Три пути вологодской модернизации
Даже незначительные изменения инвестиционных потоков оказывают непосредственное влияние на уровень производства и занятости, на развитие отдельных отраслей экономики. Поэтому, для того чтобы модернизировать существующие экономические структуры в конкурентоспособную хозяйственную систему, необходимо активизировать инвестиционную деятельность. По каким направлениям должна идти реализация региональной инвестиционной политики, чтобы обеспечить эффективное управление ресурсами региона, повысить уровень и качество жизни населения?
К истории вопроса
Анализируя инвестиционные процессы, происходящие в экономике Вологодской области с 2000 г. можно выделить два основных этапа. Устойчивое экономическое развитие на первом этапе (2000–2007 гг.) было обусловлено благоприятной внешней конъюнктурой, высокими ценами на мировых сырьевых рынках, политической и социальной стабильностью в стране. Объем инвестиций в экономику региона увеличился практически в пять раз (для сравнения: в России только в 2,3 раза). По инвестициям в основной капитал Вологодская область поднялась с 32 на 16 место в списке регионов РФ. Второй период (2008–2010 гг.) характеризовался падением инвестиционной активности. Объем инвестиций в 2010 г. по отношению к 2007 г. снизился на 40 % (для сравнения: по стране падение составило только 2,4 %). Несмотря на влияние мирового кризиса, пик которого пришелся на 2009 г., инвестиционная деятельность в регионе не прерывалась – обновлялись и вводились новые мощности во многих отраслях экономики региона: металлургии, химической промышленности, лесном комплексе и других. В целом за 2008–2010 гг. в экономику области было поступило средств на сумму 191,2 млрд руб.
При этом такие отрасли, как сельское хозяйство, туризм и лесной комплекс остались явно обделенными – финансирование по этим направлениям составило не более 5% от общей суммы инвестиций. Между тем, именно указанные отрасли обладают, пожалуй, самым высоким экономическим потенциалом для развития, и следовательно, могут принести наибольший экономический и социальный эффект от вложенных в эти отрасли инвестиций.
Моделей много – механизмы одни
Существуют различные модели инвестиционной политики, которые в настоящее время реализуются в регионах РФ. Они обусловлены рядом объективных факторов, таких как ресурсная база региона, климатические условия, структура экономики и т.п. Так как наличие этих факторов практически для всех субъектов РФ сильно дифференцировано, сопоставление моделей инвестиционной политики с точки зрения эффективности и результативности, как мы полагаем, хоть и достижимо, но не целесообразно. В данном случае более значимы механизмы, за счет которых эти модели реализуются.
Анализ международного опыта и лучших практик регионов РФ позволяет выделить три направления региональной политики, имеющие ключевое значение для улучшения инвестиционного климата в том числе и в Вологодской области: создание благоприятной административной среды; развитие инвестиционной инфраструктуры; формирование финансовых механизмов поддержки инвестиционной деятельности.
Административная среда
По мнению большинства инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности одним из основных негативных факторов являются высокие административные барьеры. В разрешении этой проблемы на территории Вологодской области предприняты существенные шаги. Как известно, в 2012 г. по инициативе Губернатора создана «Корпорация развития Вологодской области». Как показывает практика, именно такие специализированные агентства, управляемые частными операторами, позволяют достичь быстрого (в течение 1–3 лет) притока инвестиций на территорию региона. Стоит отметить, что частные операторы в отличие от административных, как правило, обеспечивают более оперативное и качественное сопровождение проектов, но, к сожалению, лишены полномочий для решения административных вопросов. Данное обстоятельство имеет большое значение в борьбе регионов за крупные проекты, поэтому целесообразным было бы создание координационного совета во главе с Губернатором по улучшению инвестиционного климата и поддержке инвестиционных проектов.
Инвестиционная инфраструктура
В рамках второго направления мощным фактором улучшения инвестиционного климата в регионе является создание и развитие готовых промышленных площадок, индустриальных парков и технопарков. Очевидно, что данное направление наиболее актуально для крупных, как правило, якорных инвесторов. При этом следует понимать, что создание промышленных площадок будет успешным лишь в случае, когда решения региональной администрации принимаются исходя из потребности инвесторов, в регулярном диалоге с ними, в противном случае созданная инфраструктура может быть просто не востребована.
В нашей области успешно реализованным проектом подобного рода можно считать индустриальный парк «Шексна». На его территории создан целый комплекс инфраструктур – построены объекты транспортного обеспечения, проложены коммунальные сети, подведена ветка подъездного железнодорожного пути. Кроме того созданы условия для работающего персонала – есть детский сад, школа, спорткомплекс и т.д. В результате, резидентами индустриального парка становятся современные высокотехнологичные промышленные предприятия (ЗАО «Северсталь Трубопрофильный завод – Шексна», ЗАО «НПО Северный Стандарт», специализирующееся на переработке биологических отходов от животноводства и птицеводства в мясокостную муку и технический жир).
Помимо индустриальных парков на территории Вологодской области действуют два бизнес-инкубатора (в Вологде и Череповце), два агентства городского развития (в Череповце и Соколе), Инновационно-технологический центр ВоГТУ, Центр трансфера технологий Института социально-экономического развития территорий РАН и еще около 15 подобных им предприятий. Профессиональный консалтинг является неотъемлемым элементом системы поддержки бизнеса, он необходим как для крупных, так и для малых предприятий.
Представляется, что логичным развитием инвестиционной инфраструктуры на территории региона может стать создание такого технопарка или центра кластерного развития, где малые инновационные предприятия, находящиеся на начальной стадии организации, могли бы запускать в производство собственные опытно-конструкторские разработки. В области созданы все необходимые условия для этого: наличие развитого научного потенциала (университеты, исследовательские центры и т.п.), динамичной региональной бизнес-среды, возможность обеспечения высокого уровня комфорта проживания для квалифицированных специалистов. Практика успешных регионов РФ показывает, что частные центры кластерного развития и технопарки, как правило, более успешны, чем государственные, хотя, конечно, есть и исключения. В данном случае наиболее приемлемым подходом региональных властей являются меры поддержки и создание благоприятных условий для девелоперов, по инициативе которых создаются парки.
Финансовая поддержка
Финансовые механизмы поддержки инвестиционной деятельности, как третье направление региональной инвестиционной политики, принято делить на две большие группы: софинансирование, субсидирование инвестиционной деятельности и механизмы налогового стимулирования. В рамках первой группы на территории Вологодской области осуществляется: софинансирование инвестиционных проектов (до 50% инвестиционных расходов), субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговых платежей (в размере 2/3 процентной ставки), предоставление государственных гарантий и инвестиционных грантов (от 50 тыс. до 1 млн руб.).
Действенность этих мер требует от региональной администрации прежде всего перехода от логики «бюджетных расходов» к логике «бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы региона». Также целесообразным является развитие в регионе инфраструктуры рискового финансирования – венчурных фондов, деятельность которых направлена на финансирование исключительно инновационных проектов. В структуру капитала фонда могли бы войти средства крупных компаний, ведущих свою деятельность на территории региона, а также средства регионального бюджета. Несмотря на то, что система венчурного финансирования в РФ еще слабо развита, практика показывает, что деятельность подобных фондов положительно сказывается на развитии регионального бизнеса.
В плане налогового стимулирования в настоящее время субъекты РФ сильно ограничены. Эффективной мерой стимулирования инвестиционной активности может стать инвестиционный налоговый кредит. Он дает право организациям длительное время (до 5 лет) уменьшать платежи по налогу с условием возврата неуплаченного налога по окончании срока действия кредита и уплаты процента за пользование кредитом (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ).
Главный агент модернизации
Таким образом, практика инвестиционно успешных регионов России позволяет определить активизацию инвестиционной деятельности как одну из приоритетных задач для органов региональной власти. Однако в данном случае инвестиции – это всего лишь инструмент, а не цель. Целью региональных властей должно стать создание тысяч рабочих мест, реконструкция и строительство новых конкурентоспособных производств. И главную роль в этом процессе должен играть, в первую очередь, частный бизнес, именно он должен стать главным «агентом модернизации».
К тому же органы власти помимо реализации последовательных и комплексных решений должны также формировать принципиально новые отношения с инвесторами, в центре которых осознание того, что бизнес нужно не «доить» и обременять, а создавать для него благоприятные условия.
Оставить комментарий: