автор: Наталья Дробязко. Фото: Сергей Богданов дата: 10.06.2015 + 0 -

«Вологодское варенье»: рецепт успеха

«Вологодское варенье», приготовленное специалистами «Вологодского комбината пищевых продуктов леса» из натуральных ягод и плодов с применением щадящей технологии варки, сегодня известно не только в России, но и за рубежом. Подобно маслу и кружеву, оно стало ещё одним характерным брендом нашей области. О том, как превратить лесную ягоду в уникальный продукт и завоевать доверие и любовь потребителей, рассказывает директор комбината Роман Кузнецов.

"Когда ты сам собирал ягоды, вёз их, тряс, морозил, чистил, варил, разбирался с оборудованием, когда знаешь, как всё это работает, тогда и хороший продукт можешь сделать."

— Роман Николаевич, в апреле этого года вы завершили второй этап модернизации и реконструкции производства консервированных продуктов. Это говорит о длительном и успешном развитии комбината, однако всегда интересно вспомнить, с чего всё начиналось.

— Действительно интересно… «Вологодский комбинат пищевых продуктов леса» занимается выпуском продуктов «сладкой» группы с 2001 года.

Развитие производства началось с выработки протёртых и дроблёных ягод с сахаром, в настоящее время ассортимент предприятия насчитывает более 100 наименований продукции. Среди них варенье, джемы, ягодные смеси с сахаром, десерты. С октября 2013 года нас поддерживает Корпорация развития Вологодской области, точнее, она сопровождает реализацию инвестиционного проекта по реконструкции и модернизации нашего комбината.

— Какие цели вы ставили, приступая к модернизации?

— Два-три года назад мы задумались о том, что необходимо разработать и выпустить на рынок совершенно новый по качеству продукт, который бы обладал еще более насыщенным вкусом, отличительным дизайном упаковки и повышенной степенью безопасности. То есть, если раньше мы позиционировали свой продукт как верхний сегмент «средней полки», то теперь решили поднять планку. Ведь что такое продукция премиум-класса? В первую очередь, это отборное сырьё, уникальная рецептура и технология изготовления, а также эксклюзивный дизайн упаковки и повышенная степень безопасности продукции. Однако, задавшись такой целью, мы поняли, что для начала должны модернизировать производство. Потому что нам элементарно не хватало площадей, и это создавало определённые трудности, к тому же существующее оборудование не позволяло решать поставленные задачи.

— И как вы поступили?

— Мы начали с того, что в 2013 году построили большой цех на 1000 кв. м, в котором соединили все участки и создали поточный цикл производства. Можно сказать, что это и было первым этапом модернизации. Для расширения производства нам не хватало электрических мощностей, поэтому пришлось подводить дополнительную линию электропередачи и строить трансформаторную подстанцию мощностью 1,2 МВт. Для запуска нового продукта «Вологодское варенье» мы приобрели новое технологическое оборудование. А в апреле 2015 года завершили строительство холодильного комплекса для единовременного хранения двух тысяч тонн плодово-ягодного сырья и цеха по первичной переработке ягод и фруктов. Ну, и новый административно-бытовой комплекс с новой исследовательской лабораторией — тоже не последнее дело.

— Как это всё сказалось на производстве?

— Специфика нашей работы такова, что сырьё закупается в основном летом и осенью, когда идет сбор урожая. Но чтобы купить как можно больше сырья в сезон по выгодной цене, нужны площади для хранения. Арендуемые холодильные камеры не позволяли нам этого сделать. Теперь же, благодаря своим морозильным камерам, с этой проблемой справились. И еще одно достижение на сегодняшний день в том, что весь цикл производства оказался замкнутым в одном месте: сюда прямо из леса «приезжает» ягода, здесь попадает в морозильник, затем в цех подготовки сырья и после — в варочный. Это очень удобно, тем более что таким образом мы экономим на аренде помещений и транспортировке.

— При этом процесс реконструкции и модернизации ещё продолжается?

— Да. Сейчас у нас строится цех по очистке ягод. В будущем это позволит нам более качественно отбирать сырьё для производства, то есть улучшит конечные показатели. Кроме того, администрация города Вологды помогает нам в строительстве собственного выезда на улицу Преображенского. Сейчас наш транспорт проезжает по территории соседних организаций и зачастую создает помехи движению, особенно в зимний период. Также планируем в ближайшее время провести реконструкцию котельной, проложить газопровод, построить склад готовой продукции. В общем, дел много, отдыхать некогда.

— Вы упомянули, что в этом году приобрели новое оборудование. Расскажите об этом подробнее.

— Среди всего прочего мы купили новую укупорочную машину и новый этикет-автомат. Это оборудование специально изготавливалось под нашу новую банку для «Вологодского варенья». Хотели, чтобы банка была необычная, непохожая на другие, поэтому и стандартное оборудование нам не подходило. Сделали на ней двойной контроль вскрытия — крышку с клапаном и дополнительную контрольную ленту. Так мы обеспечиваем покупателю дополнительные меры защиты и уверенность в том, что баночку никто не вскрывал и продукт сохранил все свои натуральные свойства.

На данный момент мы уже продали более 600 тысяч банок с «Вологодским вареньем», а в ближайшее время планируем выпустить в таких же банках два новых продукта: конфитюр и десерт. Последний отличается меньшей закладкой сахара и более выраженным ягодным вкусом, поэтому пользуется особой популярностью у женщин. Первые поставки в торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга показали, что спрос на него увеличивается. В планах есть и продукция по линейке здорового образа жизни: например, конфитюры на фруктозе с заменителем сахара.

Признание высокого качества «Вологодского варенья» - хороший стимул для развития импортозамещения в премиум-сегменте продовольственных товаров.

— Насколько популярна ваша продукция за пределами региона?

— Наша продукция распространяется по всей стране, во всех крупных федеральных и международных сетях. Для сети МЕТRO, например, мы уже более пяти лет делаем продукцию под их торговой маркой. Нашу продукцию можно купить в странах Европы, в США, Канаде, Австралии, Израиле. В Америке «Вологодское варенье», к примеру, распространяется через интернет магазин RussianTable.com. Эта компания является ведущим импортером российских и европейских пищевых продуктов в Соединенных Штатах. Так что, думаю, мы многим известны, и в России, и за рубежом.

— Есть чем гордиться. А какое варенье ценится в России больше всего?

—  По нашим объемам продаж могу сказать, что самое популярное варенье в России, — малиновое. На втором месте — клубничное, за ним — персиковое, абрикосовое, и только потом — лесная ягода. Хотя в каждом регионе процент продаж того или иного варенья разный. У нас в Вологде это фрукты и клубника, на юге очень хорошо идет черника, что закономерно, так как многие сами делают заготовки из того, что произрастает в их районе.

Конечно, в последнее время сырьё заметно подорожало, как и сахар. Но цену мы поднять особо не можем, максимум на 7-10 %. Поэтому всерьёз задумались о дальнейшем развитии и пришли к мнению, что ягоды и фрукты надо выращивать самим. Если по лесным ягодам у нас система заготовок более или менее налажена, то по садовым ягодам и фруктам есть над чем поработать. Сегодня, в условиях кризиса, это общая для отрасли тенденция. Некоторые предприятия, например, покупают землю на юге и планируют выращивать там вишню, персики и абрикосы, хотя их производства находятся, как и у нас, в Северо-Западной части страны. Так что и мы тоже смотрим в этом направлении.

— Государство вас поддерживает?

— Мы являемся предприятием малого бизнеса, поэтому активно пользуемся помощью, предусмотренной в рамках господдержки МСП. В 2013 году получили возмещение первоначального взноса на сумму 2,5 млн руб. по договорам лизинга. Кроме того, при активной поддержке Корпорации развития попали в число приоритетных инвестиционных проектов Вологодской области, курируемых лично губернатором. На мой взгляд, все формы господдержки в первую очередь рассчитаны на то, чтобы заставить предпринимателя быстрее принимать решения, стимулировать бизнес. Помню, когда мы придумали бренд «Вологодское варенье», решили, что хотим создать продукт, узнаваемый наравне с маслом и кружевом, и пришли в Корпорацию развития с этой идеей, их она тоже по-хорошему зацепила. Дело сдвинулось, а потом постепенно набрало обороты.

— Как повлиял на вас экономический кризис? Не спутал планы?

— Было сложно. Тем более что у нас как раз шло строительство цеха и приобреталось оборудование. А это в основном импорт. Мы его начали в сентябре прошлого года, а зимой попали в самый пик, когда были сумасшедшие цены на стройматериалы и оборудование. Из-за этого немножко задержались — по планам должны были запуститься в январе, а не в апреле. Но, как бы там ни было, в итоге всё получилось, и мы очень довольны.

— Известно, что вы и в жизни города с удовольствием участвуете…

— Да, насколько можем. Поддерживаем значимые для города культурные мероприятия и социальные проекты – такие, например, как фестиваль «Мультиматограф», КВН. Дружим с 26-й школой, шефствуем над мальчишками и девчонками. Стараемся помогать им материально и информационно, а они никогда не забывают поздравлять нас с праздниками, приезжают к нам на производство, устраивают творческие вечера, концерты, дарят возможность отвлечься от работы. Бывает, работаем с ними над молодёжными научными проектами. Например, не так давно школьники разработали новаторскую идею изготовления сахарозаменителя из опилок. Наши специалисты воплотили их замысел в жизнь, приготовили варенье с таким сахарозаменителем, и ребята представили этот проект в Москве. В общем, мы стараемся заботиться о будущем – может, кто-то из них потом придет к нам на работу.

— Ну и напоследок, поделитесь с нашими читателями своим секретом успеха.

— Я пытался задавать себе такой вопрос и вот что понял: чтобы управлять производством, нужно сначала узнать его изнутри. Когда ты сам собирал ягоды, вёз их, тряс, морозил, чистил, варил, разбирался с оборудованием, возился с насосами, мешалками и закаточными машинками, когда знаешь, как всё это работает, тогда и хороший продукт можешь сделать. Намного сложнее суперэкономисту прийти на производство и, не имея живого опыта, влиться в работу. Другими словами, в деле надо разбираться от и до, так как преимущество бизнеса зачастую заключается именно в деталях, в малейших нюансах. Это и есть секрет успеха.

    автор: Наталья Дробязко. Фото: Сергей Богданов дата: 10.06.2015 + 0 -

    Оставить комментарий: