автор: Елена Губина дата: 08.10.2015 + 0 -

Первопроходцы

С разделением электроэнергетики на отдельные виды деятельности — генерацию, распределение и сбыт — для энергетических компаний на первый план вышли вопросы взаимоотношений между партнерами по бизнесу и отладка внутренних организационных процессов. Это хорошо осознают в Великоустюгском филиале Вологдаэнергосбыта: на его территории не раз обкатывались технологические процессы, которые позже внедрялись во всей компании.

Партнеры

Когда функции сетевого распределения и сбыта находились в одних руках, энергетикам было проще работать, но с тех пор изменилось законодательство, появились новые требования к предприятиям отрасли, к их коммуникациям с потребителями электроэнергии. При этом сегодня перед энергетиками стоит все та же ключевая задача, единая для всех предприятий отрасли, — обеспечение промышленности, бизнеса, бюджетных организаций и населения качественной электро энергией в нужных им объемах.

«Сейчас очень важны отношения между партнерами по бизнесу: от того, как налажены контакты, зависит многое, да даже, наверное, все», — уверен директор Великоустюгского филиала ОАО «Вологдаэнергосбыт» Алексей Лабутин.

В Великом Устюге энергосбытовой и двум крупнейшим сетевым компаниям — ООО «Электротеплосеть» и ПО «Великоустюгские электрические сети» — удалось выстроить конструктивные партнерские взаимоотношения, организовать четкий оперативный документооборот, потому что руководители сетевых организаций Алексей Таратин и Владимир Мигальников солидарны с Алексеем Лабутиным: надежное энергоснабжение устюжан — это общая задача.

В целом энергопотребление в Великом Устюге и районе за последние годы выросло незначительно, но при этом наблюдается переток потребителей в сторону частного сектора и малого бизнеса. Если учесть, что город в последние годы активно развивается как крупный туристический центр благодаря проекту федерального масштаба «Великий Устюг — родина Деда Мороза», то активизация сферы услуг понятна и логична. А рост энергопотребления населения свидетельствует о росте уровня благополучия жителей, которые активно приобретают бытовую технику, строят и благоустраивают свои дома.

Другое важное направление, которому в Вологдаэнергосбыте уделяют большое внимание, — выстраивание отношений с муниципальными администрациями. В зону деятельности Великоустюгского филиала входят четыре восточных района: Великоустюгский, Нюксенский, Никольский и Кичменгско-Городецкий. Главной ценностью Алексей Лабутин считает то, что все главы компетентны в вопросах электроэнергетики, хотя это сложная, динамично изменяющаяся отрасль. А там, где есть компетентность, понимание общности задач — благополучие территории, ее экономики и жителей, — возникающие проблемы удается решать эффективно.

Кадры

Великоустюгское подразделение Вологдаэнергосбыта неоднократно становилось победителем внутрикорпоративного конкурса «Лучший филиал». Большую роль здесь сыграли и организация внутренних бизнес-процессов, и работа с персоналом. Задача руководителя усложняется тем, что Вологдаэнергосбыт — вертикально организованная областная структура с управлением в Вологде, и при организации работы удаленного филиала нужно сочетать общие корпоративные стандарты с оперативным решением вопросов на месте.

«Один стоит двоих, — так руководитель филиала отзывается о своих заместителях и начальниках секторов. — Считаю, что у меня костяк подобран идеально». Важно вовремя передвинуть человека на нужное место, причем в критериях — только высокая работоспособность и профессионализм; возраст, образование и время работы в компании значения не имеют.

Если не заполнить рабочие места профессионалами, то будет сложно: кому-то придется выполнять дополнительную работу. Поэтому и молодежь здесь быстро учится и перенимает общий тренд — не перекладывать на других свои задачи, выполнять их самостоятельно, качественно и в срок.

В коллективе называют стиль управления Алексея Лабутина демократичным. «Алексей Борисович делегирует полномочия, доверяет, но при этом и строго спрашивает. Корректный. Интеллигентный. Не подавляет людей, ценит инициативных думающих сотрудников. Его внутренняя дисциплинированность передается всему коллективу. Он со всей душой относится и к нам, и к своей работе. Каждый сотрудник при решении поставленных задач может иметь свое мнение и отстаивать его, но в конечном итоге решение принимает директор. Он уверен в нас и знает, что мы его всегда поддержим», — говорит заместитель директора филиала Светлана Калининская.

Такой управленческий стиль в целом очень к лицу динамично меняющейся отрасли, когда постоянно встают новые задачи, требующие оперативного, а порой и нестандартного решения. Излишняя бюрократизация процессов не дает людям мыслить. Не секрет, что сегодня законодательство в жилищно-коммунальной сфере напоминает лоскуты, из которых пока не сшито одеяло, нормативные акты приняты, но они порой сложно сочетаются между собой. «Для умного человека это даже полезно: интересно найти выход и принять решение», — считает Алексей Лабутин.

Клиенты

Клиентская база филиала в связи с принятием функций сбыта от коммунальных энергоснабжающих организаций (МУП «Электротеплосеть», ООО «Нюксенские ЭТС», МУП «Кич.?Городецкая горсеть», ООО «Красавинские ЭТС») увеличилась в 1,9 раза. На сегодняшний день все потребители, находящиеся в зоне ответственности филиала, приняты на прямые расчеты.

Это был тяжелый период: огромный объем работы, усложнение коммуникаций с потребителями электроэнергии — физическими лицами, рост дебиторской задолженности. С задачами наладить работу с населением, организовать процессы выставления счетов, передачи показаний электросчетчиков, стабилизировать долги успешно справилась команда заместителя директора по работе с бытовыми потребителями Марины Поповой. Показания приборов учета списком по дому сегодня в Великом Устюге передают жильцы практически всех многоквартирных домов. Всего их 640, больше всего в области. Чтобы дисциплинировать граждан, объяснить, что этот способ передачи показаний — наилучший для корректного распределения общедомового потребления, для контроля за ситуацией со стороны жильцов, для экономии электроэнергии пришлось общаться с активистами, старостами, старшими по дому, выстраивать взаимодействие с управляющими компаниями.

Население — сложная категория потребителей, часто все зависит просто от настроения. Самая больная и неиссякаемая тема — это общедомовые нужды, ОДН. «Заглянешь к Марине Васильевне, а она опять про ОДН рассказывает, воспитывает, убеждает: «Вот соседний дом, видите, как они делают: передают списком, есть результат, а вы что?» — говорят коллеги.

Сейчас предстоит прием на расчеты жильцов ста многоквартирных домов Красавина, это более полутора тысяч новых лицевых счетов.

А с юрлицами особых проблем нет. Если у кого-то появляется задолженность, то она реструктуризируется. Самый крупный потребитель — фанерный комбинат «СВЕЗА Новатор» — рассчитывается за потребленную электроэнергию четко ежемесячно в оговоренные договором сроки. То же самое можно сказать об ООО «Вотчина»: компания отвечает за туристический бренд Великого Устюга.

Репутация

Сотрудникам Великоустюгского подразделения не раз приходилось становиться первопроходцами: обкатывать на своей территории процессы, которые позже внедрялись во всей компании. Возможно, склонность к новому, начинаниям, открытиям у поколений устюжан в крови, ведь эта земля издавна славилась пассионариями, первооткрывателями масштаба Семена Дежнева, Ерофея Хабарова. Например, это пилотный проект по организации кассового обслуживания. Первые кассы появились в Великом Устюге в 2007 году, сейчас оплатить электроэнергию и услуги 190 организаций вологжане могут в 40 кассах Вологдаэнергосбыта, расположенных во всех крупных населенных пунктах Вологодской области.

В настоящее время в филиале назрела необходимость выделения в секторе по работе с населением юридического блока. С ростом объема работы, в том числе претензионной (так, на данный момент в работе — более 700 исполнительных производств, в два раза больше, чем за весь прошлый год), страдает управляемость, соответственно снижается эффективность труда. Филиал готовит обоснования для вынесения этого вопроса на уровень управления компании, параллельно специалисты IТ-службы решают задачу автоматизации процесса.

Интересно, что внутрикорпоративная политика, порядок и дисциплина естественным образом выходят и за пределы филиала. «Город у нас небольшой, все друг друга знают, мы знаем, как живут и работают наши потребители. Они видят, как работаем и живем мы. Все сотрудники филиала — порядочные уважаемые люди. Из этого тоже складывается репутация компании», — уверена Светлана Калининская.

«Нам повезло с руководителем, а ему повезло с нами», — в этих словах — характер Великоустюгскогофилиала Вологдаэнергосбыта.

Воспитание командного духа, или Девять внутрикорпоративных правил Великоустюгского филиала ОАО «Вологдаэнергосбыт»:

1. Результат либо есть, либо его нет. Остальное — слова, которые ничего не стоят.

2. Сообщаешь руководителю о проблеме — сообщи о том, как собираешься ее решить, что из этого сделаешь сам, какая тебе нужна помощь от руководителя.

3. Если считаешь что?либо невозможным, значит, пока не нашел способ «как». Ищи.

4. Профессионал с каждым днем совершенствуется и способен на большее. Если результаты не растут — это не профессионал.

5. Работа, выполненная не в срок, — это не выполненная в срок работа.

6. Сказанное «Да» означает «Контракт». Ничто не может быть причиной его невыполнения.

7. Предупреждайте, просите, требуйте. Сказанное потом — пустые оправдания.

8. Если будете делать то же, что вчера, вряд ли добьетесь даже вчерашних результатов.

9. «Сегодня» — это 1?/?22 результата за месяц. Удовлетворение результатами месяца будет, только если есть удовлетворение от результатов каждой 1?/?22. 


Наша справка

Энергосбытовое подразделение в Великом Устюге было образовано в 1964 году, в период создания централизованной системы энергоснабжения в северо-восточной зоне Вологодчины. Сегодня филиал обслуживает 1780 юридических и 55400 физических лиц. ОАО «Вологдаэнергосбыт» — гарантирующий поставщик электроэнергии в Вологодской области.

Фото: Сергей Богданов

    автор: Елена Губина дата: 08.10.2015 + 0 -

    Оставить комментарий: