автор: Роман Кожин дата: 04.03.2019 + +1 -

Амазония Джеффри Безоса

В начале января все мировые информагентства облетела сенсационная новость: самый богатый человек в мире Джефф БЕЗОС разводится. Журналисты тут же принялись подсчитывать сумму, которая достанется супруге основателя компании Amazon. Какова же история попадания на бизнес-олимп незаурядного человека, умудрившегося опередить по размеру состояния самого Билла Гейтса? 

Тяга к технике

Джеффри Претон Безос родился 12 января 1964 года в американском городке Альбукерке (штат Нью-Мексико). Мальчик рано начал проявлять интерес к технике. В своей комнате он разобрал и собрал все, до чего сумел дотянуться. Джеф запирался в комнате и изобретал разные фантастические штуки: солнечную батарею из фольги и зонтика, дверной звонок из старого будильника и прочие мелочи. Каждое лето он уезжал на ранчо и вместе с дедом воплощал в жизнь некоторые из своих затей. Они усовершенствовали ветряную мельницу, мини-комбайн, гусеничный трактор.

Учеба давалась подростку легко. После школы поступил в Принстонский университет на кафедру электронно-измерительных приборов и информатики физического факультета. Он с отличием окончил вуз и устроился в компанию Fitel, которая намеревалась совершить инновационный прорыв на рынке финансовых сделок: ее ПО помогало участникам финансового рынка играть на разнице в стоимости одних и тех же активов в разных странах.

В поисках своего места

Проработав в Fitel два года, Джефф Безос понимает, что развить компанию до глобальных масштабов не удастся. На его резюме откликаются рекрутеры из фирмы Bankers Trust: но и там, несмотря на стабильную зарплату и неплохую должность, будущий миллиардер ощущает себя не в своей тарелке.

Тем не менее именно в финансовом секторе ему предложат продолжить свою карьеру. Вскоре он становится сотрудником компании D.E. Shaw, основателем которой является доктор технических наук Дэвид Шо. За 4 года работы Джефф Безоc дослужился до должности старшего вице-президента. 

«Джеффри был технарем-программистом, который без труда мог понять принципы работы новой машины или детали нового программного пакета любой степени сложности. Но в то же время он был и креативщиком, человеком с развитым чувством вкуса, способным создавать нечто новое и получать от этого удовлетворение», — так отзовется о своем подчиненном Дэвид Шо. 

У Джеффа всегда было два образца для подражания: Томас Эдисон и Уолт Дисней. Первый был гениальным изобретателем и неважным бизнесменом, второй был изобретателем поплоше, но зато дела вел получше. Безос же искренне полагал себя гениальным изобретателем и бизнесменом.

Материализация мысли

Однажды в его голове возник вопрос: «Почему электронная коммерция сможет принести больше денег, чем коммерция традиционная? Люди всегда хотят пощупать товар до покупки. Только лекарства приобретаются по чужому рецепту. Но стоит ли связываться с Минздравом? Нет, себе дороже. Автомобили? Компьютеры? Это вечная головная боль с гарантийными обязательствами. Так что же?»

Раздался звонок. Безос снял трубку. Звонила жена, занимавшаяся написанием книг: «А что если книги продавать через Интернет». Уже на следующий день Джефф побывал на ежегодном конгрессе лидеров книжного бизнеса Америки, где ему удалось убедить «бумажных акул» в перспективности виртуального книжного магазина.

Стартовый капитал в размере 300 тыс. долл. предприниматель взял у отца. Сумма, выложенная папой, составила около 6% начального капитала. Своим инвесторам Джефф честно говорил, что шанс потерять все вложения составляет примерно 70%, но родители, вложившиеся в дело, верили в сына.

Джефф Безос с супругой долгое время не могли придумать подходящее название для будущей фирмы. Только по прошествии пары недель они решили назвать предприятие Amazon. Это слово происходит от имени известной реки Амазонки; ее бесконечные полноводные притоки стали прекрасным символом компании, продающей сегодня все подряд.

Шел 1994 год. В обстановке строжайшей секретности началась работа над сайтом Amazon. Когда прототип сайта был готов и запущен, Джефф попросил 300 человек из числа знакомых протестировать проект. Проверка прошла на ура — система работала прекрасно на всех платформах. И 16 июля 1995 года Безос открыл сайт миру, попросив всех друзей посодействовать в распространении информации о нем. Поначалу Amazon.com работал без рекламной поддержки в прессе. И всего лишь через месяц после открытия новый интернет-магазин уже поставлял товары по всей территории США и более чем в 40 других стран мира. К сентябрю недельные продажи магазина дошли до 20 тыс. долл.

Работая над усовершенствованием сайта, Джеффри Безос со своей командой ввел в обиход ранее не существовавшие понятия one-click shopping (покупка одним кликом), customer reviews (отзывы клиентов) и e-mail order verification (подтверждение заказа по e-mail).

Закономерным итогом двухлетних трудов стал выход компании Amazon на IPO. Успех был ошеломляющий: первоначальная цена акций в первые же дни почти утроилась. Дальнейший их рост быстро сделал Безоса миллиардером.

Основатель компании очень хорошо продумал механизмы работы своего детища. В итоге это спасло его компанию от краха, который постиг большое число IT-компаний в 2000 году, когда произошло резкое падение индекса NASDAQ. Тогда Amazon.com потеряла около 500 млн долл., но смогла удержаться благодаря четкому планированию долгосрочных перспектив развития и получения прибыли.

Амазонские притоки 

Сегодня компания является одним из гигантов ИТ-индустрии и представлена в разных отраслях. Так, в апреле 1998 года Amazon купил Internet Movie Database (IMDb) — гигантскую базу данных о фильмах, актерах, телешоу и видеоиграх. Превращение IMDb из общенародного некоммерческого сайта в бизнес-машину было воспринято многими пользователями, как пощечина. Но, как показало время, ничего страшного не произошло. Основной контент IMDb остался бесплатным, за небольшую плату (100 долл. в год) клиент получал более удобный интерфейс, расширенный поиск и несколько других приятных бонусов.

В 1999 году компанией была куплена система Alexa Internet — интересный сплав поисковой машины и базы данных о различных сайтах. При помощи специальных тулбаров, размещенных на страницах ее партнерской сети, система собирает информацию о количестве трафика, проходящего через эти ресурсы. Данные очень точны, и количество сайтов в этой сети огромно. Alexa Internet сотрудничает с сервисами Google и Open Directory, что делает этот рейтинг по-настоящему авторитетным.

В сентябре 2003 года Amazon представила собственную систему поиска A9. Поисковик отличается от других подобных систем рядом интересных деталей. Например, А9 стал первым поисковиком, ориентированным на поиск товаров среди огромной сети интернет-магазинов. Поисковик помогает находить не только товары, но и вести поиск внутри книг.

Еще одним нестандартным для бизнеса компании продуктом стал гаджет — электронная книга Amazon Kindle, которая позволяет пополнять свою библиотеку через Интернет. Книги, естественно, можно купить прямо на Amazon.com.

Примечательно, что компания не дает абсолютно никакой платной рекламы устройства, стараясь образовать вокруг него сообщество, завлечь клиентов отзывами других людей и высказываниями самого Джеффри Безоса. При этом на сегодняшний день по количеству оставленных рецензий Kindle занимает первое место в разделе «Электроника» на сайте компании. 

Пожалуй, стоит сказать еще несколько слов о магазине цифровой музыки Amazon, который с некоторых пор является главным конкурентом Apple iTunes. Безос также занимается и другими проектами, среди которых — Blue Origin. Эта компания была создана в 2000 году, и ее специализацией является суборбитальный туризм.

«Прибегать к инновациям нужно всегда. Это надо делать и в хорошие времена, и в плохие. В новаторстве вы должны быть одновременно упрямыми и гибкими. Если вы не упрямый, вы будете отказываться от экспериментов слишком рано. Если вы не обладаете гибкостью мышления, вы будете биться головой о стену и не увидите другого решения проблемы», — таковы установки самого богатого человека в мире, каковым он, как пишут СМИ, уже не будет после развода с супругой. Впрочем, это и не так важно. Главное то, что его детище является сегодня крупнейшим интернет-магазином в мире.

Правило бизнеса Джеффа

Поначалу Безос старался как можно быстрее увеличить долю рынка, вкладывая в дело все, что получал. Постепенно темпы роста стали опережать даже смелые планы Джеффа, но, несмотря на это, он продолжал поддерживать шесть основных ценностей: верность клиенту, право собственности, активность (стремление к действию), экономность, высокие запросы к поступающим на работу и новаторство. «У нас все вращается вокруг клиента, — говорил создатель Amazon. — Наш магазин — это то место, где люди могут найти и купить все, что только можно пожелать, не отходя от компьютера». 

    автор: Роман Кожин дата: 04.03.2019 + +1 -

    Оставить комментарий:

    Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.