Советы начинающим предпринимателям Вологодской области
На одном из последних заседаний вологодского клуба интересных людей «Инсайт» генеральный директор «Кондитерской фабрики» Раиса Иванова и заместитель генерального директора «Вологодского хлебокомбината» Сергей Николаев дали начинающим и молодым предпринимателям нашего региона ряд ценных советов по правильному ведению бизнеса. Журнал «Бизнес и Власть» публикует эти советы специально для наших читателей.
Раиса Иванова, генеральный директор ЗАО «Кондитерская фабрика».
1. Составить хороший бизнес-план
Я пришла руководить кондитерской фабрикой в Вологде в 1998 году, когда она была выставлена на торги и не работала. Тогда же сюда из Рыбинска приехали инвесторы, но их бизнес-план оказался хуже, чем у нас, у нас он был признан более эффективным. В итоге 13 ноября 1998 года мы зарегистрировали предприятие, а 1 декабря фабрика выдала свою первую продукцию.
2. Постоянно планировать свою деятельность
Если у бизнесмена нет постоянного планирования своей деятельности, все его риски серьезно возрастают. Планирование очень важно и помогает достичь результата. Нужно выбрать цель, выработать стратегию, поставить задачи и добиваться их. Считаю, что планировать необходимо на срок около пяти лет, он оптимален. Одного года мало, а больше, чем на пять лет, прогнозировать трудно. При этом планы надо ежегодно корректировать.
3. Мотивировать персонал
Надо было видеть, с каким энтузиазмом работали люди, когда мы им объявили, что фабрика будет восстановлена. На предприятии окна были выбиты, случались задержки с зарплатой, но люди верили в успех и самоотверженно трудились. Люди могут многое, если обеспечить им правильную мотивацию. Кого-то похвалить, кому-то наступить на больную мозоль, кого-то одарить рублем, на кого-то строго посмотреть. Когда хорошо людям – тогда и тебе хорошо.
4. Кредиты лучше не брать
Сама я человек очень осторожный. Много раз наблюдала, как остальные, порой более успешные и перспективные руководители загорались идеей, брали кредит, покупали оборудование, вкладывали деньги, а проект результата не давал. В итоге их предприятия прогорели. Поэтому мы берем кредиты только в очень редких случаях, когда все просчитали и уверены, что сможем их вернуть. Если бы у нас в стране существовали длинные кредиты под небольшие проценты, тогда можно было бы о них подумать. Пока же лучше не рисковать.
5. Пользоваться лизингом
Рекомендую начинающим предпринимателям лизинг как наиболее эффективное средство поддержки бизнеса. Лизинговые платежи относятся на затраты, поэтому пользоваться лизингом выгодно. С ним можно нормально работать.
6. Владеть информацией
Когда я начинала, у меня не было ни рубля. Были руки, голова, стол, листы бумаги. Я много читала: законы, другие нормативно-правовые акты, газеты, книги – и умело применяла полученную информацию. Много читаю и сейчас. Хорошо владея информацией, вы можете сэкономить на налогах и других затратах, найти способы решения различных проблем.
7. Развитие должно быть стабильным и постепенным
Я – за стабильность, за постепенное поступательное движение вперед, без рывков и прорывов. Можно сделать «выхлоп», быстро чего-то добиться, но затем все потерять. Поэтому лучше развиваться постепенно, продуманно, ежегодно обновляя производственные фонды, сохраняя коллектив.
8. Быть авторитарным руководителем
Авторитарное руководство лучше, чем демократическое. О людях надо заботиться, но панибратствовать с ними нельзя. Панибратство может завести руководителя не туда, куда нужно.
9. Клиент для бизнеса – это все, поэтому о нем нужно все знать
Я всегда говорю на планерках: «Клиент для нас – это все. Мы должны все о нем знать: что он хочет, чего опасается, и так далее. И работать на него».
Сергей Николаев, заместитель генерального директора ЗАО «Вологодский хлебокомбинат».
1. Найти свою нишу
В советское время хлебокомбинат выпускал прежде всего белый хлеб. Это была одна из причин, по которой в 1990-е годы у него начались трудности с реализацией продукции. Мы решили отойти от такой узкой специализации и стали выпускать черный хлеб, баранки, кондитерские изделия, многое другое. Заняли эти ниши – и предприятие заработало.
2. Придерживаться во всем «золотой середины»
Важно найти «золотую середину во взаимоотношениях с властью, конкурентами, бизнес-партнерами и, самое главное, в ассортименте продукции. Основа успеха – компромисс во всем.
3. Общаться и устанавливать контакты
Считаю, что предпринимателю, руководителю надо постоянно общаться с людьми, разговаривать, налаживать контакты, искать новые идеи, новые цели. Это позволяет находить новые возможности развития.
4. Надеяться в первую очередь на себя и свои ресурсы
Гранты, субсидии, другие формы поддержки – это хорошо, но надеяться всегда нужно не на это и не кредиты, а в первую очередь только на себя и свои ресурсы, свои возможности.
5. Исправно платить налоги
Налоги нужно платить исправно. Я могу с полной уверенностью сказать, что предприятия, которые не платят налоги, все очень быстро исчезают. Так что их надо платить. С умом, оптимизируя платежи в рамках закона, но платить.
6. Бизнес должен быть социально ответственным
Я противник «потогонных систем». На предприятии должна быть социальная политика: коллективный договор, белые зарплаты, социальные пакеты, поддержка людей в сложных жизненных ситуациях.
Фото: клуб «Инсайт»
Оставить комментарий: