сохранности накопленного культурного богатства. В этой связи
существование многих культурных организаций и культурной деятельности без существенной благотворительной помощи со стороны представляется достаточно сложным. Меценатство — одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной
поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функциони-ровании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета. Отмеченные явления культурной и социальной жизни общества были широко распространены в дореволюционной России и постепенно начинают возрождаться уже в наши дни. Сегодня лучшие из предпринимателей понимают, что благотворитель-
ность и меценатство — непременные спутники ответственного бизнеса. Но право быть меценатом надо заслужить. Меценат не просто жертвует суммы денег в надежде, что их правильно используют, а создает предпосылки для развития своего Отечества.
Портрет
К категории таких людей можно отнести известного череповецкого предпринимателя Евгения Лунина. Академик, кандидат эконо-мических наук, предприниматель, строитель, создатель новых технологий. В 2001 году ему присвоено звание «Лучший меценат России» на Всероссийском фестивале музеев. В 2002 г. он стал победителем в номинации «Лучший меценат культуры г. Кисловодска». В 2007 г.
награжден орденом «Меценат России».Перечень проектов, в которых он участвует, впечатляет. Евгений Михайлович является членом Попечительского Совета Музея-усадьбы Н. А. ярошенко в городе Кис-ловодске. Он разработал и финансировал комплексную программу развития музея, позволяющую ему сегодня в непростых условиях недостаточного финансирования динамично развиваться и стать одним из лучших российских музеев. Он издал великолепную книгу о Музее-усадьбе Н. А. ярошенко в серии «Сокровища русского искусства». Ежегодно он организует в Кисловодске летний пленэр для вологодских художников.
Следующим видом деятельности мецената является создание документальных фильмов о художниках
земли вологодской, на сегодняшний день снято 23 фильма. В 2005 году он финансировал создание документального полнометражного фильма о художнике Николае Александровиче ярошенко «Человек для любой поры». В 2006 создан фильм о Музее-усадьбе М. Ю. Лермонтова в г. Пятигорске «Прикосновение…»
На средства Лунина отреставрированы шедевры древнерусской иконописи для Череповецкого музейного объединения и Вологодского Государственного Музея — заповедника. Для него же приобретена раритетная старопечатная книга.
Стипендии от него получают лучшие ученики Череповецкого художественно — промышленного училища; оказывается помощь худо-жественным школам Вологодской области.
Более 20 лет Лунин финансирует Ансамбль песни и танца «Прялица». Ранее этот коллектив был «визитной карточкой» промышленного гиганта — Череповецкого металлургического комбината. С наступлением «перестройки» прославленный на лучших площадках мира коллектив стал не нужен. И Лунин, который вместе с женой Валентиной Николаевной пел в ансамбле, взял его содержание на себя.
Евгения Михайловича Лунина отделяет от Павла Михайловича Третьякова, скончавшегося в 1898 году, целый век нашей истории и то, что он смог продолжить святое дело своих далеких предшественников, свидетельство сохранения глубинных духовных традиций русской нации.
Как и Третьяков, он начал собирать свою коллекцию картин, когда построил дом, в 1996 году, чтобы украсить его. А далее создание частной галереи переросло в потребность сделать ее общедоступной.
Знакомство с художниками, с их миром оказало решающее влияние на дальнейшую жизнь Евгения Михайловича, изменив ее. Во многом судьбу создания галереи предопределила дружба с двумя выдающимися худож-никами, корифеями Санкт-Петербургской Академии художеств — Владимиром Ветрогонским и Валерием Пименовым. Затем круг общения стал расширяться. Изучением основ изобразительного искусства предприниматель занимался в творческих мастерских друзей —
художников, в музеях и галереях. Любимой была и остается Третьяковская галерея.
Коллекция
Собрание Е. М. Лунина в своей основе посвящено искусству вологодских художников; кроме того, это произведения мастеров, ориентирующихся на реалистическую традицию. На сегодняшний день в нем находится около трех тысяч работ живописи, графики, скульптуры. В 2001 была создана Частная Кар-
тинная Галерея.Принципы комплектования Лунинской галереи строятся по монографическому принципу, и это соответствует научному подходу. Выделяются разделы художников: В. Ветрогонского, В. Пименова, В. Сергеева, О. Бороздина, В. Страхова, В. Латынцева, М. Копьева, А. Савина и других, мастерство которых широко известно не только в России, но и далеко за ее пределами .
Особенностью музея является и работа с творческим наследием, архивами уже ушедших мастеров живописи и графики: Н. Гришачева, М. Ларичева, С. Теленкова, А. Наговицына, С. хрусталевой. В коллекцию поступают также работы художников, недавно заявивших о себе, произведения которых пока мало представлены в государственных музеях: Р. Зубкова, О. Карпачевой, В. Копылова, А. Новгородова, В. Константинова.
Если говорить о преобладающей в собрании тематике, то это пейзажная линия. И это не случайно. На вопрос, что он особенно любит, меценат отвечает так: «Нравятся красивые объекты и предметы, натурные эпизоды, вода, река, море. Нравится живая жизнь. Нравится наблюдать за животными». Все
ведущие современные вологодские пейзажисты не просто представлены в Картинной галерее E. М. Лунина, там собраны их лучшие полотна. В последние годы появилось
желание приобретать сюжетнотематические картины, что всегда воспринималось как высший жанр живописи. это свидетельствует о возросшем уровне его коллекционерской деятельности. Е. М. Лунина
волнует вопрос: почему в живописи XIX века гораздо больше таких произведений, чем в наши дни. Связан с этим вопросом и другой: в чем отличие современного искусства от искусства прошлых веков. Целый ряд сюжетных полотен 1960-80-х годов в стилистике социалистического реализма, а также
картины новой тематической волны начала 1990-х коллекционер уже приобрел.
Большое место в собрании Евгения Михайловича занимают произведения череповецких художников: Н. Гришачева, А. Наговицына, В. Степченкова, В. Смирнова, В. Цыплакова, В. Сергеева, Ю. Волкова, Н. Федосова, В. Паскина, Д. Медведева, В. Копылова, Р. Зубкова и других. Учителя Лунина в искусстве — также все выходцы из Череповца.
Собирая картинную галерею современного вологодского изобразительного искусства, меценат понимает, как важно, чтобы в коллекцию попадали картины-вехи, вехи времени. За каждым из таких произведений стоит своя живая легенда, история возникновения замысла, создания работ и их последующей жизни на выставках, в зрительском сознании, в воздействии полотен на мировоззрение современников.
«Портрет В. И. Белова» кисти О. Бороздина является одним из важнейших произведений в иконографии нашего великого писателя-земляка. Сильнейшее воздействие на зрителей производил на Третьей Всероссийской выставке пейзажной живописи «Образ Родины», которая проходила в Вологде в 2006 году, монументальный пейзаж В. Страхова «Ледоход в Тотьме», занимая одну из ключевых позиций основной экспозиции. Примеры подобных картин-вех можно продолжить.
Коллекция Е. М. Лунина имеет два основных раздела: живопись и графика. Во втором блоке наряду с печатной графикой фигурирует и оригинальная графика. Представлены имеющие большую ценность
подготовительные рисунки к гравюрам на дереве выдающихся вологодских мастеров В. Сергеева, Н. и Г. Бурмагиных, А. Наговицына, сами гравюры, а также самостоятельные рисунки этих авторов. В галерею приобретены гравировальные доски А. Наговицына. Ценны наброски и эскизы 1950-60х годов С. Хрусталевой и М. Ларичева.
Деятельность Картинной галереи Е. М. Лунина не ограничивается приобретением картин и графических работ. Коллекционер много и плодотворно общается с современными мастерами изобразительного искусства, устраивает ежегодно выезды художников в красивейшие места страны для работы на пленэре, что способствует развитию их творчества. С самого начала существования важной
частью работы Картинной галереи Е. М. Лунина стало создание книг и фильмов о любимых художниках. это желание пришло потому, что не всегда нравилось, как искусствоведы пишут о художниках, навязывая читателю, как представляется коллекционеру, свое личное мнение. «В моих книгах и фильмах говорят сами художники», комментирует их меценат. Поэтому авторами этих публикаций стали не искусствоведы, а журналисты, работающие в жанре документальной прозы — Геннадий Сазонов и Нелли Нащекина.
В феврале 2009 года в Череповецком музейном объединении состоялась презентация очередной книги из серии «художники земли Вологодской» автора Нелли Нащекиной о жизни и творчестве Заслуженного художника России Владислава Сергеева. Героем следующего ее произведения станет Заслуженный художник России Михаил Копьев. В планах галереи стоит подготовка и издание полного каталога-альбома всего собрания.
Галерея Лунина с момента своего создания провела более 100 выставок из своего собрания. это еще одна ее характерная особенность, что она не находится постоянно в хранилище, а ведет очень активную культурную жизнь, регулярно привлекая общество к высокому искусству. Выставки проходили в Вологде, Череповце, Ставрополе, Кисловодске, Санкт-Петербурге… В Москве выставки были организованы в Российском Фонде культуры, в Представительстве Вологодской облас ти и в музее Л. Н. Толстого. Несколько показов состоялось в Германии, Швеции, Финляндии, Болгарии.
«Мы живем в обществе, а общество должно воспитываться на традициях, в том числе и тех, которые связаны с искусством. Я глубоко убежден, что сегодня в той ситуации, в которой пока находится Россия, без меценатства ей будет очень сложно подниматься. И те, кто могут это делать, это делать должны», — считает Евгений Лунин.
Оставить комментарий: