На передовой прогресса и бизнеса: как устроен региональный научно-технический центр ЧГУ
Напомним, что в прошлом году ЧГУ стал опорным вузом региона, а также по итогам конкурсного отбора добился ещё одного статуса — Центра технологического и социального развития Вологодской области*.
По словам ректора университета Дмитрия Владимировича Афанасьева, для развития образования и науки в стране проводятся масштабные мероприятия поддержки — финансовые, законодательные, обучающие. Он уверен, что все это приведет к ощутимому результату уже в ближайшем будущем.
Дмитрий Афанасьев: «Наша цель – воспитать поколение прогрессивных предпринимателей, идущих во главе технологической эволюции».
Большое внимание в ЧГУ будет уделяться развитию технологического предпринимательства, закреплению талантливой молодежи и ведущих ученых в регионе. «Наша цель — воспитать поколение прогрессивных предпринимателей, идущих во главе технологической эволюции, стать площадкой для инноваций и коммерциализации идей», — говорит Дмитрий Владимирович.
Михаил Питерцев, руководитель Регионального научно-технического центра ЧГУ, кандидат технических наук, продолжает эту мысль: «Идей у студентов много, мы же должны показать, как с ними работать, как сделать так, чтобы на выходе у них были свои стартапы. Чем больше будет стартапов, тем ближе мы к своей цели».
Будущие предприниматели технологической сферы могут работать в РНТЦ в одном или нескольких направлениях.
- Математическое моделирование технологических процессов и систем позволяет представить, как себя ведет тот или иной предмет (субстанция) в определенных процессах и условиях.
«Сейчас по заказу одного из крупных промышленных предприятий России мы решаем задачу, как себя ведет сталь в жидком состоянии, как она распространяется, перемешивается, как можно улучшить в этом процессе ее характеристики. Мы создаем математическую модель и передаем ее на предприятие, а они уже сами решают, что сделать, чтобы улучшить ее качество», — рассказали сотрудники РНТЦ.
2. Обратный инжиниринг — направление работы с готовыми деталями и объектами. Применяется для оцифровки деталей машиностроения, объектов интерьера или изобразительного искусства. Сканирование детали любой формы 3D-сканерами позволит перевести ее в полигональную модель, а в конечном итоге в чертеж формата CAD для дальнейшей работы. Дальнейшее компьютерное моделирование сканированной детали поможет сделать топологическую оптимизацию, в том числе просчитать нагрузки каждого из узлов, уменьшить вес, увеличить функциональность.
3. Искусственный интеллект и андроидная педагогика направлены на совершенствование учебного процесса. Робот может существенно помочь учителю в процессе обучения, т.к. часть его работы передается искусственному интеллекту и программному обеспечению. «У нас запущен пилотный проект для помощи учителю начальных классов. В учебной аудитории устанавливаются несколько камер, микрофоны, которыми фиксируются и распознаются ответы учеников. Учитель задает вопрос, а дети отвечают. Результаты автоматически передаются на компьютер учителя и заносятся в электронный журнал», — поделился Михаил Питерцев.
Использование роботов возможно и на университетском уровне, например, при преподавании сопротивления материалов. Сейчас форматы подачи тестируют сотрудники РНТЦ.
4. Студенческое конструкторское бюро «Микроэлектроника и робототехника» — это возможность для студентов в свободное время заняться микроэлектроникой.
Один такой студенческий проект уже есть — это «USB-накопитель с ограничением по территории использования». Идея принадлежит Михаилу Багулину, магистранту 2 курса Института информационных технологий. Проект выполнялся два года и выиграл грант конкурса «У.М.Н.И.К.». На вопрос о практической значимости идеи автор проекта ответил так: «К примеру, я храню на флэшке паспортные данные. В случае потери или кражи никто не сможет их прочитать, потому что я установил ограничение для использования тол
ько дома или на работе. Прототип работает на любых операционных системах и не требует дополнительного программного обеспечения».
5. В новом учебном году РНТЦ планирует открыть набор на новые инновационные образовательные программы бакалавриата и магистратуры: «Управление в технических системах (Киберфизические системы)», «Автоматизация технологических процессов и производств (Аддитивные цифровые системы и технологии)» и «Управление в технических системах (Управление инновационными проектами)».
Поступая в ЧГУ на данные программы, бакалавры и магистры смогут заниматься тематикой, нацеленной на выполнение задач какого-либо конкретного предприятия. Таким образом, студенты, занимаясь исследованиями, смогут получать не только знания и практический опыт, но и зарплату.
«Под каждый проект будущих бакалавров и магистров будут подбираться курсы и преподаватели, приглашаться соответствующие эксперты. В процессе обучения студенты научатся работать с самым современным оборудованием», — прокомментировала проректор по развитию ЧГУ Марина Геннадьевна Белова.
РНТЦ оснащен компьютеризированным трехкоординатным фрезерным станком, здесь есть лазерный гравер, семь 3D-принтеров (в том числе самый большой в Вологодской области), четыре 3D-сканера, позволяющих сканировать предметы с точностью до трех сотых миллиметра. Устройство копирующего типа позволяет программировать антропоморфных роботов. Движения рук человека захватываются, переводятся в компьютерный код, что позволяет обучать робота правильно двигаться, брать и перемещать те или иные объекты.
6. Бизнес-инкубатор «Техностарт». Участниками первой программы инкубатора стали 22 человека. Им предстоит изучить основы экономики, маркетинговое продвижение, бизнес-планирование, основы налогообложения, формы организации предприятий, узнать о первых продуктах, прототипах, привлечении инвесторов, патентовании, защите интеллектуальной собственности.
Первый успех студенческой команды бизнес-инкубатора «Техностарт» — выход в полуфинал международного конкурса Enactus. «Главная цель конкурса — решение реальной проблемы. Наши ребята представили проект, направленный на борьбу с борщевиком. Это устройство, которое поможет людям избавляться от опасного растения. Робот призван бороться с борщевиком без участия человека, учитывая все нюансы истребления, он может срезать растение так, чтобы не осыпались семена, впрыснуть особый состав в корень, чтобы растение не восстановилось. Сейчас мы просчитываем экономическую выгоду этой разработки», — говорит руководитель бизнес-инкубатора Надежда Токарева.
К проведению обучения в бизнес-инкубаторе привлекаются эксперты, люди с предпринимательским опытом, которые рассказывают не только о тех технологиях, которые используют, но и о проблемах, возникающих во время открытия и развития своего дела.
* В 2017 году в стране началось формирование университетских центров инновационного, технологического и социального развития в регионах. При этом их деятельность должна быть основана на партнерстве с местными предприятиями.
Оставить комментарий: