ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ
На 2018 год намечены серьёзные изменения в сфере контроля над экономикой. Должны будут радикально измениться как его общие принципы, так и оценка результатов. Главное – снизить издержки проверяемых предприятий и организаций. По расчётам российского правительства, эффект от нововведений к 2024 году должен составить 2,5 трлн руб.
Открытый подход
Работа по изменению системы контроля над бизнесом ведётся в рамках «Открытого правительства». Всемирная неправительственная организация с таким названием была учреждена в сентябре 2011 года на уровне ООН. Спустя месяц тогдашний президент Дмитрий Медведев представил проект новой – по сути двухпалатной – конфигурации российского правительства. Согласно планам, традиционный «узкий» кабинет в будущем должно дополнить Большое или, как его стали называть позже, Открытое правительство с участием представителей гражданского общества. Россия к международной организации, впрочем, так и не присоединилась.
Работу в этом направлении возглавил бывший бизнесмен Михаил Абызов, в 2012 году ставший советником президента. После избранием президентом Владимира Путина Абызов стал министром, ответственным за организацию работы правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства». Он продолжает эту работу до сих пор.
Команда Михаила Абызова исходит из следующих цифр. В год в России проводится 1,7 млн проверок. Лишь 15% выявляет реальную угрозу вреда обществу и экономике. Федеральных контрольных ведомств – более 40. Существует более 2 млн обязательных требований. Издержки бизнеса, связанные с контрольно-надзорными мероприятиями, оцениваются в 5% ВВП. 90% издержек бизнеса образуются при исполнении избыточных, противоречивых и устаревших требований.
Для перестройки системы государственной контрольно-надзорной деятельности намечено выполнить восемь задач. Во-первых, сплошные проверки будут проводиться только на объектах повышенной опасности: подходы, грубо говоря, к АЭС и цветочным магазинам будут разные.
Главным принципом проверок станет профилактика, главными критериями оценки эффективности – показатели сокращения ущерба и вреда. К 2018 году для всех контрольных органов должны быть утверждены новые показатели эффективности, должна быть внедрена новая система мотивации сотрудников контрольных органов.
К 2024 году все российские регионы должны внедрить новые подходы контрольной деятельности. К этому времени количество смертельных случаев, а также заболевших, пострадавших и травмированных должна быть сокращена в два раза (это около 170 тыс. жизней). Уровень материального ущерба будет сокращён на 30%, или 600 млрд руб. Административная нагрузка будет снижена вдвое. Ожидается также, что общая эффективность контрольно-надзорной деятельности будет повышена на 50%.
Спасти и сохранить
Риск-ориентированный подход – краеугольный камень нынешней реформы. То есть, главное – это предотвратить возможные риски, а не штрафовать за нарушения. «План проверок на 2018 год, так же как и план проверок на 2017 год, будет сформирован на основе риск-ориентированного подхода, что позволит сосредоточить фокус контроля на объектах высокого риска нанесения вреда жизни и здоровью человека», – объясняет руководитель вологодского управления Роспотребнадзора Ирина Кузнецова.
Уже известны основные критерии для градации объектов по уровню риска. Во-первых, это тяжесть потенциальных негативных последствий, который складывается из показателя потенциального вреда здоровью и показателя численности населения, находящегося под воздействием. Во-вторых, учитывается средневзвешенная частота нарушений на одну проверку. Оценку вполне можно изменить, если у предприятия есть веские доводы в этом отношении. Для этого не обязательно обращаться в суд, Роспотребнадзор готов это делать в двустороннем порядке.
Главное, чего добивается ведомство, это снижение уровня ущерба жизни и здоровью граждан. В первую очередь, это касается инфекционной и паразитарной заболеваемости, а также числа пострадавших при пищевых отравлениях. Новые подходы уже применяются в деятельности контрольно-надзорного органа, но основной этап реформы для него наступит 1 июля будущего года.
«Установленная субъекту категория риска может быть повышена и понижена, – уточняет Ирина Анатольевна. – Риск повышается, если по результатам проверки имеется два и более постановления по делу с назначением административного наказания, за исключением предупреждения, а также решения о приостановлении и об аннулировании лицензии на работу с возбудителями инфекционных заболеваний и источниками ионизирующих излучений. Риск понижается, если в последней проверке не вынесено предписания об устранении нарушений обязательных требований».
Проверка по списку
Весьма заметным для бизнеса нововведением станет введение проверочных листов. Это специальные бланки, в которых будут содержаться списки показателей, которые инспекторы должны будут проверять на месте. В первую очередь, это коснётся надзора в сфере связи и в сфере пожарного надзора. С 1 октября нынешнего года новая модель проверок будет запущена для многоквартирных домов, зданий организаций торговли и общепита. С 1 июля будущего года это коснётся всех юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы вологодского главка МЧС Сергей Нечаев считает, что эти нововведения в любом случае упростят работу инспекторов и приведут к снижению коррупционных факторов. Проще говоря, инспектор не может предъявлять требования при проверках, которые не указаны в утверждённом на ведомственном уровне бланке.
«В так называемом «чек-листе» будут выписаны несколько пунктов из правил противопожарного режима, напротив которого будет стоять несколько граф: «соответствует», «не соответствует», «требуется», «не требуется», – рассказывает Сергей Александрович. – Заполненный лист будет прикладываться к акту проверки, согласно которому будут применяться меры административного воздействия и выдаваться предписания. Мы уходим от огромного количества дублирующих требований, нормативная база будет сокращена примерно в два раза».
Сейчас форма бланков ещё не разработана, но смысл нововведений уже понятен: это заложено в постановлении российского правительства, принятого в конце нынешнего июня. Немаловажно, что «чек-листы» будут находиться в общем доступе и предприниматели смогут сами регулярно проверять свои помещения. Поэтому можно будет избежать неожиданностей от визита инспекторов.
Есть вопросы
В общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» говорят о том, что в реформе могут обнаружиться «узкие места». Поэтому её члены готовы подключиться к работе, чтобы упредить возможные трудности.
«Мы очень озадачены тем, что именно будет входить в «чек-листы», какие именно показатели будут учитываться при проверках, – заявляет исполнительный директор вологодского отделения «ОПОРЫ» Светлана Куликова. – Я считаю, что бизнес-сообщество должно подключиться к обсуждению тогда, когда нововведения только обсуждаются, а не тогда, когда они начнут работать. Сейчас действует очень много «старорежимных» требований ещё советских времён, которые ограничивают предпринимательскую деятельность и тормозят развитие малого и среднего бизнеса».
Кроме этого, нужна дополнительная помощь начинающим предпринимателям, которые не ориентируются в системе контрольно-надзорных ведомств. К примеру, на федеральном уровне мог бы быть создан сводный «чек-лист» по всем требованиям к тем или иным объектам бизнеса.
«Нам бы хотелось идти дальше: чтобы были сформулированы общие требования для малых предприятий, чтобы они были едиными, чтобы ведомства пришли к единой системе требований, – подчёркивает Светлана Куликова. – Это позволит начинающему бизнесмену заранее просчитать все риски. Все условия должны быть доступны и понятны, не должно быть такого, что человек уже открыл, к примеру, магазин, но о каких-либо нарушениях узнаёт только тогда, когда что-то изменить слишком сложно или затратно». Один из руководителей региональной «ОПОРЫ РОССИИ» подчеркивает, что организация открыта для сотрудничества и готова высказать свои пожелания в любом формате.
Оставить комментарий: