автор: Егор Елин, Фото: Наталья Антонова дата: 04.12.2013 + -1 -

Мусорный вопрос

Российский бизнес начал вкладываться в отходы – мусоропеработка перестала быть убыточной, да и сознание россиян меняется: сегодня вопросы экологии для многих из них становятся все более приоритетными. О том, легко ли с учетом высоких мировых стандартов организовать такой бизнес в Вологде, мы поговорили с генеральным директором перерабатывающей компании «Вторресурсы» Геннадием ТРЯНИЧЕВЫМ.  

—   Существующая свалка в городе Вологде отметила своеобразный юбилей — ей 60 лет. Все эти годы мусор свозили в одно и то же место, люди считали, что таким образом вопрос мусора решен. В итоге городская свалка настолько разрослась, что ее видно с Колокольни Вологодского кремля!

Теперь и до этой проблемы «дошли руки»: городская администрация, внимательно изучив существующую проблему, поняла, что если ничего не предпринимать и дальше, то дело может обернуться экологической катастрофой. Первая попытка взять ситуацию под контроль была сделана лет пять назад, но тогда помешал кризис. Новый конкурс был объявлен в 2011 году. Условия были такие: завершение строительства нового полигона для бытовых отходов и организация мусоропереработки таким образом, чтобы как минимум 60?% вновь прибывающего мусора была переработана или использована, а не направлялась к захоронению на полигон. Взамен городская администрация предоставила инвестору земельный участок и исключительное право заниматься этим делом в течение 25 лет.

—  И вы выиграли этот конкурс?

—   Да. Между ЗАО «Вторресурсы» и администрацией города было заключено концессионное соглашение. Не первый день трудясь в отрасли переработки отходов, мы понимаем, что технологии уже далеко ушли вперед от того, что до последнего времени использовалось как в России в целом, так и в отдельно взятом регионе. Уже давно существуют технологии получения полезной продукции из отслуживших свою «первую жизнь» материалов: пластиков, картона, использованных шин, полиэтиленовых пленок и т.?д. Все идет в дело!

Между прочим, на Вологодчине уже более 10 лет работает наше предприятие, которое в качестве одного из направлений своей деятельности занимается переработкой использованных шин с получением резиновой крошки. Она может применяться для строительства покрытий для спортивных и детских площадок, для добавки при производстве новых резиновых изделий. Это направление на предприятии развивается и сейчас. Шины уже не попадают на свалки и не загрязняют леса вокруг многих городов и поселков.

За время работы в этой сфере были наработаны прочные деловые связи, в том числе с иностранными партнерами. Поэтому, когда вологодская администрация объявила конкурс, они, рассмотрев все условия, выступили соинвесторами в проекте по строительству мусороперерабатывающего завода.

Кстати, наш проект по?своему уникальный — подобный завод сейчас пытаются построить в одном из регионов России, но там это делается за бюджетные средства, а здесь — только частные деньги. В течение 5 лет планируется вложить более 2 млрд рублей. Объемы будущей переработки — 160 тыс. тонн отходов в год. Это больше, чем текущие потребности города, так что мы сможем принимать на переработку и отходы и с других населенных пунктов, расположенных вокруг Вологды.

При этом за реализацией нашего проекта в Вологде следят другие регионы — вопрос актуален для всех!

—  Как будете «отбивать» привлеченные средства?

—   Тут есть несколько моментов. Возврат средств, инвестированных в строительство нового полигона ТБО, будет осуществляться в течение 10–15 лет за счет утвержденной инвестиционной надбавки к тарифу. Этот объект будет являться муниципальной собственностью, и по истечении срока концессионного соглашения он будет передан городу.

Второе. Мусороперерабатывающий завод. Выбрана современная технология, отвечающая самым жестким требованиям со стороны экологии. Вологда имеет уникальную возможность получить современную технологию, и быть в вопросе переработки отходов на одном уровне с самыми продвинутыми европейскими столицами. Возврат инвестиций в строительство завода будет осуществляться за счет трех составляющих: реализация отсортированного вторсырья, продажи электроэнергии и продажи тепла. Не нами посчитано: даже органический мусор (отсортированный и высушенный, конечно) выделяет столько же тепла, сколько бурый уголь.

—  На какой стадии сейчас реализация проекта?

—   Много усилий затрачено на расчистку и подготовку площадки под строительство завода. То, что десятилетиями накапливалось в виде горы мусора, за 4 месяца напряженной работы было вывезено, территория засыпана песком, щебнем. Сейчас она готова для размещения корпусов цехов. В настоящий момент идет подготовка проектной документации, её согласование. Как только она пройдет все согласования, сразу перейдем к застройке.

Интересно, что на этом подготовительном этапе, помимо подготовки площадки и длительной процедуры согласования проектной документации, мы столкнулись с неожиданной для нас проблемой: саботаж со стороны перевозчиков мусора. Они либо не платят за привезенный мусор (хотя обязаны это делать, они ведь берут с граждан и организаций за это деньги), либо попросту вывозят его на свалки в соседние районы. Там они платят за объем, а не за количество утилизированного мусора в килограммах, что позволяет им «экономить», даже с учетом поездки на дальние расстояния. А администрации районов соглашаются с такой схемой, не задумываясь о том, что, помимо всего прочего, они способствуют стремительному заполнению своих свалок и полигонов, объемы которых ограничены.

Когда немецкие инвесторы увидели, что объемы поступающего мусора на городской свалке меньше запланированного, задали вопрос: а может, и не нужен тогда жителям Вологды завод и цивилизованная мусоропереработка? Им тяжело далось понимание этой ситуации, и стоило больших трудов объяснить им, что это патология, а не норма, и данная проблема будет в итоге решена.

—  Как планируете решать эту проблему?

—   Один из путей решения проблемы — заключение с управляющими компаниями и с организациями разных форм собственности отдельных договоров: на перевозку (с перевозчиком) и на утилизацию (с утилизатором). Тогда деньги будут поступать вовремя, или хотя бы будет гарантия, что их все же заплатят. А то сегодня у перевозчиков накопились долги в десятки миллионов рублей, а спросить с них особо нечего. При этом выясняется, они почти все деньги с управляющих компаний и предприятий получили, только до нас они не дошли. Сейчас решение этого вопроса согласовываем с управляющими компаниями и городской администрацией.

—  Судя по мусоровозам с вашими логотипами, которые сегодня курсируют по городу, вы стали решать проблему и другим образом: осваивать не только переработку, но и перевозку бытовых отходов?

—   А что делать? (улыбается). Пока решается вопрос с заключением раздельных договоров возникают ситуации, когда существующие перевозчики пугали клиентов, что если они заключат отдельный договор, то они возить их мусор откажутся. Сегодня же возможность для «шантажа» в этом направлении отсутствует: не будешь перевозить ты — придет другой!

Причем в данном случае в выигрыше оказываемся не только мы, но и население. Мы закупаем современные машины, которые за один рейс могут вывезти на свалку мусора в 3 раза больше, чем обычный отечественный мусоровоз — за счет этого можем предложить за те же деньги больший перечень услуг. У нас мусоровозы современные и оборудование на них самое разное по формату и объему — контейнеры, бункеры, стационарные пресс-компакторы. Мы предлагаем организациям удобный график вывоза мусора. В общем, сплошные плюсы.

И, я смотрю, наш приход на этот рынок подстегивает конкурентов — они тоже закупают новую технику, мусорные контейнеры… И сегодня не управляющие компании и предприятия приходят и с трепетом стучатся в дверь к перевозчику — не откажут ли? А перевозчик приходит к клиенту и думает: согласятся ли?

—  Кроме закупки современной техники, как еще участвуете в модернизации технологий утилизации мусора, сложившихся в Вологде? Скажем, на ваш взгляд, установка навигационного оборудования на все мусоровозы экономически оправданна?

—   Конечно! У нас все маршруты отслеживаются с помощью GPRS-навигаторов, что позволяет и планировать, и контролировать работу техники, быстро урегулировать спорные ситуации. У нас существует система контроля выполнения графиков, премирования и депремирования — это тоже дисциплинирует работников. Кроме того, на территории свалки на улице Мудрова работает система видеонаблюдения, что позволяет дополнительно контролировать въезд и выезд техники.

—  Учитывая технологическую «продвинутость» вашей компании, возможно, следующий вопрос будет излишним, тем не менее: на каком месте для вас экологическая безопасность?

—   На одном из первых. Все технологии, применяемые при строительстве завода и нового полигона, должны соответствовать — и соответствуют! — самым жестким экологическим требованиям. При эксплуатации объектов мы гарантируем соблюдение всех норм экологического законодательства.

Вы заметили, что и мусорные площадки во дворах стали оснащаться специальными мусорными контейнерами с закрывающимися крышками? Из закрытых контейнеров не разлетается мусор, да и выглядят они более красиво. Кому?то это покажется неудобным — нажимать на педаль, открывать крышку. Но поверьте, это позволяет сохранить мусор сухим во время дождя и снега — в итоге он не только легче по весу (а значит, его можно больше увезти за один раз и, следовательно, его перевозка обходится дешевле), но еще его легче будет переработать.

Конечно, нам еще далеко до европейских стран, когда граждане привычно выбрасывают различные виды мусора в разные контейнеры. Но первые шаги мы уже делаем. Первый этап — это появление крышек и навесов на контейнерах. Следующий — это разделение мусора на органический (продукты питания) и неорганический (прочие бытовые отходы). Отдельным этапом в наших планах идет организация пунктов сбора батареек — они нуждаются в специальной утилизации и с каждым годом их становится все больше. Наша конечная цель — сделать переработку отходов более удобной, снизить производственные расходы при переработке за счет отделения опасных отходов от бытовых.

Главное в этом вопросе — убедить горожан, что это не прихоть, не какая?то мода. Подобные меры позволят не только обеспечить более экологичную утилизацию мусора, но и за счет правильной системы сбора отходов снизить производственные затраты на их переработку.

    автор: Егор Елин, Фото: Наталья Антонова дата: 04.12.2013 + -1 -

    Оставить комментарий: